Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений; показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы понятий жизненный смысл и ценности
1.1. Дефиниция понятия «ценность и ценностные ориентации»………......5
1.2. Теоретические представления о жизненном смысле……………….....10
1.3. Система ценностных ориентаций подростков…………………………14
Глава II. Формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте
2.1. Старший школьный возраст как период становления жизненного
смысла ценностей………………………………………………………..20
2.2. Формирование смысла жизненных ценностей у старшеклассников…24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………..………………………………….32

Файлы: 1 файл

черновой вариант курсовой.docx

— 64.18 Кб (Скачать)

Представления подростков о любви и браке  отличаются от взглядов старшего поколения. Данный вывод подтверждается тем  обстоятельством, что треть из них  считает регистрацию своих отношений  для создания семьи совсем не обязательной, треть допускают такую возможность  при наличии определенных обстоятельств, остальные придерживаются традиционной точки зрения [6, с. 148].

Достаточно  высокий рейтинг семьи среди  прочих ценностей подтверждается тем, что многие подростки субъективно  испытывают острую потребность в  сохранении или создании семьи. Однако сегодня семья находится в  сложном кризисном состоянии. Об этом говорит огромное число разводов [24, с. 10].

Общеизвестно, какое важное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. Именно в  семье усваиваются, копируются образцы  реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование  происходит на бессознательном уровне, близком к тому процессу, который  известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом (англ. «запечатление образа»). Такой подход не требует от родителей специальной работы с детьми, но делает значимым их, родителей, поведение. Кроме того, родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы. Не исключается и внушение, объяснение, установление причинно-следственных связей между поступком ребенка и результатом. Да родители стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время находятся в учебных учреждениях. Поэтому на помощь родителям в формировании ценностей детей приходят педагоги. Формирование ценностных ориентаций предполагает обязательное подключение ближайшего окружения подростка – родителей и близких ему родных.

В этом случае важно:

- содействовать  формированию у родителей ответственности  за создание благоприятного психологического  семейного климата;

- обогащать  родителей знаниями психологии  и педагогики разных возрастов,  педагогической этики;

- раскрывать  особенности формирования ценностных  ориентаций, с тем, чтобы действовать  совместно и согласованно в  таких формах, как родительские  собрания, беседы, консультации, лекции и др [28, с. 43].

Любовь  и брак по-прежнему являются одной  из главных жизненных ценностей  современной молодежи, причем значимость любви и брака увеличивается  прямо пропорционально возрасту.

Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных  норм и традиций, существенно снизили  степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке [6, с. 148].

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте

2.1 Старший школьный возраст как период становления жизненного смысла и ценностей

14-16 лет  — переходный период между  подростковым и юношеским возрастом.  В этом возрасте развивается  самосознание, усиливается значимость  собственных ценностей, хотя дети  еще во многом подвержены внешним  влияниям.

Часто юность считают бурной, объединяя ее в  один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в  этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности  интеллектуального и социального  порядка, иногда — внутренние конфликты  и трудности в отношениях с  окружающими.[9,с.]

Для начала ответим на вопрос, как же протекает  процесс личностного развития в ранней юности? Встречаются четыре варианта развития.

Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Их жизнь остается спокойной и упорядоченной, они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.

Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые  минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

К полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, — по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Третий  вариант развития - это быстрые, скачкообразные изменения, которые, благодаря высокому уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.

Четвертый вариант развития связан с особенно мучительными поисками своего пути. Недостаточное  развитие рефлексии, отсутствие глубокого  самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках  и отношениях, недостаточно ответственны. Такие дети не уверены в себе и  себя плохо понимают. Часто они  отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Вступив во взрослую жизнь, они еще долго не обретают устойчивого положения.[10,c]

Динамика  развития в ранней юности зависит  от ряда условий.

В переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста — этапа эмансипации от взрослых — обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.

С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

К близким  взрослым старшеклассник как бы примеривает  свое идеальное «Я» — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители».

Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут  отбираться и проверяться в общении  со сверстниками — общении «на  равных».[23,c.116]

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, то общение с друзьями остается интимно-личностным.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками — представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями). Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы, которые обсуждаются с родителями.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается  при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.[24,c.10]

Старшеклассники так же, как и подростки, склонны  подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников. Не только в  средних, но и в старших классах  легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут  же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной  и той же наиболее популярной в  классе девочкой (или мальчиком).[24,c.10]

Рассмотрим  развитие познавательных процессов  в данный период.

В старших  классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически  готовыми к выполнению всех видов  умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий, совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Это означает сформированность теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Старшие школьники уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции.

Старший школьный возраст характеризуется  продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.

Значительный  прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.[13,c.71]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формирование смысла жизненных ценностей у старшеклассников

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших  для наук, занимающихся изучением  человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом [8, c. 53].

Ценностные  ориентации - важнейший компонент  сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение  к обществу, социальной группе, на представления  человека о самом себе. Как элемент  структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям  по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Специфика  ценностных ориентации состоит в  том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как  осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом  структурированную и иерархизированную  систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение  личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и  обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.

Ценностная  ориентация включает в себя три компонента:

1. когнитивный,  или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;

2. эмоциональный,  который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;

3. поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

Ценностные  ориентации являются результатом внутреннего  и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного  индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения  направленности индивида, его ориентации в социальной среде.

Ценностные  ориентации подростка формируются  постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический  мир ребенка. Формирование системы  ценностных ориентации представляет собой  процесс становления личности, и  эта система является средством  реализации определенных общественных целей.

Механизм  ценностной ориентации реализуется  следующим образом: потребность — интерес - установка — ценностная ориентация. Интерес - это осознанная потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности [12, c. 25].

Ценностные  ориентации определяются сознанием  или подсознанием, формируются в  ходе обретения личного опыта. В  сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения.

Процесс формирования ценностных ориентации графически представлен в виде модели [28, c. 42].

 

 

Модель становления  ценностных ориентаций

 


В познании особенностей социального развития и характера процесса социализации этап подросткового возраста занимает особое место. Он рассматривается как  специфический пубертатный период, характеризующийся особой динамикой  «изживания предыдущей фазы развития»  и становления новой системы  жизненных ориентации. Именно поэтому  актуальным остается раскрытие структурно-содержательных характеристик, тенденций, факторов, условий, определяющих процесс социализации подростка, формирование его социальной позиции, самоопределения.

Информация о работе Формирование у старшеклассников смысла жизненных ценностей