Формирование личности ребенка
в процессе ознакомления с искусством
Незаменимым средством формирования
духовного мира детей является искусство:
литература, музыка, скульптура, народное
творчество, живопись, театр. Влияние
искусства на становление личности
человека, его развитие очень велико.
Без воспитания эстетически грамотных
людей, воспитания с детских лет
уважения к духовным ценностям, умения
понимать и ценить искусство, без
пробуждения у детей творческих
начал невозможно становление гармонически
развитой и творчески активной личности.
Говорят, если в человеке есть доброта,
человечность, чуткость, доброжелательность,
- значит, он как человек состоялся.
Окружающий мир встает
перед изумленным ребенком как
единая целостная картина мира.
Чтобы эта целостность сохранялась,
необходима интеграция видов
изобразительной деятельности. Интеграция
искусств, объединяющая разные виды
художественной деятельности дошкольников,
несет в себе мир идей, мыслей,
образов, эмоций. Благодаря этому
стимулируются и развиваются
память, мышление, воображение.
Самым доступным и
привлекательным для детей является
мир книжной графики. Рисунки
в книге - это одни из первых
произведений изобразительного
искусства, с которыми знакомятся
дети. Детей знакомим с работами
таких мастеров книжной графики,
как Ю.Васнецов, В.Лебедев, Е.Чарушин,
В.Конашевич и др. С их творчеством
мы знакомим детей всех возрастных
групп, постепенно усложняя. У
самых маленьких детей воспитываем
умение эмоционально откликаться
на рисунок, иллюстрацию, воспринимать
яркость цветовых образов. Детей
четырех лет учим осознавать
содержание рисунка, обращаем
внимание на изобразительные
средства. В старших группах у
дошкольников развиваем художественный
вкус, формируем интерес к искусству,
знакомим с выразительными средствами
книжной графики, даем простейшие
представления о средствах художественной
выразительности.
Например, знакомя детей
средней группы с творчеством
Ю. Васнецова, рассматривали иллюстрации
художника, обращали внимание
детей на сходство узора с
элементами дымковской росписи
(заранее рассмотрев дымковскую
игрушку), помогали вникать в содержание
иллюстраций. В связи с этим
дети с воспитателем разучивали
потешки, песенки, небылицы к
данным иллюстрациям, а на музыкальных
занятиях использовались детьми
в песенном творчестве и играх.
На занятии по рисованию дети
иллюстрировали книжку - самоделку
"Потешки", где украшали узорами
героев потешек, песенок, небылиц.
При рассматривании
с детьми произведений живописи
(картины о труде людей, спорте,
бытовые сюжеты, натюрморты, портреты,
пейзажи) подводим детей к пониманию
социального смысла произведения
через умение устанавливать в
картине многообразные связи
как по содержанию, так и по
средствам выразительности, при
помощи которых художники создали
свои работы.
Например, перед рисованием
натюрморта для мамы детей
знакомим с понятием "натюрморт",
с репродукциями художников М.Кончаловского,
К.Петрова-Водкина, В.Машкова. Обращаем
внимание детей на выразительные
средства, при помощи которых
художники создали свои произведения.
Вместе с детьми подбираем
фон, составляем несложный натюрморт,
ищем удобное место для композиции.
В структуру подобных занятий
включаем игры на развитие
у детей чувства цвета, формы,
композиции; литературные и музыкальные
произведения.
Наиболее актуальна
проблема духовного здоровья. И
именно здесь большая роль
отводится искусству. Ребенок
учится понимать многогранный
мир человеческих отношений, индивидуальность
характера героев, красоту окружающей
жизни.
Об отношении художника
к героям своих картин дети
узнают при знакомстве с творчеством
А.Пластова, В.Сурикова, З.Серебряковой,
Б.Кустодиева, Т.Яблонской, В.Перова.
Например, как легко
и радостно утром заниматься
зарядкой (Т. Яблонская "Утро");
какие радостные лица и безудержное
веселье при взятии снежного
городка В. Сурикова; как А.
Пластов изобразил радостное
состояние детей при появлении
первого снега.
Был проведен цикл
занятий, посвященный семье, родителям
"Кто родителей почитает, тот
вовек не погибает". С семьей,
первой социальной средой, в которой
ребенок развивается, связаны
глубокие переживания детей. Мы
беседовали с детьми о значении
семьи, отношениях близких в
семье, о том, что связано
с семьей. Для обогащения содержания
детских работ показываем произведения
искусства известных великих
художников (Огюст Ренуар "Мадам
со своими детьми"; А.Венецианов
"На пашне"; Т.Яблонская "Лен";
"За обедом"; Леонардо Да
Винчи "Мадонна Литта"; В.Серов
"Девочка с персиками"; Б.Кустодиев
"Утро" и другие). Беседы по
этим произведениям помогают
осознать детям свою социальную
роль в семье, связь с близкими
людьми, воспитывают чувства любви
к матери.
Наиболее выразительными
для детей являются произведения
декоративно-прикладного искусства:
хохлома, дымковская, каргопольская,
филимоновская игрушки, матрешки
разных промыслов, гжель, вышивка.
Мы даем детям возможность
рассмотреть, потрогать вышивку
руками, почувствовать выпуклость
узора, объем на глиняной игрушке.
Расширяем представления детей
о скульпторе, создавшем изделие
из разного материала: дерева,
стекла, глины, фарфора, металла.
Учим рассматривать скульптуру
со всех сторон, выделять средства,
при помощи которых мастер
передает позу, движение, настроение.
Полученные знания дети передают
в лепке, рисовании при создании
образов животных, людей.
Чтобы обобщить представления
и знания об изобразительном
искусстве, сформировать художественное
мышление детей, мы используем
такую форму работы с детьми,
как проведение обобщающих занятий,
например, "Конкурс знатоков изобразительного
искусства". На таких занятиях
мы используем произведения живописи,
музыкальные произведения, игровые
и проблемные ситуации, сюрпризные
моменты, художественное слово
(загадки, потешки, стихи), коммуникативные
и дидактические игры ("Найди
недостаток в портрете", "Чудесные
превращения", "Составь натюрморт",
"Найди картину автора", "Художники-реставраторы".
Используем произведения живописи
В.Серова, И.Грабаря, И.Левитана, А.Саврасова,
И.Шишкина, Б.Кустодиева, В.Васнецова
и другие).
Комплексное применение
живописи, музыки, литературы, скульптуры,
произведений декоративно-прикладного
искусства помогают обогатить
чувства и переживания ребенка,
а значит и обогатить его
восприятие и воображение. Дети
не только рассматривают и
обсуждают произведения искусства,
но и сами изображают окружающий
мир. Каждая детская работа - это
кусочек духовной жизни. Чем
она богаче, тем разнообразнее
и оригинальнее замыслы и образы
детского творчества.