Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Раскрыть сущность понятия « творческая активность».
2. Выяснить особенности проявления творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и обосновать педагогического условия формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре.
4. Подобрать и обосновать диагностические методики для выявления уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ…………………………………………………………………………………6
1.1 Сущность понятия « творческая активность»……………………………… 6
1.2 Особенности проявления творческой активности в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….17
1.3 Педагогические условия формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………15
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ…………………………………………………………………22
2.1 Подбор и обоснования диагностических методик для выявления уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………22
2.2 Рекомендации для педагогов по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в игре..……………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая работа II курс.docx

— 75.48 Кб (Скачать)

 Творчество издавна делят на научное и художественное. Построение общей теории творчества, то есть переход от эмпирических к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому, что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.

 Составления многих схем позволяют заключить, что творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру, которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.

 Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения. Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа. Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и  навыков, необходимых для четкого  изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка  задач).

2. Сосредоточения усилия  и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

 3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).

4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая  догадка скромных масштабов - то  есть логический разрыв, скачок  в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из  посылок)

 5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

 Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:

  1. звено столкновения с новым;
  2. звено творческой неопределенности;
  3. звено скрытой работы;
  4. звено эврика;
  5. звено развития решения;
  6. звено критики;
  7. звено подтверждения и воплощения.

 Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.

 Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность, доработанность. Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата. Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

 У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд.

 Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир.

 Анализ проблемы развития творческой активности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческая активность отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческая активность на самом деле?

 Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

 Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

 Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

 Творческая активность тесным образом связана с творческими способностями. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

 Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

  4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

 Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

 7. Гибкость мышления.

 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

 11. Лёгкость генерирования идей.

 12. Творческое воображение.

 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

 Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

 1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

 2. Умение видеть целое раньше частей.

 3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

 Таким образом, в самом общем виде определение творческой активности выглядит следующим образом. Творческая активность – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

 Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель – во что играть, что рисовать. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности. Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

 Объективные условия следующие:

  1. источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
  2. условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
  3. характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

 К субъективным условиям относятся:

  1. художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
  2. побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

 Поскольку любая, в том числе игровая, деятельность состоит из законченных действий, подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее процессом: возникновение замысла, развертыванием самой деятельности и ее заключением.

 

 

1.2. Особенности  проявления творческой активности в старшем дошкольном возрасте

 

 

 Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако художественной игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики. Вместе с тем, в нашей стране проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу.

 Специалисты, в частности, пришли к выводу, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е.А.Флерина, например, подвергла критике имевшую место “теорию спада” детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями.

 Путь к развитию творчества – овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка, а потом развивать его творческие способности. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков»

 Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, музыке, танцу, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становятся важным источником творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературные, художественные образы, как глубоко осознают идею, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

 Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящий замысел.

 Цель является важнейшим элементом структуры творческой деятельности. Анализ положений о детском творчестве известных ученых Г.В.Лабунской, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и др. позволили сформулировать, что под творчеством детей дошкольного возраста понимается создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под художественным творчеством понимается и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).

Информация о работе Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре