Формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

В наши дни особое значение приобретает нравственно-эстетическое отношение человека к природе. Сохранение здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охрана природной среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли не может самостоятельно нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Ученые констатируют нарушение механизма стихийного воспроизводства экологических условий жизни на нашей планете

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 123.92 Кб (Скачать)


Введение

 

В наши дни  особое значение приобретает нравственно-эстетическое отношение человека к природе. Сохранение здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охрана природной среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли не может самостоятельно нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Ученые констатируют нарушение механизма стихийного воспроизводства экологических условий жизни на нашей планете [7].

Сущность  экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию у них нравственно-эстетического отношения к природе.

Целью данной работы является всестороннее изучение проблемы формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников.

Задачи исследования:

  • рассмотреть различное отношение к природе в истории человечества;
  • выяснить роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе;
  • убедиться в том, что экологическое воспитание является составной частью нравственно-эстетического воспитания младших школьников;
  • определить типы отношений младших школьников к природе до и после основного (формирующего) эксперимента;
  • провести математическую обработку результатов и сделать выводы.

Объект исследования — нравственно-эстетический тип отношения младших школьников к природе.

Предмет исследования — формирование нравственно-эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что разработана система занятий по формированию нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира, включающая эффективные методические приемы формирования у младших школьников эстетического вкуса, определена последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами природы, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания и дает возможность широко использовать эту разработанную систему учителями начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников

 

1.1 Различное отношение к природе  в истории человечества

 

Культуру  часто определяют как «вторую  природу». Такое понимание восходит к античной Греции: Демокрит считал культуру «второй натурой».Один из подходов к проблеме формулируется в противопоставлении природы и культуры, другой подход определяет взаимосвязь природы и культуры[10].

Изначально  культура понималась как нечто надприродное, отличающееся от естественности, возникшее не «само по себе», а в результате человеческой деятельности. Вместе с тем культура включает в себя и саму деятельность, и ее продукт. Следует заметить, что деятельность органично связана с тем, что природа предлагает в своей первозданности человеку. Прямое воздействие природных может быть четко прослежено по разным направлениям — от орудий труда и технологий до особенностей быта и высших проявлений духовной жизни. Это позволяет говорить, что культурное действительное не что иное, как природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. Вместе с тем культура есть нечто противоположное природе, существующей вечно и развивающейся без участия человека.

Христианская  традиция радикально изменила взгляд человека на среду своего обитания. Она унаследовала от иудаизма не только линейную концепцию неповторимого исторического времени, но и предание о последовательных стадиях творения, в частности, о сотворении самого человека. Согласно этой религии, человек как бы возвышается над природой космическим циклом времен. В природном царстве стала утверждаться духовная монополия человека. Действенно практическая настроенность западного христианства содействовала покорению природы.

Целостное и всеобъемлющее понимание природы, как оно сложилось в античной философии, в последующие века стало разрушаться. В разные эпохи появились специфические версии природы, в которых частная интерпретация оказывалась всеобщей.

Огромное  влияние природы на образ жизни  человекавпервые было выражено теоретически концепцией, так называемого географического детерминизма (Ж. Боден, Ш. Монтескье, Ж. Реклю, И.И. Мечников). Именно среда является определяющим фактором общественного культурного развития, причем влияние природы трактуется и материалистически, и идеологически. Сторонники географического детерминизма исходят также из неизменности среды, ее влияние на человека.

Очень долго  на Западе, преобладал взгляд, согласно которому человек после длительного периода первобытной дикости и бесприютности вправе претендовать, если не на «покорение», то хотя бы на подчинение природы своим стремительно растущим материальным потребностям — скрытому двигателю всякой культуры. Говоря о ее «великой общей задаче самосохранения в борьбе против подавляющей мощи природы», 3. Фрейд, например, писал: «Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование — защита нас от природы»[10].

Вышеприведенные слова З. Фрейда представляются совершенно справедливыми, но относящимися лишь к определенному этапу существования на Земле биологического вида HomoSapiens. По весьма приблизительным данным антропологии, человек как живое существо появился на нашей планете многие миллионы лет тому назад, а его первые зафиксированные и более или менее внятные «культурные» проявления имеют возраст не более полумиллиона лет. На этом огромном отрезке времени Н.А. Бердяев выделяет «четыре периода в отношении человека к природе: 1) погружение человека в природу, 2) выделение из природы, противопоставление природы и борьба с ней, 3) обращение к природе для овладения ею, 4) восстановление связи человека с душой природы и духовное овладение природой». Слова З. Фрейда, несомненно, могут относиться лишь к 2) и 3) периодам бердяевской схемы и представляют собой всю известную нам историю творческого существования человечества от «язычества» и до современной и далеко не совершенной «цивилизации»[10].

С философско-антропологической  точки зрения, созданная трудом и  мыслью человека искусственная среда, своеобразная система внебиологических механизмов или так называемый «культурный слой» на поверхности Земли, в ее недрах, глубинах мирового океана, в атмосфере, а ныне и в ближайшем космосе может рассматриваться как «вторая природа».

В прояснении неразрывной связи между культурой  и природой революционная роль принадлежит выдающемуся российскому естествоиспытателю и мыслителю В.И. Вернадскому (1863 — 1945). Он органически соединил в своем обширном творчестве естественнонаучное и гуманитарное видение мира, науки о земле и «живом веществе» с науками о человеке и обществе, способствуя превращению культурологии во всеобъемлющее учение будущего, рассматривающее судьбы человечества в неразрывном единстве с природой и космосом. Для современной культурологии определяющее значение имеет его учение о ноосфере. Считая ноосферу продолжением и высшей формой биосферы, он говорил о мировой духовной и материальной культуре, которая возникла из растительного и животного мира и в течение многих миллионов лет существования человека превратилась в геологический фактор, изменяющий и одухотворяющий лик нашей планеты и ближайшего космоса. В.И. Вернадский выдвинул гипотезу о том, что наряду с другими видами энергии и биохимической энергией живого вещества с появлением на земле человека начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, которые стали важнейшими силами в формировании нового облика планеты[10].

