Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений; показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы понятий жизненный смысл и ценности
1.1. Дефиниция понятия «ценность и ценностные ориентации»………......5
1.2. Теоретические представления о жизненном смысле……………….....10
1.3. Система ценностных ориентаций подростков…………………………14
Глава II. Формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте
2.1. Старший школьный возраст как период становления жизненного
смысла ценностей………………………………………………………..20
2.2. Формирование смысла жизненных ценностей у старшеклассников…24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………..………………………………….32

Файлы: 1 файл

черновой вариант курсовой.docx

— 64.18 Кб (Скачать)

Характерной особенностью подросткового возраста является формирование особого типа молодежной субкультуры, на которую  оказывают воздействие фундаментальные  механизмы культурной трансформации  нового типа ценностно-нормативных моделей [12, c. 25].

Психолог  Б. Битинас при анализе механизмов формирования ценностных ориентации показывает роль свободного воспитания, фиксированных  социальных установок, убеждений. Под  интериоризацией понимается процесс  превращения социальных идей как  специфического опыта человечества в побуждающие его к позитивным поступкам и сдерживающие от негативных. Следовательно, интериоризация — это  не только усвоение социальных норм, но и становление этих идей доминантами, регуляторами жизни человека. Социальные идеи считаются интериоризированными, когда овладевают человеком. Таким  образом, процесс формирования ценностных ориентации представляет собой процесс  перевода объективных ценностей  в субъективные, личностно значимые.

Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциального поведения  и внутренних «тормозов», сдерживающих негативное поведение. На этом строится концепция свободного воспитания, которая  отказывается от принуждения, но только при условии, что сформированы неосознанные внутренние регуляторы поведения ребенка.

Наиболее  значимым для подростка является личное участие в социально значимых событиях. При этом Б. Битииас отмечает, что в подростковом возрасте важны  не столько сами социальные идеи, сколько  эмоциональное отношение взрослых к этим идеям и построение на этом отношении поведения. В подростковом возрасте на первый план выдвигаются удовольствие, переживаемое благодаря правильному поступку, и страдания из-за проступка. При негативном эмоциональном опыте формируется негативная позиция личности. Так, установлено, что в неблагоприятных семьях дети практически не испытывают позитивных переживаний, и это является основной причиной формирования их негативной позиции. Создание условий для позитивных эмоциональных переживаний формирует благоприятные предпосылки для изменений негативной позиции.

Процесс воспитания строится так, чтобы для  подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей, интересов, как процесс самореализации [22, c. 27].

Правомерно  можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный компонент  реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность  к сочувствию и сопереживанию, осознание  необходимости определенного поведения  в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей (неустойчивость, недостаточность), обусловленных  возрастными особенностями подросткового  возраста. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками  нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей  до реализации в поведении.

Каждый  из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения [11, c. 119].

Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение -ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации. Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я -реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал». Фаза прогноза — завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации.

Для определения  эффективности формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие  критерии:

1. Знание  ценностей. Результатом здесь  является умение формировать  ценностные ориентации. Понятие  ценностей считается усвоенным,  если подросток полностью овладел  содержанием понятия, его объемом,  знанием его связей, отношений  с другими понятиями, а также  умением оперировать понятием  в решении практических задач.

2. Дифференциация  ценностей — умение подростков  производить ценностный выбор.

3. Действенность ценностных ориентации [12, c. 27].

Развитые  ценностные ориентации – это признак  зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает  развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в  поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что  особенно заметно у молодого поколения, о котором пойдёт речь ниже [8, c. 54].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  следующие выводы.

Формирование  смысла жизненных ценностей у личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Ценности  во многом определяют мировоззрение  человека. Как элемент структуры  личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического  поведения. В формировании смысла жизненных ценностных учавствует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.

Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности  индивидуальных систем ценностных ориентаций.

О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она  направляет свои усилия, какие объекты  являются для неё наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают  как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного  развития. От того, какие ценности будут  сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

В русле  воспитания подрастающего поколения  предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

 

 

                      Список использованной литературы

 

  1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. –1999. – №4. – С.176–185.
  2. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84–87.
  3. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.
  4. Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.- №1.-С.28-38.
  5. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
  6. Волкова Ю.Г. Социология молодежи: Учеб. пособ.– Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
  7. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.
  8. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. - № 4. – С. 53-57.
  9. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 102-109.
  10. Данч И. Развитие и совершенствование личности в процессе трудового воспитания // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 67-78.
  11. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. – 2008. - № 8. – С. 118-122.
  12. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. - № 9. – С. 23-27.
  13. Зауторова Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности // Искусство и образование. – 2008. - № 2. – С. 68-73.
  14. Иванов В.Н. . Марксистско-Ленинская социология / Отв. ред. Осипова Г.В., – М., 1988. – 263 с.
  15. Иоффе Э.Г. Политическая социализация молодежи Беларуси // Народная асвета. – 2008. - № 5. – С. 3-6.
  16. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психол. журн. – 1993. – т.14. – №4. – С. 130-136.
  17. Корявая С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Адукацыя і выхаванне. – 2006. - № 10. – С. 49-54.
  18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976. – 192 с.
  19. Крылов А.А . Психология: Учебник .-М.: Проспект, 2005.-752с.
  20. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психолог. журн. – 1994. – т. 14. – № 4. – С. 94-102.
  21. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – M., 1982. – С. 182-186.
  22. Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. – 2005. - № 3. – С. 25-37.
  23. Оллпорт Г. Личность в психологии. – СПб., 1998. – 345 с.
  24. Пантин В. Семья и семейный ценности в сознании россиян (по данным социалогических опросов) // Воспитание школьников. – 2008. - № 10. – С. 9-14.
  25. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976.
  26. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.- с. 755.
  27. Сологуб И.Ф. Ценностные ориентации учащихся гимназий // Адукацыя і выхаванне. – 2003. - № 6. – С. 55-58.
  28. Широких О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 23-27.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей