Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:49, дипломная работа
Цель данной работы - выявить влияние телевидения на формирование нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома.
Объектом изучения выступают нравственные ценности младших школьников.
Предметом – роль телевидения, как средства формирования нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома.
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование как педагогическая проблема.
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»………………………………………………........................................7 стр.
1.2 Методы и приёмы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста……....................................................................11 стр.
Глава 2. Возможности телевидения в формировании нравственных ценностей младших школьников.
2.1 Понятие телевидение и его функции.………………………….17 стр.
2.2 Роль телевидения в формировании нравственных ценностей младших школьников………………………………………………..................22 стр.
2.3 Сущность воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности……………………………………………………………...31 стр.
Глава 3. Опыт работы по формированию нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома посредством телевидения.
3.1 Описание условий экспериментальной работы…………………...34 стр.
3.2 Выявление уровня нравственных ценностей младших школьников и влияния телевидения на них………………………………………...…………34 стр.
3.2.1 Описание диагностических методов……………………...….34 стр.
3.2.2 Анализ результатов диагностической работы.…………..….36 стр.
3.3 Формирующая работа по развитию нравственных ценностей посредством телевидения у младших школьников в условиях детского дома……………………………………………………………………………...42 стр.
3.3.1 Описание методов формирования нравственных ценностей младших школьников………………………………..….…..............................42 стр.
3.4 Анализ результатов проделанной работы…………………………47 стр.
Заключение……………………………………………………………....49 стр.
Рекомендации……………………………………………………………51 стр.
Список литературы……………………………………………………...53 стр.
Цель: определить содержательную сторону направленности личности и составить основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому.
2.Диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой (см. Приложение 2).
Цель: выявление уровней нравственной воспитанности (УВН) школьника по 5 основным показателям нравственной воспитанности.
3.Анкетирование на тему «Телевизор в моей жизни» (см. Приложение 3).
Цель: выявить предпочтения детей в области телепередач, цель просотра.
4.Диагностическая беседа № 1 (см. Приложение 4).
Цель: выявить уровень знаний о содержании и функциях общечеловеческих норм жизнедеятельности.
5. Диагностическая беседа №3 «Мой любимый герой» ( Приложение 5).
Цель: выявление любимых телевизионных героев, характер поведения этих героев, степень влияния героев на детей
6.Анкетирование воспитателей (см. Приложение 6).
Цель: выявить уровень контроля за просмотром детьми телевизионных передач.
3.2.2 Анализ результатов диагностической работы.
1.Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (см. Приложение 1.1).
Диагностика показала, что из «терминальных ценностей» на первое место ребята ставят «любовь» и «счастливую семейную жизнь», на второе место поставили - «друзей» и «семью», на третье место - «счастье других», «саморазвитие» и «материально обеспеченную жизнь».
Из «инструментальных ценностей» на первом месте оказались «широта взглядов» и «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов», на второе место ребята поставили «воспитанность» и «жизнерадостность», на третье – «аккуратность» и «твёрдую волю».
Таким образом, мы выяснили, что у участников эксперимента сформированы определённые ценности, но можно работать над их расширением, пополнением.
2. Диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой (см. Приложение 2.1).
Диаграмма № 1 Статистика по 5 основным показателям нравственной воспитанности детей группы №4 младшего школьного возраста.
На первом месте располагаются показатели нравственной воспитанности «Отношение к людям» - 26% детей
На первом месте с результатом 26% находится показатель нравственной воспитанности «Отношение к людям».
На втором месте оказались сразу два показателя «Отношение к умственному труду» и «Отношение к физическому труду», каждый из которых составляет по 25%.
На третьем месте расположился показатель «Отношение к обществу» - 15%.
Самый низкий результат - 9% составили нравственные качества по показателю «Отношение к себе».
Можно определить направление работы для повышения показателей нравственной воспитанности «Отношение к обществу» и «Отношение к себе», но не стоит останавливаться на достигнутых результатах по остальным показателям.
Диаграмма №2 Уровень нравственной воспитанности
Мы определили, что у Даши и Нади высокий УНВ (от 31 до 40 баллов), который определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
У Артёма был выявлен низкий УНВ (от 11 до 20 баллов), который согласно данной методике представляется слабым, ещё неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
3. Анкетирование на тему «Телевизор в моей жизни» (см. Приложение 3.1).
Диаграмма №3 Любимый канал
Диаграмма №4. Зачем ты смотришь телевизор?
Наиболее популярным каналом среди ребят оказался ТНТ, на втором месте 2х2, на третьем – СТС. Так же отдавалось предпочтение музыкальным каналам. Также был упомянут канал Discovery.
Лидерами анкетирования по вопросу о любимом фильме, передаче стали фильмы «Симпсоны» и «Папины дочки». Упоминался так же сериал «Счастливы вместе» и передача «Галилео».
Самыми выбираемыми сюжетами кино оказались комедии, мультфильмы и научные (документальные) фильмы.
Самым популярным героем оказался Гомер Симпсон. Кроме него были упомянуты Гена Букин и Барт Симпсон.
На вопрос «На кого из персонажей телевидения ты хотел (а) бы бать похож(а)?» самым распространённым ответом был «ни на кого».
Задав вопрос «Как ты думаешь, для чего нужно телевидение?», мы получили самый распространённый ответ «расширение кругозора». На втором месте по популярности оказался ответ «для развлечения». По результатам анкетирования мы сделали вывод, что ребята тратят немного времени на просмотр телевизора в детском доме: по будням примерно от получаса до часа и по выходным до двух часов. На первом месте у подростков находятся развлекательные передачи, мультфильмы и фильмы, но некоторые отдают предпочтение и документальным, историческим фильмам.
4. Диагностическая беседа №1 (см. Приложение 4.1).
Детям предлагалось объяснить, что такое «добро», «зло», «справедливость», «дружба» и т.п.
Все 100% смогли объяснить понятия «добро», «зло» и «дружба».
Трудно было дать характеристику таким понятиям как «справедливость», «вина», «долг». Также были зафиксированы отказы от ответа к таким понятиям, как «мудрость», «мужество», «умеренность», «милосердие».
Диаграмма №5
На диаграмме представлены показатели знания нравственных ценностей детей группы №4.
5. Диагностическая беседа №2 «Мой любимый герой» (см. Приложение 5.1).
Беседа показала ярко выраженное негативное влияние телевидения на нравственные ценности и жизненные приоритеты ребёнка. У Артёма спутаны понятия «добра» и «зла», т.к. во многих ответах он говорит об убийствах, причём не всегда именно злодеев, а иногда употребляет местоимение «всех». Возможно, он прикрывает эту жестокость мотивом «спасения других», но интересует его не «спасение», а сам процесс жестокого, агрессивного поведения. Вероятно, что телевидение сыграло не последнюю роль. Благодаря телевидению он хочет своим внешним видом внушать страх окружающим. Также он открыто признаётся в своей любви к сквернословию и считает его нормой речи.
Даша предпочитает Супер-героев (Человек-Паук, Супермен) Различает понятия «добро» и «зло». Она делает акцент на «спасение» и «добро». Ответов связанных с убийствами нет. Можно предположить, что телевидение в какой-то степени положительно повлияло на формирование таких нравственных понятий, как «справедливость», «добро» и «зло». Жестокость конечно присутствует в конкретной ситуации, но она опирается на понятие «справедливости».
Любимым героем Нади является Электроник. Это положительный персонаж, который может оказывать позитивное влияние на формирование таких нравственных ценностей, как «честность», «трудолюбие», «уважение к окружающим, к сверстникам», «доброта», «справедливость» и т.д.
Вместе с детьми мы смотрели мультфильм «Скуби Ду». Во время просмотра дети не выражали никаких эмоций. После просмотра было предложено обсудить поведение героев мультфильма. Дети пассивно отреагировали на данное предложение. На вопрос «Нравится ли вам поведение героев мультфильма?» дети дружно ответили «Да», однако на вопросы «Что конкретно, какие поступки героев вам нравятся?» все ответы были «Не знаю». Это может означать, что ребята не анализируют полученную во время телевизионных передач информацию, но при том они перенимают модели ролевого поведения любимых героев.
Нравственное поведение любимых героев детей являет собой спорный вопрос. С одной стороны их мотивы и цели правильные с точки зрения общепринятой нравственности, а с другой – методы достижения этих целей порой нарушают законы той же сомой нравственности.
6.Анкетирование воспитателей (см. Приложение 6.1).
Результаты анкетирования показали, что воспитатели в курсе предпочтений детей относительно просмотра передач. Также оно показало, что, по мнению воспитателей, они осуществляют контроль за просмотром телевизора. Однако это не соответствует нашим наблюдениям.
Наши наблюдения показали, что дети мало смотрят телевизор в группе, однако, смотрят в холлах и, по их словам, много времени тратят на это дома. На вопрос «Что в первую очередь ты будешь делать дома?» они отвечают - смотреть телевизор и сидеть в Интернете. По словам детей, дома они имеют неограниченный доступ к телевизору и Интернету, родители практически не ставят никаких ограничений.
Наши наблюдения показали, что дети хотят смотреть телевизор и сильно расстраиваются, когда им запрещают смотреть любимые программы.
Вывод по диагностической работе:
По результатам диагностик мы можем судить о сформированности как позитивных, так и негативных ценностей. Позитивные ценности, почерпнутые из телевидения, преобладают у детей, но также выявлено и негативное влияние (например, повышенная агрессия, отклонения в культуре речи и поведения). Нами выделены следующие проблемы:
Отсутствие у детей способности дать характеристику таким понятиям как «справедливость», «вина», «долг», «мудрость», «мужество», «умеренность», «милосердие».
Отсутствие у детей избирательного подхода к просмотру телепередач.
Дети не анализируют полученную во время просмотра передач информацию.
Слабый контроль за просмотром детьми телевизионных программ со стороны воспитателей.
На основе этих проблем мы строим нашу формирующую работу по развитию нравственных ценностей младших школьников.
3.3 Формирующая работа по развитию нравственных ценностей посредством телевидения у младших школьников в условиях детского дома.
3.3.1 Описание методов формирования нравственных ценностей младших школьников.
Для проведения формирующей работы мы использовали следующие методики:
1. Занятие «Телевизор в нашей жизни» (см. Приложение 7).
Цели:
- развивать у детей умение работать в группе;
- расширить знания о влиянии телевиденья на формирование мировоззрения;
- скорректировать негативно-поведенческие реакции;
- сформировать новый опыт взаимоотношений в процессе игры.
В начале этого занятия была проведена небольшая лекция о том, что телевидение влияет на общество, на людей, на формирование ценностей. Ребята внимательно нас слушали. Далее мы задали им несколько вопросов:
1.«Повторяете ли вы поведение телевизионных героев?»
Мы получили положительные ответы, такие как: «Да», «Конечно».
2. «Как вы думаете, на сколько сильно телевидение может влиять на человека?»
Были получены такие ответы: «Нет, не сильно. Я же мало его смотрю», «На актёров влияет. Они же должны учиться играть, смотреть, как другие играют», «Тот, кто смотрит много, не того влияет. А тот, кто смотри мало, не того не влияет».
3. «Как вы думаете, стоит ли сокращать время на просмотр телевизора?»
Все ответы были отрицательными: «Конечно, нет!», «Зачем? Ведь оно создано для того, чтобы его смотрели».
В заключение занятия мы предложили ребятам вспомнить ситуацию из фильма, мультфильма, которая может повлиять на поведение и ценности человека, затем обыграть её и предложить положительный выход из этой ситуации.
Ребята вспомнили много подобных ситуаций, наиболее ярким оказался момент из мультфильма «Малыш и Карлсон» когда Карлсон воровал плюшки у Фрекен Бок. После споров и различных вариантов решения этой ситуации, нами было услышано множество вариантов, таких как «Купить у Фрекен Бок плюшки», «Просто попросить плюшки», «Испечь самому» и т.д. Мы были приятно удивлены отсутствием проявления агрессии для решения этой ситуации. Все варианты предлагали решение «мирным путём».
Ребята очень ярко, эмоционально обыграли эту ситуацию, и нашли альтернативный выход из неё: Карлсон помог фрекен Бок помыть посуду и накрыл на стол. За это она угостила его чаем с плюшками и вишнёвым вареньем.
2. Занятие «Создаём сценарий фильма» (см. Приложение 8).
Цель: формирование представлений о положительных качествах, которые должны/могут быть у главных героев.
Это занятие тоже принесло свои плоды.
В результате групповой деятельности были придуманы следующие герои:
Скала Мен (Даша) – супергерой, молчаливый, очень сильный и стойкий, может превращать вещи в камень, может вызывать «каменный дождь» (на лицо приоритеты Влада в качествах главных героев его любимых программ).
Цветочная Фея (Надя) – добрая, красивая, маленькая фея. Обладает волшебной способностью выращивать цветы и другие растения, где захочет, может призывать на помощь животных.
Чёрный Властелин (Артём) – злодей, он очень сильный и при этом умный, имеет крепкое телосложение, где-то снизу у него находится золотое кольцо, (Артём не объяснил где, а только посмеялся), у него много друзей, все мужчины (с девушками не дружит). При этом у него отличные актёрские способности. Миша сказал, что Чёрный Властелин может карать, кого захочет.