В конце  XX века вопрос о взаимоотношениях человека и природы следует поставить так: насколько плодотворен «обмен веществ» между биосферой и ноосферой, а точнее — «техносферой», ибо именно эта последняя угрожает человечеству? И еще более жестко: не погубит ли человек и созданная им цивилизация саму биосферу и даже вообще всю нашу планету?

Решающим  обстоятельством в выработке  новой концепции природы является экологическая проблематика. Именно она жестко диктует правила дальнейшей методологической «игры» в отношениях человека и природы и в научно-философском переосмыслении этих отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль учебных предметов в  формировании нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников

 

На основе разработки научных представлений  и обобщения передового опыта, сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понимания, воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить и творить по законам красоты.

Такое определение  достаточно полно отвечает и задачам  формирования развитого нравственно-эстетического отношения к природе, как необходимого элемента общей нравственной, эстетической и экологической культуры человека. С раннего возраста необходимо развивать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, богатство и красоту родной природы. Для осуществления этих целей лучше всего использовать возможности каждого учебного предмета, а особенно: литературы, природоведения, музыки, изобразительного искусства, технологии.

Помочь  детям полюбить природу, стать ее большими и добрыми друзьями, помочь им воспринять и познать окружающий мир, дать им знания о явлениях и законах природы — важнейшая задача учителя [14].

Начальный курс природоведения способствует углубленному познанию явлений природы, учит детей видеть, различать, сопоставлять эти явления в разные времена года. В каждом из них дети увидят своеобразие, особенности, богатство форм, цвета, звуков, то прекрасное, что сами дети не всегда могут осознать и оценить. Они впервые вводятся в мир научных понятий, знаний о природе через учебный курс «Природоведение». Природа познается как единое целое, где все взаимосвязано, взаимообусловлено. Дети знакомятся с деятельностью человека, узнают о его преобразующей деятельности, об охране природы человеком. Начальный курс природоведения дает знания, способствующие формированию нравственно-эстетического отношения к окружающему миру. В процессе наблюдений усваивается чувственное познание в целом: ощущения, восприятия, представления, формируют образы воспринимаемых предметов и явлений, активизируют возникновение понятий, развитие мыслительной деятельности и элементов нравственно-эстетического отношения к миру природы. Наблюдательность обогащает знания, представление детей о предметах, явлениях природы, способствуя развитию и эстетической восприимчивости. Постепенно накапливаются и систематические знания, которые помогают детям указать причину того или иного увиденного явления, дать ему правильное объяснение.

Курс  природоведения в начальных классах  имеет глубокое воспитательное значение, пополняя знания, содействуя воспитанию гуманных и патриотических чувств; предоставляет учителю большую возможность в осуществлении нравственно-эстетического развития и воспитания детей. Ведь природа и ее свойства — богатейший источник эстетических чувств, впечатлений, необходимых для гармоничного развития ребенка. Для нравственно-эстетического развития и воспитания детей, на уроках природоведения, многое дают материалы учебников и дневников наблюдений. Дневник наблюдений за природой побуждает школьников не только воспринимать, но и кратко записывать свои наблюдения за погодой, растениями, животными; зарисовывать и раскрашивать картинки, заучивать стихотворения и пословицы, отгадывать загадки.

Уже первые наблюдения детей дают им представления  об осени как сезонном явлении природы, времени года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Наряду с познанием закономерных свойств природных явлений, дети воспринимают и поэтические картины осени. В дневнике наблюдений детям предлагаются и творческие задания эстетического плана: раскрасить изображенные листья березы, клена, дуба, рассмотреть и составить рассказ по картине «Осенние работы» или по своим наблюдениям «Природа осенью». Детям предлагается отгадать загадки и нарисовать то, что они обозначают. И как проявление заботы о природе, предлагается сделать кормушку для птиц [5].

Экскурсии в природу также имеют огромное воспитательное значение. Любая экскурсия, прогулки в лес, парк, сквер, сад или даже по городу, способствуют воспитанию в детях чувства прекрасного. В.А. Сухомлинский писал: «…во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа — это наш дом, природа — частица нас самих, а равнодушие к природе — это безразличие к собственной судьбе…» [11].

Готовясь  к уроку, по программе «Природоведение» во 2-ом — 3-ем классах, учитель не должен проходить мимо всего того поэтического, глубоко эмоционального, что дает детям природа, ее картины, образы, краски. Включение в учебный процесс на уроках сочетания яркой характеристики природных явлений с художественным образом произведения, народной пословицей, поговоркой, загадкой поможет детям еще глубже воспринимать эти явления, полюбить родную природу. И столь же важно давать детям постоянное ощущение связи того, что они изучают на уроке, с тем, что они видят, делают, создают за порогом школы.

Природоведение  в начальных классах школы  особенно важно потому, что все дети изучают и познают многообразный мир природы. Все они ведут наблюдения, заботятся и охраняют природу, становятся ее исследователями, друзьями. Рассказы учителя, экскурсии, наблюдения над явлениями природы, посильная деятельность и творчество — все это пробуждает у детей чувство любви к родной природе, желание быть ее добрым другом.

Информация о работе Формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников