Формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

В наши дни особое значение приобретает нравственно-эстетическое отношение человека к природе. Сохранение здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охрана природной среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли не может самостоятельно нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Ученые констатируют нарушение механизма стихийного воспроизводства экологических условий жизни на нашей планете

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 123.92 Кб (Скачать)

1 урок  — «Природные богатства России. Использование природы человеком».

2 урок  — «Освоение и охрана недр  в Российской Федерации».

3 урок  — «Воздух и вода в жизни  человека, их охрана».

4 урок  — «Почвы, растения и животные, их охрана».

Учитель должен донести до сознания детей  идею необходимости бережного отношения к природе, воспитать у школьников любовь к природе во всех ее проявлениях. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем мире небыли сведены к набору отдельных сведений, а давались определенной системе и последовательности, чтобы они объяснялись в форме доступной для учащихся. Проблемы охраны природы следует рассматривать ненавязчиво, постепенно, так как главная задача — вызвать интерес к природным объектам, воспитать уважение ко всему живому. Собственный труд детей по уходу за растениями и животными, повышает действенность экологического воспитания, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира.

Правильное  поведение в природе, исключающее  нанесение ей вреда, формируется  у подрастающего поколения при  непосредственном участии его в  охране природной среды, заботе о  сохранении родной земли [3].

Изучение  вопросов охраны природы является стержнем для всего курса природоведения. Содержание предмета направленно на создание условий непосредственного участия школьников в природоохранной деятельности. В этих целях при изучении каждой темы курса учащиеся знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе: подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений, уход за зелеными насаждениями, выращивание растений, работа на пришкольном участке и т.д.

Эстетические  знания, эмоции, оценки постоянно накапливаемые  учеником на уроках всех школьных курсов, соединяются в конечном счете в развернутый, многообразный, эстетически окрашенный образ мира. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки, должны быть прочные биологические знания, знания законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

Таким образом, нравственное и эстетическое воспитание объединяет формирование у детей  своего отношения к тому или иному  явлению действительности. Именно это дает основание говорить о формировании у ребенка в процессе воспитания и обучения нравственно-эстетического отношения к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная работа

по формированию нравственно-эстетического

отношения к природе у младших школьников

на уроках окружающего мира

 

Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Саломатинская средняя общеобразовательная школа Камышинского муниципального района Волгоградской области. В эксперименте участвовало 17 детей 10-ти — 11-ти лет. С младшими школьниками была проведена исследовательская работа по теме исследования, которая проходила в 3 этапа:

I этап — констатирующий эксперимент,

II этап — формирующий эксперимент,

III этап — контрольный эксперимент.

На I этапе (сентябрь-октябрь) изучалась психолого-педагогическая литература по проблемеформирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира. Осуществлялась подготовка теоретической и практической базы исследования, дидактических материалов. Проводились диагностики отношения к природе младших школьников и меры по борьбе за сохранность природных богатств на начало эксперимента.

На II этапе (ноябрь-март) разработан и проведён формирующий эксперимент, направленный на формирование нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира.

На III этапе исследования (апрель-май) осуществлён контрольный эксперимент. Проведены обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, их теоретическая интерпретация и апробация.

 

 

2.1 Констатирующий эксперимент

 

В ходе констатирующего  эксперимента мы пытались определить:

- отношение  младших школьников к природе;

- меры  по борьбе за сохранность природных  богатств;

- за что  можно любить животных;

- вопросы  детей на уроках природоведения;

- правила  и нормы поведения в природе.

Для решения  поставленных задач использовали метод  беседы. В ходе беседы определили, что младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Преобладающим является эгоистический мотив (52,9 %), однако в большей части младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: «Растения всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают город»; «Делают нашу жизнь красивой»; «Лес — нашдруг»; «Без птиц было бы скучно встречать весну». Определенная часть младших школьников приравнивает отношение к природе заботе о человеке, что позволяет говорить о складывающейся у них нравственной позиции: «Не рву цветов и не обижаю маленьких», «Если бы не было лентяев, то все люди больше могли бы сделать для природы». В ряде высказываний природа воспринимается как общенародное достояние: «Хочу, чтобы наша страна стала богаче».

Вторым  по распространенности (35,3 %) является утилитарный мотив: «Лес полезен, так как из деревьев делают карандаши и линейки».

Лишь  небольшая часть школьников (11,8 %) указывает, что «природу надо беречь — онаи красива, и полезна», «природа — этоздоровье человека и красота жизни». «Природа — самоеосновное наше богатство», «Природа помогает жить народу, и она — наш лучший друг» (см. рис. 1).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Отношение  младших школьников к природе

 

В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают  свой прежний опыт отношения к  природе: «Я сделал плохо, когда был  маленьким»; «Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно.

Для большинства  ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не дифференцируют свои действия и действия других по степени значимости их влияний на природу. Допускаются неправильные суждения при объяснении, почему надо беречь природу: «Деревья вырабатывают кислород и уничтожают газ»; «Если бы не было муравьев, лес был бы грязным» и др.

Младшие школьники проявляют озабоченность  по поводу отрицательных поступков взрослых, высказывают мнения об экономии природных богатств. Предлагаемые школьниками меры по борьбе за сохранность природы, главным образом живой, основаны на запретах и ограничении: «Надо разделить весь зеленый мир на участки и поставить туда юных защитников природы. Это спасет всю природу» или: «Отобрать у охотников ружья» (5,9 % ответов).

Младшие школьники ценят похвалу, поддержку  со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно «научить детей любить природу». Учащиеся начальной школы имеют представление о природоохранной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия — отконтроля за своим и чужим поведением в природе(11,8 % ответов) до выполнения государственных законов и создания заповедников (5,9 % ответов).

В большинстве  ответов названа природоохранная  деятельность, доступная и знакомая учащимся начальной школы: уход за растениями, подкормка птиц и зверей, развешивание скворечников, задержание снега на полях и т.п. (35,3 % ответов).

Дети (29,4 %) мечтают о больших делах на благо природе, проявляют готовность и желание «посадить дерево», «вырастить что-то своими руками», «больше собрать макулатуры, чтобы не губить лес».Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы.

Однако  в ряде случаев восьми — девятилетние школьники (11,8 %) высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек — частьприроды»; «Надо стремиться превратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не погибла» (см. рис. 2).

Таким образом, в ходебеседы, мы выяснили, что интерес  младших 
школьников к природедостаточно высок. В отношении к природе преобладающим является эгоистический мотив, вторым по распространенности — утилитарный мотив, лишь на третьем месте — эстетический.

Младшие школьники понимают необходимость  защищать природу, но большинство из них не знают, какую помощь могут оказать дети природе, ограничиваются малыми делами (сажать деревья и ухаживать за растениями).

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2. Меры по борьбе за сохранность природных  богатств

 

Данные, полученные на этапе констатации, заставляют задуматься о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс формирования у младших школьников нравственно-эстетического отношения к природе на уроках окружающего мира и послужили основой для поиска соответствующей экспериментальной программы формирующего этапа эксперимента, предполагающую дополнительную работу с родителями, педагогами и детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирующий эксперимент

 

Цель  формирующего эксперимента — целенаправленное педагогическое влияние на формирование нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира.

Формирование  экологического сознания — одна из главных задач школы. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается  с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения младших школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как её части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных свойств: трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Восприятие, оценка, переживание эстетически  значимых объектов живой и неживой  природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование нравственности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчёркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника [2. C.12].

Ответственное отношение к окружающему миру формируется у человека практически  на протяжении всей его жизни и  особенно интенсивно в школьные годы. Это — сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными  знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Цель  экологического воспитания достигается  по мере решения следующих задач:

1. Доказать  ученикам, что в природе всё  взаимосвязано.

2. Помочь  понять, для чего человек должен  знать природные связи, т.е.  не нарушать их, ибо нарушение  связей влечёт за собой необратимые  последствия для природы и  человека.

3. Помочь  научиться строить своё поведение  в природе на основе знаний  о взаимосвязях в ней и соответствующей  оценки возможных последствий  своих поступков.

На уроках ознакомления с окружающим миром  в 1-ом классе дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываем сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути её расширения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса формируем понятия: экология, экологические цепочки, экологические проблемы, экологическая катастрофа.

В последующие  годы обучения особое внимание учеников обращаем на раскрытие разнообразных  взаимосвязей в природе. Рассматриваем связи между живой и неживой природой, между компонентами живой природы, между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им помогают экологические связи. Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Информация о работе Формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников