Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 23:45, реферат

Краткое описание

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, активизировали проблемы формирования здорового образа жизни личности. Это требует анализа имеющейся теоретической базы по проблеме формирования здорового образа жизни и разработки на ее основе эффективных педагогических условий совершенствования процесса формирования здорового образа жизни личности как одного из главных показателей ее образованности и воспитанности.

Файлы: 1 файл

Tarasenko_S.A._Formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx

— 17.47 Кб (Скачать)

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Консультацию подготовила инструктор по ФК Тарасенко С.А.

 

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, активизировали проблемы формирования здорового образа жизни личности. Это требует анализа имеющейся теоретической базы по проблеме формирования здорового образа жизни и разработки на ее основе эффективных педагогических условий совершенствования процесса формирования здорового образа жизни личности как одного из главных показателей ее образованности и воспитанности.

Для современных исследований проблемы формирования здорового образа жизни характерен многоплановый подход. Философский и социальный аспект формирования здорового образа жизни детей и молодежи отражены в трудах А. Бойко, Н.Гундарова, В.Крюкова, А.Сахно, Л.Сущенко; медико-биологический аспект разработан в исследованиях М.Амосова, Г.Апанасенко, Н.Рысенко, А.Мартыненко. Психолого-педагогический аспект формирования здорового образа жизни дошкольников и школьников рассматривали В.Оржихивська, Э.Булич, Т. Бойченко, С.Плохий, С. Юрочкина, С. Кондратюк, С.Свириденко и др.

Важность воспитания здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что только с самого раннего детства можно привить основные знания, навыки и привычки по здравоохранению, которые со временем превратятся в важный компонент общей культуры человека и повлияют на формирование здорового образа жизни всего общества. Именно в дошкольном возрасте закладывается будущий потенциал здоровья, это важнейшее время для воспитания здорового образа жизни. Дети до школьного возраста уже способны понимать и осознавать зависимость состояния здоровья от образа жизни.

Результаты анкетирования воспитателей, родителей и некоторые экспериментальные данные свидетельствуют, что у детей дошкольного возраста есть необходимые предпосылки для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Им доступно понимание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому особое значение приобретает целенаправленное воздействие на личность, определение условий, содержания, форм и методов, которые являются действенными в воспитании здорового образа жизни дошкольников.

Однако в научной литературе недостаточно освещены конкретные технологии осуществления воспитания здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:

- Во-первых, детям предлагается  довольно сложная информация  относительно структуры и функций  мозга, почек, печени, сердца и т.д.;

- Во-вторых, формирование  здорового образа жизни в условиях  дошкольного образовательного учреждения  ограничивается отдельными мерами, которые проводятся зде большего эпизодически и бессистемно;

- В-третьих, при проведении  с дошкольниками занятий по  валеологии преобладает репродуктивный метод;

- В-четвертых, отсутствие  наглядного материала и недостаточное  материальное обеспечение;

- В-пятых, проблема формирования  здорового образа жизни дошкольников  недостаточно освещена в психолого-педагогической  литературе;

- В-шестых, часто занятия  по валеологии не введены в расписание и не интегрируются с другими видами занятий;

- В-седьмых, в большинстве  воспитателей трудности в формировании  здорового образа жизни связаны  с недостаточным знанием понятийного  аппарата валеологии как науки, неадекватным пониманием целей и задач первого звена валеологического образования с подбором и адаптацией валеологического содержания.

Исходя из проблематики, можно обнаружить целый ряд противоречий в формировании здорового образа жизни дошкольников, среди которых - неосознание родителями основных компонентов здорового образа жизни, их недостаточная педагогическая образованность относительно содержания и путей формирования здорового образа жизни маленьких детей, малоэффективная система взаимоотношений, совместных усилий дошкольного учебного учреждения и семьи и педагогического руководства семейным воспитанием.

Одной из причин такого положения на сегодня является, во-первых, недостаточное внимание дошкольной педагогики отношениям между семьей и дошкольным учебным заведением и их общим действиям по формированию здорового образа жизни дошкольника, во-вторых, недостаточно изучается семья как фактор формирования личности, психолого-педагогические условия семейного воспитания, воспитательный потенциал семьи. На практике это проявляется в эпизодической участия семьи в решении воспитательных проблем дошкольного учреждения.

Уровень педагогической валеологической культуры родителей зависит от следующих факторов, как уровень образования, направленность личности, ее индивидуальных особенностей, профессиональных качеств, жизненного опыта и прочего. Важнейшим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность. Это определенная сумма психолого-педагогических, физиологических знаний, а также произведенные в процессе практики навыки и умения по формированию у детей привычки здорового образа жизни.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей по основам здорового образа жизни осуществляется через коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы. Сюда входят беседы, консультации, посещение семей, приглашение родителей в дошкольное учреждение, индивидуальные памятки, советы, бюллетени, папки-передвижки, альбомы-эстафеты, родительские собрания, групповые консультации, лектории педагогических знаний, школы молодых родителей, семинары-практикумы, родительские конференции, фестивали, стенгазеты, практические рекомендации для родителей по вопросам здорового образа жизни.

Как же систематизировать эту работу, объединить эти формы в единое целое так, чтобы совместная работа дошкольного учебного заведения и семьи дала плодотворные результаты в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста? Начать работу нужно в самом педагогическом коллективе дошкольного учреждения, потому что роль педагога имеет очень большое значение в формировании здорового образа жизни детей. Собственный пример педагогов будет стимулировать родителей к активизации в решении проблем валеологического воспитания детей.

В повышении педагогической культуры родительской общественности ведущее место должны занимать формы пропаганды здорового образа жизни: организация работы университета валеологического-педагогических знаний, выпуск агитационных и предупредительных плакатов, оформление тематических стендов, работа консультативных пунктов, пресс-конференции, родительские педагогические студии по данной проблематике, родственные мосты, клубы и т.д.

Практика показывает, что одним из главных путей повышения взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников. Среди них - функционирование консультативных пунктов по проблеме валеологического воспитания, конференции родителей по обмену опытом по организации рационального досуга детей, двигательного режима, оптимального питания, семинаров-практикумов по возрождению национальных традиций валеологического содержания в семьях.

Заседания дискуссионных клубов предусматривают различную тематику и формы работы, среди которых: лекция-консультация "Народная педагогика о здоровом образе жизни", дискуссия "Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей", вечер вопросов и ответов "Методика валеологического воспитания: принципы и подходы ", родительский фестиваль" Здоровая семья - здоровая страна ", круглый стол" Давайте разберемся вместе, что мешает нашим детям быть здоровыми ", семейный портрет" Здоровый образ жизни в нашей семье ", беседа" Ответственность родителей за сохранение физического и психического здоровье детей ".

Заслуживают внимания проведения таких оригинальных форм проведения работы с семьями, как педагогический десант, когда педагоги выступают перед родителями на предприятиях, организациях, где работают родители, устраивают выставки, выпуски специальных стенгазет. Уместным является проведение такой формы работы, как "Дерево рода", где встречаются поколения, обсуждаются подходы к укреплению здоровья детей, обращение к народной педагогики.

Эффективна такая форма работы, как встреча в семейном кругу, где осуществляется индивидуальная помощь семьям через консультации валеологического направления, показ, встреча с врачами, психологом.

 

 


Информация о работе Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста