Комитет образования и науки
РФ
Областное бюджетное образовательное
учреждение
среднего профессионального
образования
Курский педагогический колледж
Курсовая работа
Формирование универсальных
учебных действий при изучении орфографии
в начальных классах
Выполнила:
Студентка 3 курса В
школьного отделения
Глебова Инна Николаевна
Руководитель:
кандидат филологических наук
Криволапова Елена Михайловна
Курск-2012
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Понятие об универсальных
учебных действиях. |
6 |
1.1. Понятие «Универсальные
учебные действия»
1.2. Методологические принципы
разработки концепции развития универсальных
учебных действий для начальной школы |
14 |
|
|
1.3. Связь универсальных учебных
действий с учебными предметами |
18 |
Глава 2. Формирование универсальных
учебных действий
на уроках русского языка в
начальных классах при изучении орфографии
(как тема) |
20 |
Заключение |
28 |
Список литературы |
|
|
|
Введение
Об уровне и глубине знаний
учащихся школа заботилась всегда, заботится
неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение
качества знаний до сих пор остается проблемой,
над решением которой методисты и учителя
работают в настоящее время. Новые социальные
запросы, обозначенные в тексте ФГОС, отражают
переход России от индустриального к постиндустриальному,
информационному обществу, основанному
на знаниях и высоком инновационном
потенциале. Целью образования становится
общекультурное, личностное и познавательное
развитие обучающихся, обеспечивающие
такую ключевую компетенцию образования,
как «научить учиться».
Универсализация содержания
общего образования в форме выделения
неизменного фундаментального ядра общего
образования включает совокупность наиболее
существенных идей науки и культуры, а
так же концепцию развития универсальных
учебных действий.
В связи с тем, что приоритетным
направлением новых образовательных стандартов
является реализация развивающего потенциала
общего среднего образования, актуальной
задачей становится обеспечение развития
универсальных учебных действий как собственно
психологической составляющей фундаментального
ядра образования наряду с традиционным
изложением предметного содержания конкретных
дисциплин. Важнейшей задачей современной
системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность
к саморазвитию и самосовершенствованию.
Всё это достигается путем сознательного,
активного присвоения учащимися социального
опыта. При этом знания, умения, навыки
рассматриваются как производные от соответствующих
видов целенаправленных действий, то есть
они формируются, применяются и сохраняются
в тесной связи с активными действиями
учащихся. Качество усвоения знаний определяется
многообразием и характером видов универсальных
действий.
Курс русского языка в начальных
классах – это составная часть общего
лингвистического образования учащихся,
поэтому назначение данного курса
состоит в том, чтобы обеспечить предметную
подготовку младших школьников и формирование
у них универсальных учебных действий
в объёме, необходимом для дальнейшего
образования.
Актуальность темы обусловлена
следующими факторами:
- возрастанием потребности
общества в грамотных людях;
- необходимостью ускоренного
совершенствования образовательного
пространства с целью оптимизации
общекультурного, личностного и
познавательного развития детей,
создания условий для достижения
успешности всеми учащимися;
- возрастанием требований
к коммуникативному взаимодействию
и толерантности членов поликультурного
общества, степени ответственности
и свободе личностного выбора,
самоактуализации.
Принимая во внимание все вышесказанное,
тема курсовой работы выбрана следующая:
«Формирование универсальных учебных
действий при изучении орфографии в начальных
классах».
Целью данного исследования
является поиск и определение эффективных
путей проектирования универсальных учебных
действий в начальной школе.
Для достижения поставленной
цели нами определены следующие задачи
исследования:
- осуществить анализ исследуемой
методической литературы;
- установить наиболее
эффективные приемы работы;
- обозначить условия, в
которых успешно проходит процесс
формирования универсальных учебных
действий.
Объект исследования – проблема
введения приемов работы по формированию
универсальных учебных действий при изучении
орфографии.
Предметом исследования является
использование приемов работы, проектирующих
универсальные учебные действия.
