Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений; показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы понятий жизненный смысл и ценности
1.1. Дефиниция понятия «ценность и ценностные ориентации»………......5
1.2. Теоретические представления о жизненном смысле……………….....10
1.3. Система ценностных ориентаций подростков…………………………14
Глава II. Формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте
2.1. Старший школьный возраст как период становления жизненного
смысла ценностей………………………………………………………..20
2.2. Формирование смысла жизненных ценностей у старшеклассников…24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………..………………………………….32

Файлы: 1 файл

черновой вариант курсовой.docx

— 64.18 Кб (Скачать)

В психологии понятие "смысл" неразрывно связано  с гармонично развивающейся личностью. Личностный смысл принято определять как "индивидуализированное отражение  действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение-для-меня" усваиваемых субъектом безличных  знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые  людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы" [18,с.192].

 Выделяется  ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности  смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Личностный смысл обладает рядом важных особенностей. Центральная из этих особенностей – производность личностного смысла от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.

Само  понятие смысла в научную психологию было введено З. Фрейдом, который, однако, впоследствии отказался от его использования.

 В  его теории поведение человека  считается полностью детерминированным  его биологической основой, а  смысл является лишь некоей  ширмой, скрывающей истинную причину  действий человека.

"Фрейд  утверждал, что любая активность  человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются "конечной причиной любой активности"" [23,с. 116].

Д.А. Леонтьев разделяет теоретические подходы  к понятию "смысл" на два основных течения: одно представляет смысл как  интегральное образование, другое –  как производный структурный элемент [20,с.].

Смысл как  интегральная основа личности наиболее ярко представлен в трудах В. Франкла, Дж. Ройса, Р. Пауэлла, Ф. Феникса, С. Мадди, Дж.Бугенталя. Весь спектр определений смысла в этом русле Д.А. Леонтьев группирует в три пункта:

1. Определение  смысла как жизненной задачи;

2. Определение  смысла как интерпретации жизни;

3. Определение  смысла как аспекта интеграции  личной и социальной действительности.

Смысл как  жизненная задача представлен в  теории личности В.Франкла. В качестве ведущей движущей силы поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить смысл своей жизни. Франкл считает, что "для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки" [16,с. 10].

Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая  порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциональным вакуумом. Именно экзистенциональный вакуум, по утверждению Франкла, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы". [21,с. 66].

Нахождение  смысла это вопрос не познания, а  призвания. "Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь  ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями" [20,с.75].

Смысл, по мнению В. Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несет в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации [14,с.].

Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит  в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для  человека как данность, требующая  своей реализации. Совесть, следуя учению В. Франкла, смысловой орган, помогающий человеку в нахождении смыслов. Совесть обладает способностью отыскивать единственный смысл, хранящийся в каждой ситуации.

В. Франкл говорит, что смысл "в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и... религиозных убеждений" [16,с. 11].

Найти смысл  – это еще полдела, необходимо еще осуществить его. Франкл писал, что человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни: "...влечения толкают человека, а смысл его притягивает", т.е., другими словами, человек всегда "в воле решить, хочет он или нет реализовывать данный смысл" [21,с. 63].

Смысл –  это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности. И принципиально новый подход в понимании смысла был осуществлен  именно в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Характерным  для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно  психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих  не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального  взаимодействия с окружающим миром.

Смысл – это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой, по нашему мнению, определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой.              

     Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Система ценностных ориентаций подростков

Современное общество многие века находится в  состоянии постоянного конфликта  поколений. Сегодняшнее молодое  поколение оказывается в сложной  ситуации: различные перевороты в  социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в настоящее  время утратили практическое значение для «детей».

Какие ценности сегодня разрушаются, а какие  остаются? Ради чего живут сегодняшние  подростки? Каковы особенности их ценностных ориентаций? [6,с. 128]

Ответам на эти вопросы посвящена данная глава работы.

 Интеллектуально-образовательные ценности

Ценности  подростков поколения следует рассматривать  в ракурсе ее умственного, творческого  потенциала, который, к сожалению, значительно  снизился за последние годы. Это  связано с ухудшением физического  и психического состояния подрастающего  поколения.

Результаты  социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности  молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности  высокими, 22% называют себя талантливыми.

Столь низкая самооценка характеризует неверие  юных в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке  в сферу интеллектуального труда. Все возрастные группы главным средством  достижения цели считают профессионализм  и квалификацию. Но в их глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного  труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится  весьма низко.

Если  рассматривать иерархический ряд  ценностей у опрошенных с неполным средним образованием, то второе место  занимают профессионализм и квалификация, умение ладить с людьми, далее - здоровье, самостоятельность и независимость, наличие связей, инициатива и предприимчивость. Молодёжь с общим средним образованием важными средствами считает профессионализм и квалификацию, трудолюбие и упорство, инициативу и предприимчивость, наличие связей, здоровье [17, с. 53].

В связи  с усилением социального и  имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения [16, с. 139].

  Нравственные и культурные ценности

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую  культуру и жизненные потребности  молодых людей.

Усваивая  поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, подросток может  определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в  рекреативную сферу.

Суть  самоидентификации заключается  в понимании себя как целостности  в процессе определения границ собственной  культурной идентичности. Чаще всего этот процесс носит характер полного или частного отождествления себя с той или иной культурой (массовой, классической, конфессиональной и т.д.) или, наоборот, в случае возникновения субкультур (идентификация от обратного) осуществляется не по признаку общности, а отторжения от сложившихся культурных норм.

У подросткового  поколения культурная идентификация  зачастую носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается  на ближайшую среду, а ищет в меняющемся сознании новые формы [6, с. 141].

Нравственный  ценности не абстрактное понятие, они  тесно связаны с нравственными  качествами. Нам представляется: нравственная ценность - жертвенная и деятельная любовь к людям - требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести» [28, с. 43].

Получившие  свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи.

Среди данной возрастной категории началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части  неоправданно приниженным является значение народного и духовного  искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются маскультовским и авангардистским  искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей [6, с. 141].

Активное  приобщение личности к различным  видам искусства помогает формировать  позитивные ценностные ориентации, способствует более успешному нравственному  становлению, помогает осознанию, уточнению  целей, желаний, трудностей и проблем, укрепляя возможность для активной познавательной, социально-творческой деятельности, развития индивидуальных способностей в целях более эффективной адаптации к современным перспективным условиям среды.

Нравственные  ценности проявляются, как было выше сказано, в поступках человека, совершенных  по отношению к другому человеку. Таким образом, искусство является эффективным среством формирования нравственных ценностных ориентаций личности и способно оставить глубокий след в ее становлении, поможет реализовать  возможности, приобщить к накопленному человеческому опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам [13, с. 71].

Политические  ценности

Об отношении  населения, в том числе подростков, к власти, к тем или иным политическим и общественным деятелям часто судят  по политическим рейтингам, число которых  в период предвыборных кампаний значительно  увеличивается. Сегодня в их сознании происходят сложные процессы, идет мучительный поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оценок (с положительной на отрицательную и наоборот), с одной стороны, свидетельствует о том, что сознание еще не освободилось от стереотипного мышления, а с другой — об идущей непростой переоценке ценностей, которые долгое время большинством молодежи воспринимались вполне однозначно в русле официальной идеологии. Таким образом, проблема индивидуального политического выбора многомерна и многоаспектна [6, с. 144].

Подростковый  возраст является наиболее важным периодом политической социализации, потому что  он связан с профессиональным и гражданским  становлением, физическим и интеллектуальным развитием личности. [15, с. 4].

 

 

 

 

 Семейные ценности

Место любви  и брака в системе жизненных  ценностей подросткового поколения  различается в зависимости от возраста. Так, если в качестве наиболее значимых ценностей подростками 13— 16 лет обозначаются «родные и  близкие», «здоровье», «друзья», то среди  респондентов возрастной группы от 17 и  старше первые позиции были отданы «любви» и «браку».

Информация о работе Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей