Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Раскрыть сущность понятия « творческая активность».
2. Выяснить особенности проявления творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и обосновать педагогического условия формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре.
4. Подобрать и обосновать диагностические методики для выявления уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ…………………………………………………………………………………6
1.1 Сущность понятия « творческая активность»……………………………… 6
1.2 Особенности проявления творческой активности в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….17
1.3 Педагогические условия формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………15
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ…………………………………………………………………22
2.1 Подбор и обоснования диагностических методик для выявления уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………22
2.2 Рекомендации для педагогов по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в игре..……………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая работа II курс.docx

— 75.48 Кб (Скачать)

 Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:

  Задание № 1 "способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой.

 Для оценки этого задания были выделены три уровня: I уровень - высокий - соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет. II уровень - средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет, предложенный взрослым или другими детьми. III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

 Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего - двумя, низкого - одним баллом.

 Результаты вносились в таблицу [приложение  4].

 Задание № 2. Детям  предлагалось придумать сюжет  по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?".

 Для оценки задания были выделены три уровня: I уровень - высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами. II уровень - средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов - два балла. III уровень - низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.

Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу [ приложение 4].

 Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

 Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек [приложение 3],одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

 Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

 Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

 Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

 Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

 В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

 И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца [ приложение 2].

 Компоненты развития игровых способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки, уровни развития компонентов  игровой спасобности, уровни развития игровых способностей детей по  заданиям приведены в приложениях.

 

 

2.2 Рекомендации для педагогов для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста  в игре

 

 

 Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Очень внимательно отнеситесь к готовности вашего ребенка начать систематическое обучение в школе. Помните, что дело не столько в его календарном возрасте (б ему лет или 7), сколько в степени зрелости его центральной нервной системы, обеспечивающей функциональные и адаптационные возможности его организма. Это можно оценить по поведению ребенка, по его умению произвольно организовывать деятельность. Если есть сомнения, стоит посоветоваться со специалистами. Необходимо поддерживать у ребенка положительное отношение к школе, желание учиться. Не пугайте его тем, что, если он до школы не научился читать, ему будет трудно учиться. Наоборот, объясните, что трудности будут, но их можно и нужно преодолеть. При выборе школы учитывайте желания ребенка и его возможности, а не только престижность образовательного учреждения. На начальном этапе обучения старайтесь уделять ребенку как можно больше времени и внимания. Играя с ним, не навязывайте ему свои способы достижения результата, а дайте возможность найти самостоятельный путь к цели, поощряйте его инициативу, находчивость, изобретательность. Это поможет развитию поисково-исследовательского компонента деятельности. Учитывая достаточную зрелость зрительного восприятия, старайтесь максимально использовать наглядность для совершенствования зрительно-пространственной деятельности, лежащей в основе чтения и письма, и наглядно-образного мышления, определяющего творческое развитие ребенка. Средствами для этого могут служить рисование, лепка, рассматривание картинок, в которых нужно найти замаскированный предмет, а также решение различных интересных для ребенка задач, основанных на восприятии зрительных образов. Не заставляйте ребенка читать как можно быстрее и правильнее. Если чтение дается ребенку с трудом, читайте ему вслух, повторяйте и обсуждайте прочитанное. Это привьет ему интерес к чтению, и будет способствовать развитию познавательной активности. При любых формах общения с ребенком (в игре, в занятиях) помните, какое значение имеет эмоциональная привлекательность информации для ее восприятия, запечатления и формирования познавательной мотивации. Постоянно помните о незрелости механизмов произвольного внимания и организации деятельности. Ребенку очень трудно подчинять свои действия инструкциям, если занятие ему не интересно. Поэтому старайтесь сделать требуемую работу интересной, увлекательной, эмоционально значимой для ребенка. Особенно это относится к учебным задачам. Эмоциональная заинтересованность будет способствовать развитию познавательной деятельности ребенка, а значит, развитию его интеллекта. Не делайте за ребенка уроки, предоставьте ему возможность для самостоятельного поиска путей решения с вашей помощью. Понимание материала, а не его зазубривание - необходимое условие формирования поисково-исследовательской активности ребенка. При возникновении трудностей в обучении старайтесь понять их причину, выяснить, с чем они связаны: с незрелостью механизмов внимания, особенностями памяти, слабостью механизмов программирования тонкой моторики рук и т. д. Разобравшись, вместе с учителем или, если это необходимо, со специалистом-психологом, помогите ребенку преодолеть трудности. При этом необходимо иметь в виду, что некоторые трудности, возникающие у ребенка в начале обучения, могут быть связаны с адаптационными процессами, требующими большого напряжения всех систем его организма, а потому носят временный характер. Не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями, особенно в начале обучения в школе. При выборе предмета дополнительных занятий (музыка, иностранный язык, различные вида спорта) обязательно учитывайте собственные интересы ребенка.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 В данной курсовой работе мы рассмотрели  формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре, изначально известно, что от природы ребенок обладает удивительной особенностью - активностью. Активность проявляется в движениях, в познании мира. Ребенка ничему нельзя научить до тех пор, пока он сам не станет учиться. Познавательная активность носит жизнеобеспечивающий характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность – важная грань активности личности. Многое ребенок в течении очень длительного периода постигает на уровне эмоций, а не сознания. Он откликается на воздействие, эмоциональной активностью дает знать окружающим о своем состоянии. Я уверена, что именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами.

 Активность у ребенка облекается в социальные формы - разные виды деятельности: игры, труд, учение. Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей. Активность является стимулом к деятельности и очень важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот нужно способствовать его дальнейшему развитию.

 Одной из важных целей воспитания ребенка дошкольника - развитие творчески активного, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

 Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается память, мышление, речь, воображение. В организации моей собственной педагогической деятельности дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям, так как в своей работе я стремлюсь создать благоприятные условия для развития творческой активности ребенка. Вызываю интерес к занятиям, в процессе которых дети самовыражаются, реализовывая свои потенциальные возможности.

 Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие творческой активности детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством. Именно уроки хореографии помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

 Существует немало современных концепций творческого развития личности. Основываясь на вышеизложенных теоретических посылках, мы выстроили программу опытно-практической работы. На констатирующем этапе мы использовали ряд методов (анкета, творческие задания) позволяющих установить исходный уровень музыкально-ритмических способностей детей. Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике, об определенном развитии креативности детей. Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

 

 Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

 Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

 Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…

 Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами.

 Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:

1.создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада;

2.гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

3.специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре;

4.нашло подтверждение в ходе экспериментально - опытной части проведенного исследования.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. о детской литературе. - М.: Детгиз, 1954.
  2. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей Дошкольное воспитание.-1965.-№ 5.
  3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
  4. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956.
  5. Вундт В. Фантазия как основа искусства. - М., 1914.
  6. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М.: Издательство педагогических наук РСФСР, 1960.
  7. Карпинская Н.С. Развитие художественных способностей в процессе игр-драматизаций. - М.: Известия АПН РСФСР, 1959.
  8. Макаренко А. С. Игра. - Соч. М., 1957
  9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М., Просвещение,1982
  10. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993
  11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре .-М.: Просвещение, 1982.
  12. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М.,1887.
  13. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.,1946.
  14. Роль игры в детском саду. Под ред. А.П.Усовой.-М.,1961.
  15. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980.
  16. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М., 1953.
  17. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - М., 1947.
  18. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т.УШ.-М.-Л., 1950.
  19. Усова А.П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими. - “Ученые записки ЛГПИ им.Герцена”. - Л., 1947.
  20. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961.
  21. Художественное воспитание в детском саду (из опыта работы детских садов Ленинграда). - М., 1959.
  22. Черков А.В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. - Ростов Н/Дону, 1962.
  23. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
  24. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., 1995.
  25. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. М., 1997

Информация о работе Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре