Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:56, курсовая работа
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений; показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы понятий жизненный смысл и ценности
1.1. Дефиниция понятия «ценность и ценностные ориентации»………......5
1.2. Теоретические представления о жизненном смысле……………….....10
1.3. Система ценностных ориентаций подростков…………………………14
Глава II. Формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте
2.1. Старший школьный возраст как период становления жизненного
смысла ценностей………………………………………………………..20
2.2. Формирование смысла жизненных ценностей у старшеклассников…24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………..………………………………….32
Характерной
особенностью подросткового возраста
является формирование особого типа
молодежной субкультуры, на которую
оказывают воздействие
Психолог
Б. Битинас при анализе механизмов
формирования ценностных ориентации показывает
роль свободного воспитания, фиксированных
социальных установок, убеждений. Под
интериоризацией понимается процесс
превращения социальных идей как
специфического опыта человечества
в побуждающие его к позитивным
поступкам и сдерживающие от негативных.
Следовательно, интериоризация — это
не только усвоение социальных норм, но
и становление этих идей доминантами,
регуляторами жизни человека. Социальные
идеи считаются
Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциального поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негативное поведение. На этом строится концепция свободного воспитания, которая отказывается от принуждения, но только при условии, что сформированы неосознанные внутренние регуляторы поведения ребенка.
Наиболее
значимым для подростка является
личное участие в социально значимых
событиях. При этом Б. Битииас отмечает,
что в подростковом возрасте важны
не столько сами социальные идеи, сколько
эмоциональное отношение
Процесс воспитания строится так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей, интересов, как процесс самореализации [22, c. 27].
Правомерно
можно выделить два аспекта освоения
подростками ценностей: процессуальный
и содержательный. Содержательный компонент
реализуется через освоение знаний
о ценностях, нормах поведения, способность
к сочувствию и сопереживанию, осознание
необходимости определенного
Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения [11, c. 119].
Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение -ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации. Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я -реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал». Фаза прогноза — завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации.
Для определения эффективности формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие критерии:
1. Знание
ценностей. Результатом здесь
является умение формировать
ценностные ориентации. Понятие
ценностей считается усвоенным,
2. Дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор.
3. Действенность ценностных ориентации [12, c. 27].
Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения, о котором пойдёт речь ниже [8, c. 54].
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Формирование смысла жизненных ценностей у личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Ценности во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании смысла жизненных ценностных учавствует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.
Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.
О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для неё наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.
В русле
воспитания подрастающего поколения
предстоит большая духовно-
Список использованной литературы
Информация о работе Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей