Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:53, дипломная работа
в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Здоровье школьников как педагогическая проблема 6
1.2 Педагогические условия формирования ЗОЖ у младших школьников 13
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРОЗА ЖИЗНИ ПРИ ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ 29
2.1 Анализ программного материала по формированию ЗОЖ у младших школьников 29
2.2 Работа по формированию ЗОЖ у младших школьников в процессе обучения естествознанию 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
-
развитию у детей ценности
представления о здоровом
- формирование потребности вести ЗОЖ;
-
развитию способностей и
- повышению уровня здоровья детей.
Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся класса, мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.
В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.
Приложение №1
Тема урока: Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Задачи
урока: систематизировать и расширить
знания об овощах и фруктах, их разнообразии;
познакомить детей с
Планируемые достижения учащихся: научиться приводить примеры овощей и фруктов, усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.
Оборудование. У учителя - муляжи овощей и фруктов в корзине. У учащихся - костюмы огурца и апельсина у заранее подготовленных детей; прозрачная пленка; фишки при работе по варианту Б.
Ход урока
Работу можно начать с краткого повторения материала двух прошлых уроков. Сначала выполняются задания в тетради «Проверим себя» (с. 42, по вариантам). Учитель: «О каких важных правилах напоминают нам эти рисунки?» Затем по заданию в рабочей тетради (с. 42, № 1) дети объясняют, от чего спасаются животные, вспоминают соответствующее правило поведения в природе.
Учитель: «Теперь все ребята знают, как нужно вести себя на лугу и в лесу. А представьте-ка, что мы долго гуляли по лесу вместе с Муравьишкой и Мудрой Черепахой и очень проголодались. Поэтому давайте поговорим о еде. Что вы любите есть?»
Дети рассказывают о своей любимой еде.
Мудрая Черепаха: «Я очень рада, что многие из вас любят овощи и фрукты. Их нужно есть как можно больше!»
Муравей Вопросик: «А почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Учитель: «Постараемся ответить на твой вопрос. Но сначала встретим гостей».
К
доске выходят заранее
Огурец:
«Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою - в бочке,
Крепкие, соленые»
Апельсин:
«Есть в саду зеленом чудо:
Листья ярче изумруда,
Серебристые цветы
И, как солнышко, плоды».
Учитель: «Кто это? (Ответы детей.) Интересно, кто из них овощ, а кто - фрукт?»
При ответе на этот вопрос важно выяснить признаки фруктов и овощей: фрукты обычно сладкие, а овощи - нет (хотя есть исключения, например кислый лимон - фрукт, сладковатая морковь - овощ); фрукты обычно выращивают в саду, а овощи - в огороде.
Затем проводится работа по заданиям и вопросам на с. 104 учебника, в ходе которой представления детей об овощах и фруктах систематизируются и расширяются. При работе по варианту Б первое задание (соединить линиями) можно выполнить на прозрачной пленке, наложенной на страницу; второе задание (подчеркнуть названия) можно заменить работой с фишками: овощи обозначаются зелеными фишками, фрукты - красными.
На этом этапе урока могут быть также проведены дидактические игры с муляжами овощей и фруктов. Например, кто быстрее достанет из корзины только овощи или только фрукты.
Далее дети самостоятельно выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 43). Это целесообразно делать по рядам: первый ряд раскрашивает и рисует овощи и фрукты в первом столбике (зеленым карандашом), второй - во втором столбике (желтым карандашом), третий - в третьем (красным карандашом).
После этого учитель напоминает детям вопрос Муравьишки и просит ответить на него. Учащиеся высказываются. Если дети сами скажут о витаминах, учитель читает слова Мудрой Черепахи, после чего предлагает познакомиться с витаминами по учебнику. Учащиеся рассматривают витамины на рисунке (с. 105). Учитель должен объяснить, как правильно читать их названия. Дети вслух читают слова братьев-витаминов, затем рассматривают содержимое их корзинок и говорят, в каких продуктах содержатся эти витамины.
