Формирование здорового образа жизни младших школьников при обучению естествознанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:53, дипломная работа

Краткое описание

в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Оглавление

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Здоровье школьников как педагогическая проблема 6
1.2 Педагогические условия формирования ЗОЖ у младших школьников 13
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРОЗА ЖИЗНИ ПРИ ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ 29
2.1 Анализ программного материала по формированию ЗОЖ у младших школьников 29
2.2 Работа по формированию ЗОЖ у младших школьников в процессе обучения естествознанию 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Файлы: 1 файл

ГАЙДУК ЗОЖ.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

       - развитию у детей ценности  представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;

       - формирование потребности вести ЗОЖ;

       - развитию способностей и самореализации  собственного организма в изменяющихся  условиях биосоциальной среды;

       - повышению уровня здоровья детей.

       Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее  состояние здоровья учащихся класса, мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.

       В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.

 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996
  2. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. – М., 1998.
  3. Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993
  5. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993
  6. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2
  7. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994,.
  8. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 1990.
  9. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  10. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987
  11. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.
  12. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3
  13. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. – М., «Физкультура и труд», 1986.
  14. Закон РФ «Об образовании» // Школа 1996. - № 3
  15. Ленсгафт П. Ф. Избранные сочинения. – М., «Педагогика», 1988
  16. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984.
  17. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Физкультура и спорт», 1998
  18. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Физкультура и спорт», 1998
  19. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997
  20. Сборник "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2 (1-4 классы)", - М.: Просвещение – 2000.
  21. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997
  22. Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. – Л., 1989
  23. Плешаков А.А. Окружающий мир Класс:  1-4 классы,  - М., Просвещение 2006

 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ПРИЛОЖЕНИЕ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Приложение №1 

       Тема  урока: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

       Задачи  урока: систематизировать и расширить  знания об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой.

       Планируемые достижения учащихся: научиться приводить  примеры овощей и фруктов, усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.

       Оборудование. У учителя - муляжи овощей и фруктов в корзине. У учащихся - костюмы огурца и апельсина у заранее подготовленных детей; прозрачная пленка; фишки при работе по варианту Б.

       Ход урока

       Работу  можно начать с краткого повторения материала двух прошлых уроков. Сначала выполняются задания в тетради «Проверим себя» (с. 42, по вариантам). Учитель: «О каких важных правилах напоминают нам эти рисунки?» Затем по заданию в рабочей тетради (с. 42, № 1) дети объясняют, от чего спасаются животные, вспоминают соответствующее правило поведения в природе.

       Учитель: «Теперь все ребята знают, как нужно вести себя на лугу и в лесу. А представьте-ка, что мы долго гуляли по лесу вместе с Муравьишкой и Мудрой Черепахой и очень проголодались. Поэтому давайте поговорим о еде. Что вы любите есть?»

       Дети  рассказывают о своей любимой  еде.

       Мудрая  Черепаха: «Я очень рада, что многие из вас любят овощи и фрукты. Их нужно есть как можно больше!»

       Муравей Вопросик: «А почему нужно есть много овощей и фруктов?»

       Учитель: «Постараемся ответить на твой вопрос. Но сначала встретим гостей».

       К доске выходят заранее подготовленные ученики в костюмах огурца и апельсина.

       Огурец:

       «Летом - в огороде,

       Свежие, зеленые,

       А зимою - в бочке,

       Крепкие, соленые»

       Апельсин:

       «Есть в саду зеленом чудо:

       Листья  ярче изумруда,

       Серебристые цветы

       И, как солнышко, плоды».

       Учитель: «Кто это? (Ответы детей.) Интересно, кто из них овощ, а кто - фрукт?»

       При ответе на этот вопрос важно выяснить признаки фруктов и овощей: фрукты обычно сладкие, а овощи - нет (хотя есть исключения, например кислый лимон - фрукт, сладковатая морковь - овощ); фрукты обычно выращивают в саду, а овощи - в огороде.

       Затем проводится работа по заданиям и вопросам на с. 104 учебника, в ходе которой  представления детей об овощах и фруктах систематизируются и расширяются. При работе по варианту Б первое задание (соединить линиями) можно выполнить на прозрачной пленке, наложенной на страницу; второе задание (подчеркнуть названия) можно заменить работой с фишками: овощи обозначаются зелеными фишками, фрукты - красными.

       На  этом этапе урока могут быть также  проведены дидактические игры с  муляжами овощей и фруктов. Например, кто быстрее достанет из корзины  только овощи или только фрукты.

       Далее дети самостоятельно выполняют задание  № 1 в рабочей тетради (с. 43). Это целесообразно делать по рядам: первый ряд раскрашивает и рисует овощи и фрукты в первом столбике (зеленым карандашом), второй - во втором столбике (желтым карандашом), третий - в третьем (красным карандашом).

       После этого учитель напоминает детям вопрос Муравьишки и просит ответить на него. Учащиеся высказываются. Если дети сами скажут о витаминах, учитель читает слова Мудрой Черепахи, после чего предлагает познакомиться с витаминами по учебнику. Учащиеся рассматривают витамины на рисунке (с. 105). Учитель должен объяснить, как правильно читать их названия. Дети вслух читают слова братьев-витаминов, затем рассматривают содержимое их корзинок и говорят, в каких продуктах содержатся эти витамины.

       Если  же дети вначале не упомянули о витаминах, работа строится по-другому. Сначала по учебнику учащиеся знакомятся с новыми гостями - братьями-витаминами, читают их слова, рассматривают содержимое корзин. Делается вывод, что витамины содержатся в овощах и фруктах. Теперь дети могут объяснить, почему нужно есть много овощей и фруктов. И только после этого учитель читает слова Мудрой Черепахи, подтверждающие объяснение учащихся.

       Учитель: «Узнал Муравьишка, что морковка очень полезна и побежал за ней в огород. Посмотрите на рисунок (с. 105, внизу). Кто сейчас появится? (Достает куклу Злючку-Грязючку.) Чему это она так обрадовалась? Но зря Злючка-Грязючка сюда прибежала. Муравьишка знает очень важное правило. Как вы думаете, какое?»

       Дети  отвечают, после чего читают в учебнике правило и объясняют его.

       В заключительной части урока выполняется  задание № 2 в рабочей тетради (с. 43).

       При подведении итогов урока учитель  просит еще раз объяснить Муравьишке, почему нужно есть много овощей и  фруктов.

       Рекомендации  для занятий в семье

       1. Поиграйте с ребенком: предложите по вкусу (с завязанными глазами) узнать разные овощи и фрукты.

       2. Если представится возможность,  познакомьте ребенка с малоизвестными  экзотическими фруктами. Попробуйте  их на вкус, почитайте в книгах  о том, где и как выращивают  эти фрукты. 
 

       Тема  урока: Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 

       Задачи  урока: помочь детям осознать необходимость  гигиенических процедур - чистки зубов и мытья рук; учить правильно чистить зубы и мыть руки.

       Планируемые достижения учащихся: усвоить, что чистить  зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются; научиться правильно чистить зубы и мыть руки.

       Оборудование. У учителя - несколько видов зубной пасты и мыла, включая детское, зубная щетка. У учащихся - зеркальце, расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка, а также принесенные из дома чистая зубная щетка в пакете или футляре, полотенце.

       Предварительная работа. Каждый ученик приносит в класс  чистую зубную щетку в пакете или  футляре, полотенце. Для проведения практической работы на урок могут  быть приглашены школьная медицинская  сестра или врач.

       Ход урока

       В начале урока выполняются задания в тетради «Проверим себя» (с. 43, по вариантам).

       Затем учитель говорит: «Мы с вами уже знаем, почему нужно есть много овощей и фруктов, почему их нужно мыть перед едой. А сегодня Муравьишка приготовил для нас новый вопрос: почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

       Неожиданно  появляется Злючка-Грязючка: «Не отвечайте на этот вопрос! Чистить зубы и мыть руки совсем не нужно! Люблю ребят, которые не чистят зубы. А ребята, которые не моют руки, - мои лучшие друзья».

       Учитель: «Все-таки, ребята, нужно чистить зубы и мыть руки или нет? (Ответы детей.) Хотим мы дружить со Злючкой-Грязючкой? Если нет, давайте отвечать на вопрос Муравьишки. О чем сначала поговорим - о зубах или о руках? Давайте о том, о чем будет моя загадка:

       На  красной жердочке

       Сидят белые курочки».

       (Зубы)

       С помощью зеркальца дети рассматривают  свои зубы. Учитель спрашивает, почему у многих ребят нет некоторых  зубов. Дети находят рисунок в  учебнике (с. 107, вверху), читают слова  Мудрой Черепахи о молочных и постоянных зубах. Учитель поясняет, что о молочных зубах нужно заботиться не меньше, чем о постоянных.

       Дети  говорят, почему, по их мнению, нужно  чистить зубы. Затем учитель читает текст на с. 106 учебника; ответы учащихся сопоставляются с ним.

       Учитель: «А теперь отгадайте еще одну загадку:

       Костяная спинка,

       Жесткая щетинка,

       С мятной пастой дружит,

       Нам усердно служит».

       (Зубная  щетка)

         Далее выполняется практическая  работа, в ходе которой дети  учатся правильно чистить зубы.

       1. У учащихся на столах расческа  с помещенной между зубцами  ватой, старая зубная щетка. Учитель (медицинская сестра, врач) поясняет, что зубцы расчески изображают наши зубы, а вата - зубной налет и остатки пищи; просит рассмотреть рисунки на с. 106 учебника и подумать, какими движениями нужно чистить зубы. Предположения детей проверяются опытом с расческой и щеткой. Учащиеся убеждаются, что движениями вверх-вниз гораздо легче и быстрее удается очистить «зубы».

       2. Дети рассматривают рисунок в  середине страницы и описывают  движения зубной щетки. Учитель  (медицинская сестра, врач) показывает с помощью своей зубной щетки правильные движения.

       3. Учащиеся выполняют правильные  движения с помощью своей чистой  зубной щетки. Учитель (медицинская  сестра, врач) напоминает, что зубная  щетка у каждого человека в  семье должна быть собственная  (личная).

Информация о работе Формирование здорового образа жизни младших школьников при обучению естествознанию