Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений; показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы понятий жизненный смысл и ценности
1.1. Дефиниция понятия «ценность и ценностные ориентации»………......5
1.2. Теоретические представления о жизненном смысле……………….....10
1.3. Система ценностных ориентаций подростков…………………………14
Глава II. Формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте
2.1. Старший школьный возраст как период становления жизненного
смысла ценностей………………………………………………………..20
2.2. Формирование смысла жизненных ценностей у старшеклассников…24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………..………………………………….32

Файлы: 1 файл

черновой вариант курсовой.docx

— 64.18 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА

 

 

Факультет

 

Кафедра

 

Капуза Валентина

 

Курсовая работа

 

Формирование  у старшеклассников смысла жизненных  ценностей

 

                                                                      

 

                                                                                       Научный руководитель:

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест, 2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3

Глава I. Теоретические основы понятий жизненный смысл и ценности

   1.1.   Дефиниция понятия «ценность и ценностные ориентации»………......5

 1.2.  Теоретические представления о жизненном смысле……………….....10

   1.3.  Система ценностных ориентаций подростков…………………………14

         Глава II. Формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте

    2.1.  Старший школьный  возраст как период становления  жизненного                             

            смысла ценностей………………………………………………………..20                                                                     

    2.2. Формирование смысла жизненных ценностей у старшеклассников…24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников………..………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В чем  смысл нашей жизни? Каково назначение человека? Что нужно делать, чтобы  жизнь наша была радостной и счастливой? В чем настоящая ценность жизни? Эти и многие другие подобные вопросы  рано или поздно встают перед каждым из нас. Они требуют ответа.

Вступая в жизнь, человек ставит перед  собой определенные цели и стремится  к их осуществлению. В достижение их он вкладывает свой ум, знание, волю, труд. Его жизнь принимает определенную направленность. От правильного понимания  жизни и выбора конечной цели во многом зависят наше сознание и поведение, отношение к близким, товарищам  и обществу.

Проблема  изучения ценностно-смысловой сферы  личности в настоящее время приобретает  все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке – философии, социологии, психологии, педагогики.

Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст  является совершенно особым этапом развития личности.

Как отмечает Б.С. Волков, - взросление из “ребенка в подростка” неизменно  сопровождается стремлением более  углубленно понять себя, разобраться  в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться  определенный круг интересов, который  постепенно приобретает известную  устойчивость. Этот круг интересов  является психологической базой  ценностных ориентаций подростка. В  этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного  на отвлеченное и общее, наблюдается  рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается  интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным [5.с,102].

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Проблема  формирования ценностных ориентаций в  подростковом периоде остается малоизученной  и весьма актуальной проблемой психологии. Именно в этом я подчеркиваю актуальность данной работы.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений; показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков.

Объектом исследования являются ценностные ориентации современных подростков. Предмет – формирование и развитие жизненных ценностней у старшеклассников.

        В ходе исследования определены следующие задачи исследования:

1) анализ теоретических подходов  к понятию, содержанию и структуре  ценностных ориентаций личности;

2) анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме формирования  в подростковом возрасте ценностных  ориентаций;

3) выявление факторов, влияющих  на ценностные ориентации подростков;

4) анализ полученных результатов и их обобщение.

В процессе работы были применены  такие методы научного исследования: аналитический метод, метод группировки  и сравнения, анализ и синтез, научная  абстракция.

Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

Глава I. Теоретические основы понятий жизненный смысл и ценности

    1. Дефиниция понятия « ценность и ценностные ориентации»

Ценности  каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни  по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для  него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято  для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [1,с. 73].

Ценности  – это идеи, идеалы, цели, к которым  стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье, внутригрупповые ценности – политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни [19,с.155]. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.

В научной  литературе существует множество различных  определений понятия “ценность”. Их настолько много, что, по мнению Н. Решера, горячее желание разных авторов  навести концептуальный порядок  в области изучения ценностей, явилось, похоже, единственной точкой согласия для них [2,с.84]. В нашем теоретическом анализе мы попытаемся рассмотреть и сопоставить позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей.

Большинство авторов выделяют две важнейшие  характеристики ценности: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я.., Наумова  Н.Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.)

Кроме того, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных  наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также  рассмотрение ценностей в различных  контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального  и особенно социально-психологического исследования характерным можно  назвать: стремление строго развести понятия  “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностные ориентации”  и т.п., попытки классификации  ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич  М., Шварц Ш.), выделение структуры  ценностей личности.

Формирование  личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях  материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей  характерна высокая осознанность, они  отражаются в сознании в форме  ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [4,с.28].

Что же такое  ценностные ориентации? “Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного [7,с.97].

Понятие ценностных ориентаций было введено  в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия  ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями  отсутствует. Но различия были либо по параметру «Общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» в зависимости  от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [3, с. 35].

В социальной психологии понятие “Ценностные  ориентации” используется в двух значениях, как: 1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания  оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются  при усвоении социального опыта  и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”. [26,с.373]. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.

Чтобы реализовать  ценностные предпочтения человек нуждается  в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием  направленности личности. У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. [25,с. 42-48].

Категория «ценностная ориентация» является фокусом, в котором сходятся точки  зрения отраслей научного знания на личность. С ней связаны 

все основные понятия, которые разрабатывались  в философии, социологии, социальной психологии, педагогике.[12,c.24]

Ценностные  ориентации — важнейший компонент  сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение  к обществу, социальной группе, на представления  человека о самом себе. Как элемент  структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям  по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности.[12, С. 23].

Большинство современных авторов определяет ценностные ориентации как установку  личности на те или иные социальные ценности, обусловленные общественным характером существования человека. Они более подвижные, изменчивые, находятся под непосредственным влиянием людей. Среди них есть ценности общечеловеческого значения (производство, общественные отношения, труд, дисциплина, воспитание, мораль и др.). Они предстают  как условия жизни людей, способы  их действия, которые должны быть переданы, закреплены и усвоены последующими поколениями.

В ценностных ориентациях сосредоточены уровень  притязаний личности, представления  о нравственных ценностях, готовности или неготовности действовать в  соответствии с моральными нормами  и 

правилами. Ценностные ориентации являются саморегулирующим механизмом поведения личности [17,с. 50].

Существует  определение ценностных ориентаций как системы. Ценностные ориентации сегодняшнего подрастающего поколения  – это система ценностей исторического  субъекта, оказавшегося в условиях «перелома времени». Ценностные ориентации представляют собой систему ценностных отношений личности не к отдельным  предметам и явлениям, а к их совокупности, что и определяет направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. В современных условиях процесс формирования ценностных ориентаций молодого поколения протекает на фоне реформирования самого общества. Данные перемены ведут не только к  изменению системы экономических  отношений, но и самым прямым образом  сказываются на духовном климате, межличностных связях и отношениях.

[27, с. 55]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теоретические представления о  жизненном смысле 

Понятие "личностный смысл", также как  и ценностные ориентации, чрезвычайно  объёмное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках. Это понятие можно встретить  у Ф. Ницше, Ж-П. Сартра, М. Хайдегера (в философии), у Р. Ингардена, М.М. Бахтина (в эстетике), у М. Вебера, Дж. Г. Мида (в социологии), а также в лингвистике и других связанных с ней дисциплинах.

Информация о работе Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей