Формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

В наши дни особое значение приобретает нравственно-эстетическое отношение человека к природе. Сохранение здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охрана природной среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли не может самостоятельно нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Ученые констатируют нарушение механизма стихийного воспроизводства экологических условий жизни на нашей планете

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 123.92 Кб (Скачать)

Постоянное  внимание к раскрытию экологических  связей значительно повышает интерес  учащихся. Словесными методами конкретными  примерами решается ряд задач. Слово  помогает углубить, осознать связи  и зависимости, существующие в природе. Словесные методы позволяют раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней, сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. Развиваем способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении, факте. Ученик приучается слушать и слышать учителя. Очень важно создать соответствующую эмоциональную атмосферу. Для этого подбираем рассказы, сказки, стихи по темам занятий.

Экологические представления у детей формируются  лишь при непосредственном наблюдении природы. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Каждая экскурсия подготовлена, имеет тему, цель и задачи. Составляем план, выбираем место, планируем организационные формы деятельности учащихся. Все явления рассматриваем в тесной взаимосвязи и развитии. Перед экскурсией дети заучивают стихи о природе. При проведении используем загадки, дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Перед экскурсией даём детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Уделяем большое внимание повышению познавательной активности учащихся. Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывать жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

Совершенно  меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают  и оценивают его состояния. Основой  эмпатического чувства ребёнка в этом случае является феномен децентрации — способности встать на позицию другого, понять его, увидеть ситуацию чужими глазами [1.c.39].

Очень интересны  и целесообразны для этого  игровые задания, которые связаны  с разыгрыванием ролей различных  объектов живой природы. Например: «Встретились ёж с белкой и разговорились…»; «Выглянул подснежник из-под снега, огляделся и подумал…» и др.

Формирование  экологических понятий у младших  школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.

Стимулируем учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развиваем творческое мышление, умение предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формировать исследовательские навыки, умения, способности принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания, вовлекаем ребят в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявлять редких и исчезающих видов, организация экологической тропы).

 Очень  часто на уроках ознакомления  с окружающим миром используем проблемные экологические ситуации, где ребята предлагают свои проекты по защите природы. Увлекает учащихся и такая работа как составление кроссвордов, участие в викторинах, сочинение сказок на экологическую тему, защита экологических плакатов. Свои знания и умения ребята проявили участием в областном телекоммуникационном проекте «Судьба природы — наша судьба», где заняли 1 место среди учеников 3-х классов.

 В  нравственно-экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придавать экологическую ориентацию, выделяем уроки-праздники и тематические уроки («Праздник леса», «Лесной карнавал», «Береги природу»). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. «Охрана природы — долг каждого» — вот основная идея, которая красной нитью проходит через композицию всякого натуралистического дела.

Популярностью у ребят пользуются конкурсы и  турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой викторины, соревнования и выступления. Например, турнир знатоков природы может включать несколько этапов: лучший знаток тайн природы, конкурс рисунков «Природоохранительные знаки», реклама книг о природе, конкурс устных рассказов на тему: «Красная книга природы» и др.

Экологическое образование создаёт реальные возможности  для осуществления межпредметных связей. В начальной школе практически все предметы ведёт один учитель, поэтому тема экологии звучит на всех уроках. На уроках чтения составляем рассказы по сюжетной картинке, проводим разбор сравнительных оборотов в стихах. На уроках русского языка даём начало рассказа на экологическую тему, его нужно продолжить; пишем сочинения по наблюдениям на экскурсии, сочинения-описания животного (растения). На уроках математики составляем задачи на основе экологических знаний.

Система межпредметных связей обеспечивает определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих умениях школьников.

Ученики, получая определённую систему знаний, усваивают нормы и правила  нравственно-экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Эти нормы и правила формируются в определённых условиях. Первое важнейшее условие — экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов. Второе непременное условие — нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов: внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, охрана и подкормка птиц, уборка природных территорий, шефство над памятниками природы и тому подобное.

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников — приоритетное направление в работе школы, осуществляем с учётом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников.

В работе по формированию у детей нравственно-эстетического  отношения к природе большую роль играют совместные действия детей: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представленияи т.п. Когда дети находятся в группе сверстников, то испытываемые ими эмоции получают как бы внешнее подкрепление, одобрение, становятся разделенными эмоциями. Дети испытывают общие чувства, обмениваются ими с другими. В школьниках пробуждаем сочувствие, вслед за которым возникает и сопереживание.

Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечиваем с  помощью использования разнообразных методов (Смольянинов 1984: 124):

- метод  побуждения к сопереживанию; 

- метод  убеждения при формировании первоначальных  проявлений эстетического вкуса;

- метод  поисковых ситуаций, побуждающий  детей к самостоятельным действиям, творчеству.

Формы организации  обучения используемразличными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений и т.д.

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней нам помогает метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной обращаем внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна — набуханиепочек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с нами вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С. Маршака, Ю. Коринца и др.

В начале экскурсии обращаем внимание детей  на красоту окружающей природы, учим всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий детей знакомим с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учим подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываем некоторые природные взаимосвязи и показываем, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуем практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий у нас возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения (см. Приложение 1).

Проводим  заочные экскурсии-беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности. Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

Конкретные  представления о предметах и  явлениях окружающей природы, о труде людей в природе уточняем и закрепляем в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания, классификации, соотнесения. Например, раздаём опавшие листья с различных деревьев (клен, дуб, береза) по сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву.

Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического  отношения к природе считаем постановку проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры.

Познавательные  ситуации чаще предлагаются нами. Например, показываем картину: на заснеженной лесной поляне-следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины. Ставим вопросы:

- Какие  животные здесь побывали?

- Что  о них можно сказать по этой  картине? 

К ответам  дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.

Важны в  воспитательном отношении такие  проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например, «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставим вопросы:

- Как  вы думаете, что сказала Катя  подруге? 

- Права  ли она?

Наиболее  полно запросам экологического образования  и воспитания учащихся младшего школьного  возраста отвечают дидактические игры. Главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает учиться — учениездесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с карточками, загадками о растениях и животных, игры-викторины: «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?», «Лесные ориентиры, цветочные часы, лесные загадки» и т.п. (см. Приложение 2).

Использование дидактических игр на уроках, экскурсиях, прогулках, во время турпоходов, при  подготовке домашних заданий, на занятиях в группе продленного дня позволяет  нам значительно расширить знания учащихся о взаимосвязях человека с природой, об объектах природного окружения, которые необходимо знать, чтобы умело использовать и оберегать.

Решению задач экологического образования  в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь». При разработке содержания игр экологического характера стараемся, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаем знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т.е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Систему ролевых игр строим с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Для детей младшего школьного возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ, людей, которые используют и охраняют природу.

Педагогически правильно организованная игровая  деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Контрольный эксперимент

 

Цель  контрольного эксперимента — проверить  эффективность предложенной системы работы по формированию нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников.

Анализ  результатов этого этапа показал, что у учащихся, участвующих в эксперименте, произошли значительные позитивные изменения по всем показателям отношения к природе. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру, увеличилось число детей, которые стали считать животных самоценными живыми существами, правильно оценивали последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Младшие школьники стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям природы, научились сопереживать состоянию животных и растений в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению к непривлекательным представителям животного мира.У испытуемых проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие с животными приобрело гуманный характер.

Информация о работе Формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников