Для отработки действия моделирования
необходима организация деятельности
учащихся. С учетом возраста наиболее
эффективным способом создания мотивации
является использование сказок и текстов,
отражающих близкие опыту ребенка реальные
жизненные ситуации. Кроме того, важно
включать в описание задания ориентировку,
которая обеспечит ребенку его выполнение.
И наконец, предусмотреть задания с последовательным
переходом от материальных (предметных)
форм к схемам и далее символам и знакам.
Глава 2. Формирование
универсальных учебных действий
на уроках русского
языка при изучении орфографии
2.1. Способы и
приемы формирования универсальных
учебных действий при работе
над орфограммой
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов,
нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует
представление о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства
России, об основном средстве человеческого
общения, воспитывает положительное отношение
к правильной, точной и богатой устной
и письменной речи как показателю общей
культуры и гражданской позиции человека.
Но этот же предмет с помощью другой группы
линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так
как учит умению «ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных
задач».
Также на уроках русского языка в процессе
освоения системы понятий и правил у учеников
формируются познавательные универсальные
учебные действия.
На уроках русского языка наиболее
трудоемкой работой является работа над
орфограммами, использование полученных
теоретических знаний на практике.
Ориентация в морфологической
и синтаксической структуре языка и усвоение
правил строения слова и предложения,
графической формы букв обеспечивает
развитие знаково-символических действий
– замещения (например, звука буквой),
моделирования (например, состава слова
путем составления схемы) и преобразования
модели (видоизменения слова). В учебниках
для начальной школы основное содержание
компонентов учебного моделирования,
замещения должно не только вводиться,
а отрабатываться через систему заданий.
Для отработки действия моделирования
и замещения необходима организация деятельности
учащихся. И с этой целью разработала систему
заданий по работе с орфограммами, по которым
чаще всего допускают ошибки учащихся.
Это:
Орфограмма № 6 . Проверяемые
согласные в конце слова: берег – берега.
Орфограмма № 7. Безударные
проверяемые гласные в корне слова: голосок
– голос – разноголосый.
Орфограмма № 8. Безударные
непроверяемые гласные в корне слова:
багаж, вагон, вокзал
Орфограмма № 9. Проверяемые
согласные в корне слова: кружка – кружечка.
Орфограмма № 10. Непроизносимые
согласные в корне слова: честный – честь
Каждое правило отрабатывается
одну неделю, в конце недели – письменная
работа или зачет, в зависимости от сложности
данной орфограммы. Письменные задания
даются на 15–20 минут в начале урока ежедневно.
После каждой работы над орфограммами
проводится анализ и выясняется: следует
ли делать повторение по этому правилу
или нет.
Для выявления причин ошибок,
допущенных учеником необходимо проникновение
в лабораторию его мысли: важно знать,
как он рассуждал, проверял ли свои рассуждения.
Итак, показываю пример работы с орфограммами.
1-й день. Маки, круги, плиты,
грузы, луга, шарфы, зубы, ножи, взрывы,
соседи, пароходы.
– Прочитайте. Укажите корень
в каждом слове. Послушайте, как звучит
согласный на конце корня.
– Поставьте в единственное
число и во 2 столбик запишите все слова.
– Что вы теперь заметили?
– Теперь скажите, слова 2 столбика
к какой орфограмме относятся? Почему?
Докажите.
2-й день. Соро.ка, отга.ка,
ска.ка, бума.ка, нахо.ка, зама,ка, бере.ка,
гря.ка.
– Посмотрите на эти слова внимательно.
Как вы думаете, эти слова к какой орфограмме
относятся?
– Чем похожи между собой эти
упражнения, эти орфограммы ? Чем отличаются?
– Как можно ориентироваться,
чтобы не слушать их?
3-й день. Бег, забег, воз, ход,
поход, лес, груз.
– К какой орфограмме относятся?
Почему? Докажите. Найдите проверочные
слова к ним и запишите.
4-й день. Сказочка, крошечка,
ложечка, книжечка, рубашечка, лодочка,
уточка, тетрадочка.
– Прочитайте. Укажите корень
в каждом слове. Послушайте, как звучит
согласный на конце корня? Это какие слова
(проверочные или проверяемые)?
– Найдите к каждому слову проверяемое
слово, запишите в тетради.
5-й день. Город, шапка, провод,
трубка, круг, повязка, мак, мед, суп, ложка,
зуб, грибки, складка.
– Прочитайте слова. Разделите
эти слова на 2 группы.
– На какие группы разделили
(№ 6 и № 9)? Почему? Чем похожи орфограммы?
Чем отличаются?
– Еще как можно разделить эти
слова?
6-й день. Леса, круг, гроза,
столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
– Прочитай эти слова. Распредели
слова на 2 группы. На какие группы разделили?
(№ 6 и № 7)
– Докажите. Найдите и напишите
через тире в 1 столбике проверяемые слова,
а во 2 столбике наоборот проверочные слова.
7-й день. Диктант.
Перелетные птицы улетели на
юг. По утрам бывают легкие заморозки.
Журча еще бежит за мельницу ручей, но
пруд уже застыл. Бьется лебедь средь зыбей,
коршун носится за ней. Ночью морозы доходили
до семи градусов. Наступило утро, и туристы
отправились в поход. Мурава лугов ковром
стелется, виноград в садах наливается.
– в каждом предложении есть
орфограммы на № 6 и № 9. Найдите эти орфограммы,
подчеркните, надпишите над ними проверочное
слово или проверяемые слова.
1-й день. П.сьмо, п.сатель,
расп.сание, зап.сал. Стр.ло, выстр.л, стр.льба,
стр.лял.М.док, м.довый. Посм.трел, рассм.трел,
пересм.трел. Сл.ва, сл.вечко, сл.варь. Т.рговля,
т.ргует, т.рговый (ряд).
– Перед каждой группой слов
напишите проверочное слово.
– Спишите, вставляя пропущенные
буквы. Выделите корень.
– К какой орфограмме относятся
эти слова. Докажите.
2-й день. Стрела, кора, винт.
Рогатый, дождливый, шерстяной, ленивый.Сверкает,
болит,скрипит.
– Работаем по орфограмме №7.
3-й день. Сторона, голова,
борозда, сторонка, молодой, головка, сторожить,
молоденький, борозда, холода, говорит,
холод, колоски, говор, колос.
– Запишите в столбик группы
однокоренных слов. Подчеркните буквы,
обозначающие безударные гласные. Образец
: сторона – сторонка.
– Укажите в каких словах остался
непроверенный безударный гласный.
– Подберите и запишите на каждой
строчке столбика проверочное слово для
проверки второго безударного гласного.
4-й день. Гнезда, шалость,
корм, бег, шаг, соль.
– Подберите и запишите как
можно больше слов проверяемых к проверочному.
5-й день. Г.зета, зар.дил, пл.тина,
ш.ссе, гл.дит, выс.хла, к.мбайн, п.года, г.стиница,
г.ризонт.
Ов.щи, в.сенний, ч.стота, д.журный,
р.бята, .гурец, уч.ник, посм.рел, р.кета,
пол.вают.
– Прочитайте слова. Составьте
из данных слов 2 группы по орфограммам
№7 и №8. Запишите их в два столбика, вставляя
пропущенные буквы.
6 день. Диктант.
В природе шла схватка двух
времен года. Зима наступала, осень оборонялась.
Для начала наступающая сторона производила
разведку. Она посылала на короткое время
морозы, резкие колючие ветры и снежную
заваруху. Кустарники и лиственницы оголились,
травы совсем помертвели. Началось решительное
наступление зимы. Будто небо перемещалось
на землю. Все вокруг побелело. Дороги
исчезли.
– Выпишите из текста орфограммы
№ 7, 9.
– Найдите проверочные слова
или проверяемые слова.
На наш взгляд, именно при проведении
такой планомерной работы на уроках русского
языка формируются познавательные, коммуникативные
и регулятивные действия.
2.1. Значение работы
по изучению слов с непроверяемыми
написаниями при формировании
универсальных учебных действий
Работа по изучению
слов с непроверяемым написанием является
одной из ведущих задач развития речи
и мышления младших школьников. Важно
научить детей приемам поиска информации
о слове, то есть развивать у них познавательные
универсальные учебные действия.
Источником изменения в
работе по изучению слов с непроверяемым
написанием являются противоречия:
1) основная установка
для учеников при работе со
словарными словами – «запомни»,
то есть пытаются заставить
работать произвольную память
ребенка, не учитывая при этом
ни тип памяти ученика, ни отсутствие
у него навыков запоминания,
2) слабая мотивация
у учащихся при изучении словарных
слов,
3) низкий уровень
речевого развития детей.
Новыми условиями образовательной
деятельности является переход на новые
стандарты второго поколения.
Работу по освоению
слов с непроверяемыми написаниями рекомендуется
строить в несколько этапов, каждый из
которых призван решать конкретную задачу.
Ввод нового слова.
Дети вначале под руководством
учителя, а затем сами определяют, какое
слово они будут изучать.
