Формирование здорового образа жизни младших школьников при обучению естествознанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:53, дипломная работа

Краткое описание

в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Оглавление

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Здоровье школьников как педагогическая проблема 6
1.2 Педагогические условия формирования ЗОЖ у младших школьников 13
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРОЗА ЖИЗНИ ПРИ ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ 29
2.1 Анализ программного материала по формированию ЗОЖ у младших школьников 29
2.2 Работа по формированию ЗОЖ у младших школьников в процессе обучения естествознанию 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Файлы: 1 файл

ГАЙДУК ЗОЖ.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

       Здоровый  образ жизни - это радость для  больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

       Одно  из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что  проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.

       Второе  условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

       Третье  условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.

       Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни  я строю в тесном контакте с родителями.

       Установлен  контакт с родителями по вопросам здоровья детей:

  • информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
  • индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой».

       Участвуя  в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

       Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

       Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется  возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, занятиях в бассейне.

       Родители  моих учеников - хорошие помощники  при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.

       Работает  в классе клуб «Здоровая семья». Темы заседаний клуба планирую вместе с детьми и родителями. Наиболее запомнились детям и родителям «Похвала бане», «Азбука питания», «В семейном кругу - самом близком кругу».

       В классе оформлен уголок в помощь родителям, где помещаются материалы из опыта  семейного воспитания, фотографии, памятки, советы и т.д.

       О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, туристических походов.

       Дети, имеющие в дошкольном или младшем  школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи имеют ряд проблем в обучении и социализации.

       С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.

       Родителям советую вовлекать детей в  значимые  семейные дела, больше времени  уделять детям, помогать преодолевать трудности.

       Одно  из нарушений поведения - детская  агрессивность, причины которой  социальные.

       С такими детьми выбираю стиль общения. Психолог проводит диагностику. Иногда удаётся привлечь детей к интересной, значимой деятельности.

       Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?

  • чрезмерная загруженность родителей;
  • неудовлетворительные жилищно-бытовые и материальные условия;
  • дисгармония семейных отношений;
  • особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.

       Когда ребёнок идёт в школу, добавляются  следующие факторы, которые могут негативно влиять на психическое здоровье:

  • само поступление в школу;
  • требования учебного процесса;
  • смена коллектива;
  • оценивание учителем.

       Чтобы дети выросли психически  здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, требовать, прощать.

       В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:

  • образ жизни - 50%;
  • окружающая среда- 20%;
  • наследственность- 20%;
  • развитие системы здравоохранения- 10%.

       Выраженная  в процентах степень воздействия  этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.

       Поэтому, работая по курсу «Мир вокруг нас», ученики осознали следующие задачи:

  • необходимость быть здоровым;
  • здоровье - категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
  • каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
  • каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его на 50%, избрав рациональный образ жизни.

       Правильная  организация оздоровительной работы, а именно:

       1) строгое соблюдение режима школьных  занятий (продолжительность урока,  учебного дня, перемен, каникул);

       2) правильная организация урока  (построение урока с учётом  динамики работоспособности и  рациональное использование наглядных средств;

       3) бязательное выполнение гигиенических  требований, предъявляемых к учебным  помещениям (световой, звуковой, воздушный  режимы, цветовое оформление);

       4) использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;

       5) совместные усилия учителя, родителей, медиков и самих учащихся - всё это позволило изменить негативную динамику на позитивную.

       Снизился  уровень утомляемости. По итогам комплексной  оценки состояния здоровья учащихся на основании медицинского обследования детей с привлечением врачей узких специальностей отмечается улучшение состояния здоровья детей, так как увеличилось количество детей с I группой здоровья (на 2 человека), не отмечается в классе нарушения осанки.

       Результатом работы явилось также отсутствие дорожно-транспортных происшествий, случаев травматизма среди учащихся класса, снижение количества инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.

       У группы детей, занимавшихся с психологом, наметилось улучшение в установлении межличностных отношений со сверстниками и учителями.

       Совместная  работа с центром коррекционного развития и обучения позволила детям  с психофизическими особенностями  учиться по программе их уровня развития, при этом не чувствовать себя в  чём-то ущербными.

       Исследования, проведенные в классе по проблеме оздоровления, показали, что у 20% детей изменилось отношение к школе, к одноклассникам. Около 90% отметили комфортную обстановку на уроках.

       Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика, спортчасы в группе продленного дня, занятия плаванием и т.д.) за счёт усиления интенсивности обменных процессов и активизации кровообращения привели к прибавке длины и массы тела у учащихся, способствовали хорошей работе органов пищеварения, улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям «насытить» свою потребность в движении, снять эмоциональное напряжение.

       Информация  врачей о здоровье школьников на классных и общешкольных родительских собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья, индивидуальные и групповые консультации, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я - здоровая семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой» - все эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья.

       Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, мы пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя-воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.

       Глобальность  проблемы здорового образа жизни  заставляет уделять внимание целому спектру взаимосвязанных направлений  деятельности  учителя, итогом которой  должно стать создание в школьной среде умонастроений, направленных на охрану здоровья, когда каждый школьник примет на себя ответственность за собственное здоровье как высшую ценность.

       Разработки  уроков по формированию ЗОЖ у младших  школьников в процессе обучения естествознанию, из курса «Мир вокруг нас» приведены приложении №1.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Здоровье  – высшая человеческая ценность. Это  важнейший фактор работоспособности  и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.

       Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.

       Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни  необходимы наряду с крепким телосложением  сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.

       Согласно  целей мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:

       - строгое соблюдение режима дня;

       - обязательное пребывание детей  на свежем воздухе;

       - проведение витаминопрофилактики  простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;

       - проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;

       - санитарно-просветительская работа  и др.

       Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.

       Формирование ЗОЖ в процессе обучения естествознанию с использованием учебный курс «Мир вокруг нас» 1-4 кл. автор А.А. Плешаков способствовало:

Информация о работе Формирование здорового образа жизни младших школьников при обучению естествознанию