Гипотеза основана на предположении
о том, что введение в процесс обучения
русскому языку различных видов работ
по формированию универсальных учебных
действий позволит качественно повысить
уровень орфографической подготовки младших
школьников, позволит развивать их аналитико-синтетическое
мышление, речь, различные виды памяти.
Методологической основой курсовой
работы по данной теме является концепция
развития универсальных учебных действий,
разработанная на основе системно-деятельностного
подхода (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,
И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г.
Салминой и С.В. Молчановым под руководством
А.Г. Асмолова. Для реализации задач исследования
и проверки исходной гипотезы был использован
комплекс соответствующих предмету и
объекту методов, включающий теоретический
анализ психологической, педагогической
и специальной литературы по проблеме
исследования и анализ передового опыта
учителей.
Формирование способности и
готовности учащихся реализовывать универсальные
учебные действия позволит повысить эффективность
образовательно-воспитательного процесса
в начальной школе.
Глава 1. Универсальные
учебные действия в современной системе
начального образования
1.1. Понятие «Универсальные
учебные действия»
Современная система образования должна
быть направлена на формирование высокообразованной,
интеллектуально развитой личности с
целостным представлением картины мира.
Образование в начальной школе является
фундаментом всего последующего образования.
В чём заключается роль учителя начальных
классов в переходе школы на работу по
новым образовательным стандартам?
Самое главное, на мой взгляд, то, что
образовательный стандарт нового поколения
ставит перед учителем новые цели. Теперь
в начальной школе ребёнка учитель должен
научить, не только читать, писать и считать,
но и должен привить две группы новых умений.
Во-первых, это универсальные учебные
действия, составляющие основу умения
учиться. Во-вторых, формировать у детей
мотивацию к обучению. На первый план сегодня
выходят образовательные результаты надпредметного,
общеучебного характера.
В начальной школе, изучая разные предметы,
ученик на уровне возможностей своего
возраста должен освоить способы познавательной,
творческой деятельности, овладеть коммуникативными
и информационными умениями, быть готовым
к продолжению образования.
Большинству из учителей предстоит перестраивать
мышление исходя из новых задач, которые
ставит современное образование. Содержание
образования не сильно меняется, но, реализуя
новый стандарт, каждый учитель должен
выходить за рамки своего предмета, задумываясь,
прежде всего, о развитии личности ребенка,
необходимости формирования универсальных
учебных умений, без которых ученик не
сможет быть успешным ни на следующих
ступенях образования, ни в профессиональной
деятельности.
Успешное обучение в начальной школе
невозможно без формирования у младших
школьников учебных умений, которые вносят
существенный вклад в развитие познавательной
деятельности ученика, так как являются
общеучебными, т. е. не зависят от конкретного
содержания предмета. При этом каждый
учебный предмет в соответствии со спецификой
содержания занимает в этом процессе свое
место.
Например, уже на первых уроках обучения
грамоте перед ребенком ставятся учебные
задачи, и сначала вместе с учителем, а
затем самостоятельно он объясняет последовательность
учебных операций (действий), которые осуществляет
для их решения. Так, проводя звуковой
анализ, первоклассники ориентируются
на модель слова, дают его качественную
характеристику. Для этого они должны знать
все действия, необходимые для решения
этой учебной задачи: определить количество
звуков в слове, установить их последовательность,
проанализировать «качество» каждого
звука (гласный, согласный, мягкий, твердый
согласный), обозначить каждый звук соответствующей
цветовой моделью. В начале обучения все
эти действия выступают как предметные,
но пройдет немного времени, и ученик будет
использовать алгоритм действия, работая
с любым учебным содержанием. Теперь главным
результатом обучения становится то, что
школьник, научившись строить план выполнения
учебной задачи, уже не сможет работать
по-другому.
В связи с этим роль учителя начальных
классов существенно изменяется в части
понимания смысла процесса обучения и
воспитания. Теперь учителю необходимо
выстраивать процесс обучения не только
как процесс усвоения системы знаний,
умений и компетенций, составляющих инструментальную
основу учебной деятельности учащегося,
но и как процесс развития личности, принятия
духовно-нравственных, социальных, семейных
и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным
вопросом "Чему учить?", учитель должен
понимать, "Как учить?" или, точнее,
"Как учить так, чтобы инициировать
у детей собственные вопросы: "Чему
мне нужно научиться?" и "Как мне этому
научиться?"
В первую очередь это касается формирования
универсальных учебных действий (УУД).
Перемены, происходящие в современном
обществе, требуют ускоренного совершенствования
образовательного пространства, определения
целей образования, учитывающих государственные,
социальные и личностные потребности
и интересы. В связи с этим приоритетным
направлением становится обеспечение
развивающего потенциала новых образовательных
стандартов. Развитие личности в системе
образования обеспечивается прежде всего
через формирование универсальных учебных
действий (УУД), которые выступают инвариантной
основой образовательного и воспитательного
процесса. Овладение учащимися универсальными
учебными действиями выступает как способность
к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. УУД создают
возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений и компетентностей,
включая организацию усвоения, т. е. умения
учиться. Эта возможность обеспечивается
тем, что универсальные учебные действия
— это обобщенные способы действий, открывающие
широкую ориентацию учащихся в различных
предметных областях.
В широком значении термин «универсальные
учебные действия» означает умение учиться,
т. е. способность субъекта к саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного
и активного присвоения нового социального
опыта.
В более узком (собственно психологическом)
значении термин «универсальные учебные
действия» можно определить как совокупность
способов действия учащегося (а также
связанных с ними навыков учебной работы),
обеспечивающих его способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных
действий включают:
обеспечение возможностей учащегося
самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и
способы их достижения, контролировать
и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного
развития личности и ее самореализации
на основе готовности к непрерывному образованию,
необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения
знаний, формирование умений, навыков
и компетентностей в любой предмет ной
области.
Универсальные учебные действия
должны быть положены в основу выбора
и структурирования содержания образования,
приемов, методов, форм обучения, а также
построения целостного учебно-воспитательного
процесса.
Овладение учащимися универсальными
учебными действиями происходит в контексте
разных учебных предметов и в конечном
счете ведет к формированию способности
самостоятельно успешно усваивать новые
знания, умения и компетентности, включая
самостоятельную организацию процесса
усвоения, т. е. умение учиться.
Данная способность обеспечивается
тем, что универсальные учебные действия
— это обобщенные способы действий, открывающие
учащимся возможность широкой ориентации
как в различных предметных областях,
так и в строении самой учебной деятельности,
включая осознание учащимися ее целевой
направленности, ценностно-смысловых
и операциональных характеристик. Таким
образом, достижение умения учиться предполагает
полноценное освоение всех компонентов
учебной деятельности, которые включают:
1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную
задачу, 4) учебные действия и операции
(ориентировка, преобразование материала,
контроль и оценка).
Существенное место в преподавании
школьных дисциплин должны также занять
так называемые метапредметные учебные
действия. Под «метапредметными» (т. е.
«надпредметными» или «метапознавательными»)
действиями понимаются умственные действия
учащихся, направленные на анализ и управление
своей познавательной деятельностью,
будь то определение стратегии решения
математической задачи, запоминание фактического
материала по истории или планирование
совместного (с другими учащимися) лабораторного
эксперимента по физике либо химии.
В составе основных видов универсальных
учебных действий, диктуемом ключевыми
целями общего образования, можно выделить
четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный
(включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный; 4) коммуникативный.
Предполагается, что четкое выделение
данных видов учебных действий позволит
уделить им приоритетное место в рамках
изучения конкретных учебных предметов.
Представим названные блоки УУД несколько
подробнее.
В блок личностных универсальных
учебных действий входит жизненное, личностное,
профессиональное самоопределение; действия
смыслообразования и нравственно-этического
оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой
ориентации учащихся (готовность к жизненному
и личностному самоопределению, знание
моральных норм, умение выделить нравственный
аспект поведения и соотносить поступки
и события с принятыми этическими принципами),
а также ориентации в социальных ролях
и межличностных отношениях.