2. Изучение словарного
слова:
- работа над зрительным
образом слова помогает развивать общеучебные УУД;
- при постановке
орфографической задачи, например,
выделение «трудного» места в
слове, развиваются логические УУД;
- запись слова
с окошком развивает такое
универсальное действие, как постановку
и решение проблемы.
3. Введение слова
в речь.
Слово считается активизированным,
если ученик использовал его хотя бы один
раз в пересказе, рассказе, диалоге и т.д.
Далее рассмотрим учебные
ситуации по формированию познавательных
УУД у младших школьников при организации
работы по изучению слов с непроверяемым
написанием.
Урок русского языка
во 2 классе по теме «Начальная форма слова».
Остановимся на некоторых из познавательных
УУД, таких как:
- самостоятельное
выделение и формулирование познавательной
цели:
«Если слово тебе трудно
записать,
Нужно его в словаре
отыскать»
Это стихотворение-помощник
помогает ученикам узнать, что на уроке
они будут работать со словарями, вспоминают,
в какой форме записаны слова в словарях
и пробуют сформулировать тему и цель
урока /продолжить знакомство с начальной
формой слов-признаков; развивать умение
работать со словарями/;
- поиск и выделение
необходимой информации:
Дети сами находят
значение слова СТОЛИЦА по словарю «Происхождения
слов», и в словаре «Пиши правильно» проверяют
написание словарного слова;
- доказательство. Во
время работы с учебником и
тетрадью на печатной основе
дети пробуют практически удостовериться
и доказать в какой форме
стоят слова-признаки в Толковом
словаре;
- построение логической
цепи рассуждений: отрабатывается
алгоритм в определении начальной
формы слова;
- рефлексия способов
и условий действия, контроль
и оценка процесса и результатов
деятельности. В ходе работы учитель задаёт
вопросы:
- Как определить
начальную форму слов, называющих
признаки? Где слова всегда стоят
в начальной форме? В чём заключался
Ваш способ добывания знаний?
(Поиск и выделение необходимой
информации в словарях).
- Что мы делали,
в какой последовательности? Зачем
необходимо сверять наши действия
с учебником, со словарём? Что
было новым для вас сегодня?
Как показала практика,
недостаточно одного урока, чтобы развить
то или иное универсальное действие. Чтобы
дети научились, например, формулировать
цель урока и задачи, необходимо проводить
работу не менее 5 уроков и в дальнейшем
продолжать и закреплять развитие этого
универсального действия и других соответственно.
Также в комплекте
«Перспективная начальная школа» разработана
система запоминания словарных слов и
в тетрадях на печатной основе: ученик
видит слово, напечатанное в рисунках,
тем самым упрощается его запоминание.
Но самое главное - с помощью специальных
упражнений, школьники самостоятельно
определяют слово, с которым им предстоит
познакомиться, и сами формулируют тему
словарно-орфографической работы.
Успешному запоминанию
способствуют определённые условия:
1) установка на
запоминание: ученик должен хотеть
запомнить то, что нужно;
2) заинтересованность:
легче запомнить то, что интересно;
3) яркость восприятия:
лучше запоминается всё яркое,
необычное, то, что вызывает эмоции;
4) образность запечатления:
запоминание, опирающееся на образы,
лучше механического запоминания.
Таким образом, на каждом
уроке важно работать над созданием способов
решения проблем творческого и поискового
характера в работе над правописанием
слов с непроверяемыми написаниями, по
разработке упражнений, развивающих не
только память, мышление, но и творческое
воображение, фантазию детей.
Заключение
Новые социальные запросы, отраженные
в тексте ФГОС, определяют цели образования
как общекультурное, личностное и познавательное
развитие обучающихся, обеспечивающие
такую ключевую компетенцию образования,
как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной
системы образования является формирование
совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить
учиться», а не только освоение обучающимися
конкретных предметных знаний и навыков
в рамках отдельных дисциплин. Сформированность
универсальных учебных действий является
также и залогом профилактики школьных
трудностей.
Учебный предмет «Русский язык»
обеспечивает формирование личностных,
познавательных, коммуникативных и регулятивных
действий. Работа с текстом открывает
возможности для формирования логических
действий анализа, сравнения, установления
причинно-следственных связей. Ориентация
в морфологической и синтаксической структуре
языка и усвоение правил строения слова
и предложения, графической формы букв
обеспечивает развитие знаково-символических
действий — замещения (например, звука
буквой), моделирования (например, состава
слова путем составления схемы) и преобразования
модели (видоизменения слова). Таким образом,
введение в процесс обучения русскому
языку различных видов работ по формированию
универсальных учебных действий позволит
качественно повысить уровень орфографической
подготовки младших школьников, позволит
развивать их аналитико-синтетическое
мышление, речь, различные виды памяти.