Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством телевидения в условиях детского дома

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить влияние телевидения на формирование нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома.
Объектом изучения выступают нравственные ценности младших школьников.
Предметом – роль телевидения, как средства формирования нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование как педагогическая проблема.
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»………………………………………………........................................7 стр.
1.2 Методы и приёмы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста……....................................................................11 стр.
Глава 2. Возможности телевидения в формировании нравственных ценностей младших школьников.
2.1 Понятие телевидение и его функции.………………………….17 стр.
2.2 Роль телевидения в формировании нравственных ценностей младших школьников………………………………………………..................22 стр.
2.3 Сущность воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности……………………………………………………………...31 стр.
Глава 3. Опыт работы по формированию нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома посредством телевидения.
3.1 Описание условий экспериментальной работы…………………...34 стр.
3.2 Выявление уровня нравственных ценностей младших школьников и влияния телевидения на них………………………………………...…………34 стр.
3.2.1 Описание диагностических методов……………………...….34 стр.
3.2.2 Анализ результатов диагностической работы.…………..….36 стр.
3.3 Формирующая работа по развитию нравственных ценностей посредством телевидения у младших школьников в условиях детского дома……………………………………………………………………………...42 стр.
3.3.1 Описание методов формирования нравственных ценностей младших школьников………………………………..….…..............................42 стр.
3.4 Анализ результатов проделанной работы…………………………47 стр.
Заключение……………………………………………………………....49 стр.
Рекомендации……………………………………………………………51 стр.
Список литературы……………………………………………………...53 стр.

Файлы: 1 файл

Прошина Света 152 группа ВКР.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

Принцесса (эта роль досталась мне) – Красивая, добрая, богатая, справедливая, всегда всех спасает, подданные любят её. Живёт в большом красивом замке.

Сценарий (см. Приложение 8.1).

После занятия был проведено общее обсуждение поступков героев. Были разобраны многие моменты. То, что нужно защищать слабых, что нельзя делать кому-нибудь зло для своей выгоды. Ребята сошлись во мнении, что взаимовыручка – одно из главнейших качеств воспитанных и культурных людей.

3. Занятие «Проигрывание ситуаций» (см. Приложение 9).

Цели:

- помочь детям в осознании правильной структуры нравственных ценностей;

- выявить положительные и отрицательные аспекты ролевого поведения, «позаимствованного» посредством телевидения детьми у главных героев;

- дать детям предпосылку к постоянному анализу увиденного посредством телевидения.

Для проигрывания мы вместе с детьми выбрали такую ситуацию - вы опаздываете на поезд, а у кассы большая очередь. Далее предлагалось выйти из сложившейся ситуации, таким образом, как бы из неё вышел любимы герой. Даша сначала вежливо попросила пропустить её, а когда ей отказали,  она сказала, что полетит сама (любимый герой - Супермен).

Надя тоже попросила пропустить её. Получив отказ, она предложила что-нибудь сделать или как-нибудь помочь. Ей сказали, что ничего не нужно. В результате она опоздала на поезд (любимый герой – Электроник).

Артём в довольно грубой форме попросил пропустить его. Он сказал: «Эй, ты, пропусти меня живо, а не то получишь!». Ему также было отказано. Тогда Артём сразу начал применять силу. Он сказал, что в такой ситуации он бы всех «расшвырял и сломал будку, где продают билеты». Таким образом, он успел на поезд.

4.Беседа на тему «Ценности» (см. Приложение 10).

Цели: 

- сформировать позитивное отношение к ценностям;

- приобщить к культуре.

Беседу мы начали с вопроса «Что такое ценность?».

Даша сказала: «Ценность - это самое важное в жизни человека»,  а Надя с ней согласилась. Артём ответил: «Ценность - это стоимость вещи, а у человека это важно». После этого детям было разъяснено понятие «Ценность». После этого мы читали ребятам афоризмы, высказывания о ценностях знаменитых людей, например, Аристотеля, Цицерона.

В целом ребята правильно понимали высказывания, но некоторые вызвали у них непонимание, например высказывание Аристотеля «У кого есть друзья, у того нет друга».

5. Игра «Хиппи» (см. Приложение 11).

Цель: научить определять жизненную позицию или девиз другого человека, понимать внутренний мир другого человека.

Ребятам понравилась игра, они играли раскрепощено, активно и правильно называли девизы друг друга. В основном жизненные девизы были связаны с увлечениями детей, например, «Танцы - это жизнь», «Рисуй по жизни». Также прозвучали девизы «Всегда помогай друзьям», «Охраняй природу и люби людей».

В целом прозвучали девизы положительного содержания, что бесспорно нас порадовало.

6. Игры «Цена и ценность» (см. Приложение 12).

Цель: сформировать понимание принципиального отличия того, что имеет цену оттого, что принято называть ценностью.

Каждые из ребят побывал в роли покупателя и в роли продавца. В конце игры ребята сделали вывод, что некоторые вещи нельзя купить или продать, что не у всех ценностей существует денежная цена, что ценность может быть ценна как память.

 

 

3.4 Анализ результатов проделанной работы.

Для того чтобы проверить эффективность проведённой работы, мы взяли проведённую ранее диагностическую беседу №1 (см. Приложение 4), целью которой является выявление уровня знаний о содержании и функциях общечеловеческих норм жизнедеятельности. Её результаты нас приятно удивили (см. Приложение 13).

Диаграмма №6

Практически отсутствуют отказы от ответов на представленные в диагностической беседе вопросы.

Если сопоставить результаты ранее проведённой диагностической беседы №1 и результаты контрольного проведения данной диагностической беседы, то можно заметить положительные изменения уровня знаний детей о содержании и функциях общечеловеческих норм жизнедеятельности.

Кроме этого, дети стали более вдумчиво относиться к пониманию понятия «ценность».

Ещё один положительный отголосок нашей работы заключается в том, что уже в процессе работы дети стали больше времени уделять своим увлечениям и совместным играм в ущерб просмотру телевизора. Также мы заметили, что понизился уровень агрессии детей по отношению друг к другу.

 

Выводы о проделанной работе.

Проведённая нами работа в полной мере доказала истинность сформулированной нами гипотезы, а именно в констатирующем эксперименте мы доказали, что телевидение оказывает сильное влияние на формирование нравственных ценностей младших школьников.

В формирующем эксперименте нашей работы мы доказали, что посредством телевидения можно формировать нравственные ценности и корректировать уже устоявшиеся.

Подобранные нами методы и приёмы работы привели к положительным результатам, что подтверждает важность грамотного подбора методов и приёмов снижения негативного воздействия телевидения на сознание и формирования нравственных ценностей.

Эффективность результатов нашей работы значительно повысилась благодаря взаимодействия с коллективом детского дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проанализировав педагогическую и психологическую литературу, в первой главе мы раскрыли понятие «нравственность» и отразили значимость нравственного воспитания, а также рассказали о методах и приёмах воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.

Во второй главе мы подчеркнули историческую значимость нашей темы, выделили аспекты проблематики воздействия СМИ на формирование нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.

Вооружившись знаниями, мы перешли к практике, которая не только помогла нам расширить свой социально-педагогический опыт, но так же и дала возможность помочь детям, проживающих и воспитывающихся в условиях детского дома, и показала наглядный пример актуальности данной проблемы и малой исследованности её применения в воспитательных целях.

На практике мы столкнулись с такими трудностями как нехватка времени, т.к. дети регулярно посещают разнообразные занятия, кружки и мероприятия. Кроме этого у них существует строгий распорядок дня, который строго соблюдается. Но помогало нам то, что воспитатели шли нам на встречу и порой всё же изменяли распорядок дня, чтобы дать нам больше времени на выполнение нашей работы.

Ребята тянулись к нам, но порой их было трудно организовать. В подобных ситуациях нам на помощь вновь приходили воспитатели.

Также большие трудности в работе возникли в связи с тем, что выбранная нам темы выпускной квалификационной работы мало изучена и отсутствуют методы работы в данном ключе.

Основным методом, на который мы опирались в нашей работе, является беседа.

Мы надеемся, что проделанная работа способна дать толчок к дальнейшим продвижениям исследователей в данной теме.

Хоть наше исследование сравнимо с каплей в океане, но, в то же время, народная мудрость гласит: «Каждое море начинается с маленькой капли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации.

На основе проведённой работы можно порекомендовать воспитателям Детского дома – школы №46 группы №4:

- более серьёзно и глубоко обсуждать просмотренные детьми фильмы и передачи,

- усилить контроль просмотра телевизора детьми, быть более избирательными в выборе фильмов и передач,

- анализировать полученную посредством телевидения информацию.

Помимо этого, можно отметить общие рекомендации, составленные психологом Еленой Смирновой, психиатром и психоаналитиком Сержем Тиссероном и детским психологом Анной Бердниковой, о том, как защитить детей от негативного воздействия телевидения.

Уберечь ребёнка от телевизионной зависимости возможно. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла.

  Никакого телевизора до 1 года. Категорически не допускается телевизор в комнате ребенка, независимо от возраста. Такой жесткий режим рекомендует Американская академия педиатрии.

  Не включайте телевизор до ухода в школу. Дети перевозбуждаются от раннего телепросмотра и умственно раскисают, чуть ли не на все утро.

  Следите за тем, какие передачи смотрит ребенок и сколько времени проводит перед экраном. По данным разных исследований, дети, которые смотрят только образовательные программы, легче адаптируются в социуме, лучше успевают в школе и обладают более богатым словарным запасом. Так что все зависит от родителей – от их ответственности и авторитета.

  Убеждайте личным примером. Взрослые, которые смотрят всё подряд, вряд ли сумеют отучить от нее ребенка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – не только из-за вредного воздействия на мозг, но и потому, что привычки усваиваются рано.

  Отдавая предпочтение дискуссии, тем не менее, твердо говорите «нет». Например, следует помнить, что сцены насилия и жестокости в выпусках новостей и документальных сюжетах более травматичны, чем в игровых фильмах. Подростки, разумеется, будут требовать, чтобы взрослые им доверяли. Но доверять можно при условии, что ребенок соблюдает оговоренные ограничения.

  Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка, и говорите с ним об этом. Лучшее противоядие – воспитывать в ребенке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности. Понимание, как создается телекартинка, позволяет при необходимости защититься от нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.                  Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.

2.                  Брайант, Дженнингз "Основы воздействия СМИ" / Дж. Брайант, С. Томпсон. - Москва ; Санкт-Петербург ; Киев : Вильямс, 2004. - 432 с. : ил. - Библиогр.: с. 412 - 415. - Предм. указ.: с. 416.

3.                  Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/ И.А.

4.                  Каиров. - Москва, 2005.-213с. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.

5.                  Линн, Сьюзен "Проданное детство : как агрессивный маркетинг лишает будущего наших детей" / С. Линн ; пер. с англ. А. Лисовского. - Москва : Добрая книга, 2006. - 400 с.

6.                  Маклахан М. Телевидение// развитие личности.- 2001.-№1.

7.                  Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. — 183 с.

8.                  Немов, Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов – Москва, 2000.-691с.

9.                  Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред.  Каирова  И.  А., Богдановой  О.  С. – М.: Педагогика, 1979;

10.             Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.

11.             Рашкофф, Дуглас. Медиа вирус!Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание : пер. с англ. / Д. Рашкофф. - Москва : Ультра.Культура, 2003. - 368 с. - (Медиа вирус).

12.             Реан, А.А., Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан.– СПб., 2000.-263с.

13.             Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 1981 г.

14.             Рубчевский, К. В. "СМИ и проблема развития личности" / К. Б. Рубчевский// Философия и общество. - 2006. - N 1. - С. 117-131. - Библиогр. в примеч.

15.             Саппак В.С. Телевидение и мы. - М.: Знание, - 1988. – 130 с.

16.             Саппак В.С. Телевидение вчера, сегодня, завтра. - М.: Знание, - 1969. – 153 с.

17.             Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.:

18.             Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника [Текст]/Н.М. Трофимова. – СПб., 2007. -266с.

Информация о работе Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством телевидения в условиях детского дома