Формирование здорового образа жизни младших школьников при обучению естествознанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:53, дипломная работа

Краткое описание

в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Оглавление

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Здоровье школьников как педагогическая проблема 6
1.2 Педагогические условия формирования ЗОЖ у младших школьников 13
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРОЗА ЖИЗНИ ПРИ ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ 29
2.1 Анализ программного материала по формированию ЗОЖ у младших школьников 29
2.2 Работа по формированию ЗОЖ у младших школьников в процессе обучения естествознанию 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Файлы: 1 файл

ГАЙДУК ЗОЖ.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

       В качестве другой содержательной линии  курса можно выделить знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

       Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами  гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.

       Важной  содержательной линией курса является обучение умению общаться с детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения в семье, гостях, школе, общественных местах.

       В 3 классе в начале учебного года изучается  тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

       Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированно и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.).

       Применительно к каждому компоненту изучаются  его особенности, значение в природе  и жизни людей, охрана данного  природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

       Затем изучается тема «Наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая - «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

       В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

       Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального и школьного компонентов образования.

       Вопросы и задания учебника позволяют  успешно работать с учащимися  разного уровня подготовки, ориентированы  на формирование у учащихся навыков  исследовательской и творческой деятельности. Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации.

       Учебники  А. Плешакова имеют ярко выраженную экологическую направленность, формируют  экологическую культуру младшего школьника. Содержание учебников основывается на идеях многообразия мира; экологической целостности мира; уважения к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. В курсе объединены естественнонаучные, географические и исторические сведения, которые отражают многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов (23).

       Прекрасным  дополнением для учебной и  внеклассной деятельности является книга о живой природе для  младших школьников «Зеленые страницы». Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому – об этом рассказывает книга по экологической этике «Великан на поляне». А атлас – определитель «От земли до неба» является постоянным спутником во время школьных экскурсий. Он помогает ученику разобраться в разнообразии окружающих его природных объектов. Эта дополнительная литература позволяет полнее учитывать интересы и способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране природы.

       К учебникам прилагаются рабочие  тетради. Структура и содержание рабочих тетрадей строго следуют  структуре и содержанию учебников. Задания рабочих тетрадей носят  развивающий характер. Рабочие тетради  преследуют и цель привития целого ряда навыков художественного характера - например, навыков рисования: от элементарного рисунка к более сложному, который затем раскрашивается; элементарных скульптурных навыков (задания вылепить из пластилина фигурки). Красочное Приложение содержит рисунки для вырезания и наклеивания либо склеивания.

       Тетради содержат разнообразный материал, способствующий формированию у учащихся целостного представления о мире, его познанию, развитию творческой мыслительной деятельности и наблюдательности.

       Таким образом, исследовав программный материал мы пришли к выводу, о том что в настоящее время формированию ЗОЖ у младших школьников уделяется достаточное внимание.

       2.2 Работа по формированию  ЗОЖ у младших школьников в  процессе обучения естествознанию

 

       Основной  задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечила бы высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

       На  основе данных об истоках утомляемости были выработаны основные рекомендации и ведётся систематическая работа по преодолению воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств:

       а) проведение уроков в режиме  открытого  пространства: на улице, у окна, на ковре.

       б) привлечение в учебный процесс  наибольшего числа анализаторов: слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных;

       в) работа в режиме дальнего и ближнего зрения;

       г) включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.

       По преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:

       а) использование элементов релаксации;

       б) щадящий режим подачи информации;

       в) упражнения для снятия психоэмоциональной  напряженности («минуты радости»);

       г) использование элементов музо и  цветотерапии;

       д) проведение имитационных игр;

       е) преобладание оптимистического начала в работе с детьми.

       По преодоление комплекса факторов доминантной моторно-закрепощенной и статической позы:

       а) работа в режиме использования динамических поз - стоя, сидя, в движении;

       б) использование речедвигательного компонента (скороговорки, попевки, стихи-миниатюры и т.д.)

       В начале урока полезно выполнять  следующие упражнения:

       1) «Растирание ушных раковин и  пальцев рук» - активизирует все  системы организма.  Разогреть  руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.

       2) «Перекрёстные движения» - активизируют  оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

       Под музыку выполняются перекрёстные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога и наоборот. Выставить руку и ногу вперёд, в сторону, назад.

       3) Качание головой» - улучшает мыслительную  деятельность и мозговое кровообращение.

       Дышать  глубоко, уронив голову вперед, плечи  расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение.

       4) «Ленивые восьмерки» - активизируют  структуры, обеспечивающие запоминание,  повышают устойчивость внимания.

       Нарисовать  в воздухе в горизонтальной плоскости  цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

       Снять напряжение во время урока помогают мне следующие упражнения:

       1. «Лобно-затылочная коррекция» - улучшает  мозговое кровообращение.

       Закрыть глаза. Правая рука кладётся на лоб, левая - на затылок. Упражнение выполняется в течение одной минуты.

       2. «Медвежьи покачивания» - расслабляют   позвоночник, мышцы шеи и глаз, мозг.

       3. «Поза дерева» - снимает статическое  напряжение с позвоночника.

       4. «Поза скручивания» - улучшает кровообращение  позвоночника, снимает спазм сосудов.

       Сесть на стул боком. Правой рукой следует  держаться за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно, на выдохе поворачиваем верхнюю часть  туловища так, чтобы грудь оказалась  против спинки стула. Оставаться в этом  положении 5-10 минут.

       Снятие  психофизического напряжения в конце  урока происходит благодаря релаксации «Медуза». Упражнение выполняется под  спокойную музыку.

       Систематическое использование на уроках этих упражнений привело к положительным результатам:

       -  снизился уровень утомляемости с 45% в первом классе до 25% во втором классе;

       - имеет место положительная динамика у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

       Формирование  здорового образа жизни в семье.

       Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда.

       Каждый  родитель хочет видеть своих детей  здоровыми и счастливыми, но далеко не все  задумываются о том, как  сделать, чтобы  их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с  людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

       Психологи и педагоги установили, что самым  благоприятным  возрастом для  формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В  этот период ребёнок значительную часть  времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье  закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни младших школьников при обучению естествознанию