Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:56, курсовая работа
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений; показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы понятий жизненный смысл и ценности
1.1. Дефиниция понятия «ценность и ценностные ориентации»………......5
1.2. Теоретические представления о жизненном смысле……………….....10
1.3. Система ценностных ориентаций подростков…………………………14
Глава II. Формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте
2.1. Старший школьный возраст как период становления жизненного
смысла ценностей………………………………………………………..20
2.2. Формирование смысла жизненных ценностей у старшеклассников…24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………..………………………………….32
В психологии
понятие "смысл" неразрывно связано
с гармонично развивающейся личностью.
Личностный смысл принято определять
как "индивидуализированное
Выделяется
ряд составляющих смысловых
Само понятие смысла в научную психологию было введено З. Фрейдом, который, однако, впоследствии отказался от его использования.
В
его теории поведение человека
считается полностью
"Фрейд
утверждал, что любая
Д.А. Леонтьев
разделяет теоретические
Смысл как интегральная основа личности наиболее ярко представлен в трудах В. Франкла, Дж. Ройса, Р. Пауэлла, Ф. Феникса, С. Мадди, Дж.Бугенталя. Весь спектр определений смысла в этом русле Д.А. Леонтьев группирует в три пункта:
1. Определение смысла как жизненной задачи;
2. Определение
смысла как интерпретации
3. Определение
смысла как аспекта интеграции
личной и социальной
Смысл как жизненная задача представлен в теории личности В.Франкла. В качестве ведущей движущей силы поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить смысл своей жизни. Франкл считает, что "для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки" [16,с. 10].
Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциональным вакуумом. Именно экзистенциональный вакуум, по утверждению Франкла, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы". [21,с. 66].
Нахождение смысла это вопрос не познания, а призвания. "Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями" [20,с.75].
Смысл, по мнению В. Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несет в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации [14,с.].
Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Совесть, следуя учению В. Франкла, смысловой орган, помогающий человеку в нахождении смыслов. Совесть обладает способностью отыскивать единственный смысл, хранящийся в каждой ситуации.
В. Франкл говорит, что смысл "в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и... религиозных убеждений" [16,с. 11].
Найти смысл – это еще полдела, необходимо еще осуществить его. Франкл писал, что человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни: "...влечения толкают человека, а смысл его притягивает", т.е., другими словами, человек всегда "в воле решить, хочет он или нет реализовывать данный смысл" [21,с. 63].
Смысл –
это выражение отношения
Смысл – это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой, по нашему мнению, определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой.
Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.
1.3. Система ценностных ориентаций подростков
Современное
общество многие века находится в
состоянии постоянного
Какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются? Ради чего живут сегодняшние подростки? Каковы особенности их ценностных ориентаций? [6,с. 128]
Ответам на эти вопросы посвящена данная глава работы.
Интеллектуально-
Ценности
подростков поколения следует
Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми.
Столь низкая
самооценка характеризует неверие
юных в свои силы, и это, естественно,
негативно отражается на их притоке
в сферу интеллектуального
Если
рассматривать иерархический
В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения [16, с. 139].
Нравственные и культурные
Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей.
Усваивая
поведенческие стандарты
Суть самоидентификации заключается в понимании себя как целостности в процессе определения границ собственной культурной идентичности. Чаще всего этот процесс носит характер полного или частного отождествления себя с той или иной культурой (массовой, классической, конфессиональной и т.д.) или, наоборот, в случае возникновения субкультур (идентификация от обратного) осуществляется не по признаку общности, а отторжения от сложившихся культурных норм.
У подросткового поколения культурная идентификация зачастую носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается на ближайшую среду, а ищет в меняющемся сознании новые формы [6, с. 141].
Нравственный ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами. Нам представляется: нравственная ценность - жертвенная и деятельная любовь к людям - требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести» [28, с. 43].
Получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи.
Среди данной возрастной категории началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются маскультовским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей [6, с. 141].
Активное приобщение личности к различным видам искусства помогает формировать позитивные ценностные ориентации, способствует более успешному нравственному становлению, помогает осознанию, уточнению целей, желаний, трудностей и проблем, укрепляя возможность для активной познавательной, социально-творческой деятельности, развития индивидуальных способностей в целях более эффективной адаптации к современным перспективным условиям среды.
Нравственные ценности проявляются, как было выше сказано, в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку. Таким образом, искусство является эффективным среством формирования нравственных ценностных ориентаций личности и способно оставить глубокий след в ее становлении, поможет реализовать возможности, приобщить к накопленному человеческому опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам [13, с. 71].
Политические ценности
Об отношении населения, в том числе подростков, к власти, к тем или иным политическим и общественным деятелям часто судят по политическим рейтингам, число которых в период предвыборных кампаний значительно увеличивается. Сегодня в их сознании происходят сложные процессы, идет мучительный поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оценок (с положительной на отрицательную и наоборот), с одной стороны, свидетельствует о том, что сознание еще не освободилось от стереотипного мышления, а с другой — об идущей непростой переоценке ценностей, которые долгое время большинством молодежи воспринимались вполне однозначно в русле официальной идеологии. Таким образом, проблема индивидуального политического выбора многомерна и многоаспектна [6, с. 144].
Подростковый возраст является наиболее важным периодом политической социализации, потому что он связан с профессиональным и гражданским становлением, физическим и интеллектуальным развитием личности. [15, с. 4].
Семейные ценности
Место любви
и брака в системе жизненных
ценностей подросткового
Информация о работе Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей