Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством телевидения в условиях детского дома

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить влияние телевидения на формирование нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома.
Объектом изучения выступают нравственные ценности младших школьников.
Предметом – роль телевидения, как средства формирования нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование как педагогическая проблема.
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»………………………………………………........................................7 стр.
1.2 Методы и приёмы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста……....................................................................11 стр.
Глава 2. Возможности телевидения в формировании нравственных ценностей младших школьников.
2.1 Понятие телевидение и его функции.………………………….17 стр.
2.2 Роль телевидения в формировании нравственных ценностей младших школьников………………………………………………..................22 стр.
2.3 Сущность воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности……………………………………………………………...31 стр.
Глава 3. Опыт работы по формированию нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома посредством телевидения.
3.1 Описание условий экспериментальной работы…………………...34 стр.
3.2 Выявление уровня нравственных ценностей младших школьников и влияния телевидения на них………………………………………...…………34 стр.
3.2.1 Описание диагностических методов……………………...….34 стр.
3.2.2 Анализ результатов диагностической работы.…………..….36 стр.
3.3 Формирующая работа по развитию нравственных ценностей посредством телевидения у младших школьников в условиях детского дома……………………………………………………………………………...42 стр.
3.3.1 Описание методов формирования нравственных ценностей младших школьников………………………………..….…..............................42 стр.
3.4 Анализ результатов проделанной работы…………………………47 стр.
Заключение……………………………………………………………....49 стр.
Рекомендации……………………………………………………………51 стр.
Список литературы……………………………………………………...53 стр.

Файлы: 1 файл

Прошина Света 152 группа ВКР.doc

— 325.00 Кб (Скачать)


Комитет по образованию

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

 

 

 

Защищена с оценкой _______

Протокол № ____ от _______

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

 

 

студентки 152 группы

Прошиной Светланы Евгеньевны

специальность 050711

«Социальная педагогика»

 

Руководитель

Желтова Маргарита Николаевна

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.

Глава 1. Нравственные ценности и их формирование как педагогическая проблема.

1.1              Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»………………………………………………........................................7 стр.

1.2              Методы и приёмы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста……....................................................................11 стр.

Глава 2. Возможности телевидения в формировании нравственных ценностей младших школьников.

2.1              Понятие телевидение и его функции.………………………….17 стр.

2.2              Роль телевидения в формировании нравственных ценностей младших школьников………………………………………………..................22 стр.

2.3              Сущность воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности……………………………………………………………...31 стр.

Глава 3. Опыт работы по формированию нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома посредством телевидения.

3.1 Описание условий экспериментальной работы…………………...34 стр.

3.2 Выявление уровня нравственных ценностей младших школьников и влияния телевидения на них………………………………………...…………34 стр.

3.2.1 Описание диагностических методов……………………...….34 стр.

3.2.2 Анализ результатов диагностической работы.…………..….36 стр.

3.3 Формирующая работа по развитию нравственных ценностей посредством телевидения у младших школьников в условиях детского дома……………………………………………………………………………...42 стр.

3.3.1 Описание методов формирования нравственных ценностей младших школьников………………………………..….…..............................42 стр.

3.4 Анализ результатов проделанной работы…………………………47 стр.

Заключение……………………………………………………………....49 стр.

Рекомендации……………………………………………………………51 стр.

Список литературы……………………………………………………...53 стр.

Приложения

Введение.

Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гумманизации общества придается большое значение. И перед педагогами  ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.   Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника. Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли телевидения в формировании нравственных ценностей.

Личность формируется множеством элементов социально-культурной среды. Экранные искусства создают в наших бытовых условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая стихийно формирует ценностные ориентации подростка в области искусства, культуры быта, эстетической организации среды, деятельности, отношений, экологии.

Всё чаще мы встречаемся с проявлениями пошлости, отсутствия вкуса, жестокосердия, цинизма. Исчезли познавательные передачи, канули в лета манеры поведения в кадре ведущих и участников передач, воплощающих в прошлом наши представления об истинной интеллигентности.

Вместе с тем, основой нравственности человека являются нравственные качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру.

Младшие школьники проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период закладываются основы понимания ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности.

Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания определенной совокупности нравственных качеств его личности, которые позволили бы ему быстро адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания.

Поэтому сегодня как никогда актуально стоит вопрос о влиянии средств массовой информации, и, в первую очередь – телевидения, на нравственное воспитание подростков.

Цель данной работы - выявить влияние телевидения на формирование нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома.

Объектом изучения выступают нравственные ценности младших школьников.

Предметом – роль телевидения, как средства формирования нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома.

Гипотеза нашего исследования  звучит так:

Мы предположили, что в процессе формирования нравственных ценностей  младших школьников в условиях детского дома возможно продуктивное использование телевидения при следующих условия:

1.                                    если социальный педагог будет знать уровень развития нравственных ценностей у курируемых детей;

2.                                    если понимать значение воздействия телевидения на психику ребёнка;

3.                                    при правильном подборе методов и приёмов снижения негативного воздействия телевидения на сознание, так же будет проводить работу по формированию нравственных ценностей посредством положительного влияния телевидения на ребёнка,

4.                                    при сотрудничестве с коллективом детского дома.

Задачи:

1.                           проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме влияния телевидения на формирование нравственных ценностей у детей;

2.                           изучить опыт работы современных педагогов по использованию телевидения в формировании нравственных ценностей;

3.                           выявить уровень сформированости нравственных ценностей младших школьников в условиях детского дома;

4.                           выявить количественные и качественные показатели использования телевидения в детском доме;

5.                           составить и апробировать план работы;

6.                           проверить результаты проведённой работы и составить рекомендации.

         Различным аспектам, связанным с проблемой влияния телевидения как важнейшего средства массовой информации в современном российском обществе, посвящены монографии и научные статьи общего, социально-философского и междисциплинарного характера. Ряд научных трудов посвящен техническим особенностям функционирования средств массовой коммуникации. Проблема данной темы была рассмотрена и разработана такими авторами как Р.Ф. Абдеев, Н. Винер, Ю.И. Воронцов. Другое направление представляют труды отечественных и зарубежных исследователей В.Ю. Борева и А. В. Коваленко, Д. Джованнини, П. Кууси, К. Леви-Строса, М. Маклюэна, А.Моля, Л.В Петрова, Г.Г. Почепцова, в которых анализируется процесс исторического развития средств массовой коммуникации, передача информации и ценностей культуры.

              Основные понятия:

СМИ (СМК) - Средства Массовой Информации (Средства Массовой Коммуникации) - телевидение, газеты, радио, Интернет.

Телевизионные передачи, телевизионная программа, телепрограмма, телепередача - видеоряд, обладающий единым назначением и некоторой целостностью, показываемый по телевидению.

Негативное воздействие СМИ - низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражировния порождают дурной вкус и неправильные стереотипы о социальных ролях, понятиях мужского и женского пола потребителей (в данном случае младших школьников).

Ценности - идеалы или конечные цели; основные оценочные стандарты желаемого. Один из основных элементов культуры. (Л.В.Мардахаев)

Нравственные  (моральные) ценности  — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности  связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве  нравственных  ценностей  у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеал.

 

 

 

Глава 1. Нравственные ценности и их формирование как педагогическая проблема.

1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности».

Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нрав». По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.(Харламов, 2003)

Абстрактный слой морали отражается в понятии "нравственной ценности". Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.

В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных учреждениях. Для обозначения предметов и их свойств, как объектов потребностей ребенка, традиционно употребляется понятие "благо". В этом понятии отражается нечто полезное, а в понятии "ценность" - смысл того, что эти качества в благах люди ценят и реализуют в практической деятельности. В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления, актуальные и потенциальные предметы человеческой деятельности, субъективные критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок и закрепляются в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы, цели деятельности и служат её ориентациями.

Ценности приобретают личностный смысл для индивида, коллектива, социальной группы, как идеал человеческой деятельности, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и т.д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение ребенком осознаваемых смыслов, позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании.

Ценности формируются в процессе переживания и осознания младшим школьником значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.

Становление системы ценностей — это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются метаморфозам, проходят определённые состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные, что в свою очередь предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к логике образовательного процесса.

Нравственность состоит в осознании выполняемых личностью тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый данный момент своей жизни и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью мораль.

Нравственность определяется сферой поступков по отношению к другим людям, отражая практически - деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека.

Информация о работе Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством телевидения в условиях детского дома