Если же дети вначале не упомянули о витаминах, работа строится по-другому. Сначала по учебнику учащиеся знакомятся с новыми гостями - братьями-витаминами, читают их слова, рассматривают содержимое корзин. Делается вывод, что витамины содержатся в овощах и фруктах. Теперь дети могут объяснить, почему нужно есть много овощей и фруктов. И только после этого учитель читает слова Мудрой Черепахи, подтверждающие объяснение учащихся.
Учитель: «Узнал Муравьишка, что морковка очень полезна и побежал за ней в огород. Посмотрите на рисунок (с. 105, внизу). Кто сейчас появится? (Достает куклу Злючку-Грязючку.) Чему это она так обрадовалась? Но зря Злючка-Грязючка сюда прибежала. Муравьишка знает очень важное правило. Как вы думаете, какое?»
Дети отвечают, после чего читают в учебнике правило и объясняют его.
В заключительной части урока выполняется задание № 2 в рабочей тетради (с. 43).
При подведении итогов урока учитель просит еще раз объяснить Муравьишке, почему нужно есть много овощей и фруктов.
Рекомендации для занятий в семье
1. Поиграйте с ребенком: предложите по вкусу (с завязанными глазами) узнать разные овощи и фрукты.
2.
Если представится возможность,
Тема
урока: Почему нужно чистить зубы и мыть
руки?
Задачи урока: помочь детям осознать необходимость гигиенических процедур - чистки зубов и мытья рук; учить правильно чистить зубы и мыть руки.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются; научиться правильно чистить зубы и мыть руки.
Оборудование. У учителя - несколько видов зубной пасты и мыла, включая детское, зубная щетка. У учащихся - зеркальце, расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка, а также принесенные из дома чистая зубная щетка в пакете или футляре, полотенце.
Предварительная работа. Каждый ученик приносит в класс чистую зубную щетку в пакете или футляре, полотенце. Для проведения практической работы на урок могут быть приглашены школьная медицинская сестра или врач.
Ход урока
В начале урока выполняются задания в тетради «Проверим себя» (с. 43, по вариантам).
Затем учитель говорит: «Мы с вами уже знаем, почему нужно есть много овощей и фруктов, почему их нужно мыть перед едой. А сегодня Муравьишка приготовил для нас новый вопрос: почему нужно чистить зубы и мыть руки?»
Неожиданно появляется Злючка-Грязючка: «Не отвечайте на этот вопрос! Чистить зубы и мыть руки совсем не нужно! Люблю ребят, которые не чистят зубы. А ребята, которые не моют руки, - мои лучшие друзья».
Учитель: «Все-таки, ребята, нужно чистить зубы и мыть руки или нет? (Ответы детей.) Хотим мы дружить со Злючкой-Грязючкой? Если нет, давайте отвечать на вопрос Муравьишки. О чем сначала поговорим - о зубах или о руках? Давайте о том, о чем будет моя загадка:
На красной жердочке
Сидят белые курочки».
(Зубы)
С помощью зеркальца дети рассматривают свои зубы. Учитель спрашивает, почему у многих ребят нет некоторых зубов. Дети находят рисунок в учебнике (с. 107, вверху), читают слова Мудрой Черепахи о молочных и постоянных зубах. Учитель поясняет, что о молочных зубах нужно заботиться не меньше, чем о постоянных.
Дети говорят, почему, по их мнению, нужно чистить зубы. Затем учитель читает текст на с. 106 учебника; ответы учащихся сопоставляются с ним.
Учитель: «А теперь отгадайте еще одну загадку:
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит».
(Зубная щетка)
Далее выполняется
1. У учащихся на столах расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка. Учитель (медицинская сестра, врач) поясняет, что зубцы расчески изображают наши зубы, а вата - зубной налет и остатки пищи; просит рассмотреть рисунки на с. 106 учебника и подумать, какими движениями нужно чистить зубы. Предположения детей проверяются опытом с расческой и щеткой. Учащиеся убеждаются, что движениями вверх-вниз гораздо легче и быстрее удается очистить «зубы».
2.
Дети рассматривают рисунок в
середине страницы и описывают
движения зубной щетки.
3.
Учащиеся выполняют правильные
движения с помощью своей