Формирование здорового образа жизни младших школьников при обучению естествознанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:53, дипломная работа

Краткое описание

в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Оглавление

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Здоровье школьников как педагогическая проблема 6
1.2 Педагогические условия формирования ЗОЖ у младших школьников 13
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРОЗА ЖИЗНИ ПРИ ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ 29
2.1 Анализ программного материала по формированию ЗОЖ у младших школьников 29
2.2 Работа по формированию ЗОЖ у младших школьников в процессе обучения естествознанию 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Файлы: 1 файл

ГАЙДУК ЗОЖ.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

       Затем учитель демонстрирует несколько  видов зубной пасты, особенно рекомендуя те, которые предназначены специально для детей.

       На  следующем этапе урока обсуждается  вопрос о мытье рук. Дети рассматривают  серию рисунков на с. 107 учебника, объясняют, почему мальчик заболел, отвечают на вопросы: «В каких случаях нужно мыть руки? Почему это нужно делать?»

       Учитель предлагает загадку:

       Ускользает, как живое,

       Но  не выпущу его я.

       Дело  ясное вполне:

       Пусть отмоет руки мне.

       (Мыло)

         Учитель демонстрирует несколько сортов мыла, особенно рекомендуя «Детское». После этого продолжается практическая работа. Под наблюдением учителя (медицинской сестры, врача) дети моют руки с мылом, тщательно вытирают их полотенцем. Учитель напоминает, что полотенце, как и зубная щетка, у каждого человека в семье должно быть личное.

       Затем выполняется задание в рабочей  тетради (с. 44). Лучше всего предложить детям работу по выбору: придумать  и нарисовать упаковку либо для зубной пасты, либо для мыла.

       В конце урока учитель дает задание  по «Научному дневнику» (№ 10) для работы дома.

       При подведении итогов урока учитель  просит коротко ответить на вопрос: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

       Физкультминутки. Можно рекомендовать стихотворения  из методического пособия по гигиене  полости рта для начальной школы, выпущенного компанией «Колгейт».

       1. Надо чистить каждый зуб,

           Верхний зуб, нижний зуб,

           Даже самый дальний зуб, -

           Очень важный зуб.

           Изнутри, снаружи три,

           Три снаружи, изнутри…

       2. Мы чистим, чистим зубы

           И весело живем.

           А тем, кто их не чистит,

           Мы песенку поем:

            - Эй, давай не зевай,

           О зубах не забывай, 

           Снизу вверх, сверху вниз

           Чистить зубы не ленись.

       Рекомендации  для занятий в семье

       1. Помогите ребенку правильно выполнить  задание № 10 в «Научном дневнике».

       2. Прочитайте вместе с ребенком  и обсудите рассказ «Грязные руки» в книге «Расти здоровым» (автор Р. Ротенберг). Следите за тем, чтобы ваш ребенок держал руки в чистоте. 

       Тема  урока: Зачем мы спим ночью? 

       Задачи  урока: помочь детям понять значение сна в жизни человека, совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну, показать, что спят не только люди, но и животные, познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью.

       Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.

       Оборудование. У учителя - видеозаписи спящих животных, принесенные детьми, книга «Зеленые страницы», видеофрагмент о жизни ночных животных, звукозапись песни «Спят усталые игрушки…». У учащихся - цветные фишки.

       Предварительная работа. Учитель просит детей понаблюдать, как спят их домашние питомцы (собака, кошка, хомячок, попугайчик и др.); если есть возможность, снять это с  помощью взрослых на видео и принести записи в школу за один-два дня до урока. Учитель заранее просматривает записи и отбирает короткие фрагменты для показа.

       Ход урока

       В начале урока учитель спрашивает детей, хорошо ли они спали ночью.

       Учитель (указывая на спящего Муравья Вопросика): «А вот Муравьишка спал плохо. И знаете, почему? Всю ночь его мучил вопрос: «Зачем мы спим ночью?» Давайте подумаем, как ответить Муравьишке, и все ему скажем, когда он проснется».

       Дети  высказываются, после чего читают слова  Мудрой Черепахи в учебнике (с. 108, вверху).

       Учитель предлагает рассмотреть рисунок под этими словами, спрашивает: «Что случилось с мальчиком? Почему он заснул на уроке? О чем он мечтает во сне?»

       После этого дети читают текст под рисунком.

       Для выработки правил подготовки ко сну  выполняются задания в нижней части страницы. Сначала дети работают самостоятельно: анализируют рисунки и фишками разного цвета обозначают, что нужно делать перед сном (зеленые фишки - почистить зубы, проветрить помещение); что можно делать (желтая фишка - почитать книгу); чего нельзя (красные фишки - много есть, играть в шумные, подвижные игры, смотреть страшные фильмы). После этого дети рассказывают о своих выводах, а затем могут (при работе по варианту А) закрасить кружки возле рисунков в соответствующие цвета. Далее учитель беседует с детьми по вопросу и заданию под рисунками: «Как ты готовишься ко сну вечером? Подумай, все ли ты делаешь правильно».

       Закрепить правила подготовки ко сну можно  с помощью подвижной игры «Верно или нет?». Если высказывание учителя верно, дети складывают руки как во сне, если нет, хлопают в ладоши и стучат ногами. Эта игра выполнит роль одной из физкультминуток.

       Перед сном нужно:

       - почистить зубы и умыться;

       - попрыгать и побегать;

       - проветрить комнату;

       - посмотреть страшный фильм.

       После этого учитель читает детям текст в рабочей тетради (с. 44), спрашивает, что им снится, предлагает дома выполнить задания из этой тетради.

       Переходя  к следующему этапу урока, учитель  читает фрагмент стихотворения С. Капутикян  «Все спят»:

       Жучка тявкнула во сне,

       Хвостиком вильнула.

       Котик, серенький коток

       Спит  у ножки стула…

       Учитель просит детей по своим наблюдениям  рассказать о том, как спят их домашние питомцы (собака, кошка, хомячок, попугайчик и др.). Если дети подготовили видеозаписи, демонстрируются отобранные фрагменты.

       Затем проводится беседа о животных, которые ночью не спят. При этом используется рисунок на с. 109 учебника. Пусть дети назовут изображенных животных. Могут возникнуть затруднения при распознавании светлячка. Самец этого удивительного жука изображен в полете, а сам- ка - на травинке (она бескрыла и похожа на червячка). Можно предложить детям загадки о ночных животных, например:

       Всю ночь летает,

       Мышей добывает.

       А станет светло,

       Спать летит в дупло.

       (Сова)

       Пусть дети скажут, что им известно об этих животных. Учитель сообщает дополнительные сведения. Например, можно прочитать фрагмент рассказа из книги «Зеленые страницы» о летучих мышах (с. 205-206, со слов «Когда над землей сгущаются сумерки…» до слов «Они охотятся, хватая на лету ночных бабочек, жуков и прочих насекомых»); затем учитель напоминает детям об эхе и пересказывает содержание следующего абзаца - о том, как летучая мышь использует эхолокатор. По возможности следует продемонстрировать видеофрагмент о жизни ночных животных. Если дети бывали в подземной галерее Московского зоопарка (с. 28 учебника), учитель просит вспомнить, каких ночных животных они там видели.

       Далее проводится работа по рисункам в нижней части с. 109 учебника. Учитель подчеркивает, как трудна, но в то же время необходима для всех нас работа людей, изображенных на рисунках.

       В конце урока Муравей Вопросик просыпается и дети объясняют  ему, зачем мы спим ночью.

       Закончить урок можно пением одного-двух куплетов колыбельной «Спят усталые игрушки…» (сл. З. Петровой, муз. А. Островского) с использованием звукозаписи.

       Физкультминутки. Может быть использовано стихотворение  В. Берестова «Ночная считалка»:

       Раз-два-три-четыре-пять!

       Шесть-семь-восемь-девять-десять!

       Надо, надо, надо спать

       И не надо куролесить.

       Кто не спит, тот выйдет вон,

       Кто уснул, увидит

       Сон.

       Рекомендации  для занятий в семье

       1. Поговорите с ребенком о его  снах. Помогите выполнить задание  в рабочей тетради (с. 44).

       2. Расспросите ребенка о том,  что нужно, что можно и чего  нельзя делать перед сном. Следите  за тем, чтобы ваш ребенок  правильно готовился ко сну.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни младших школьников при обучению естествознанию