Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель моего исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Определение понятия «культурно-гигиенические навыки».
Необходимость их формирования………………………………………………..4
Содержание культурно-гигиенических навыков детей разных
возрастных групп……………………………………………………………….….9
Методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.08 Кб (Скачать)

 

 В воспитании культурно-гигиенических  навыков важно единство требований  сотрудников детского учреждения  и родителей. Малыш не сразу  и с большим трудом приобретает  необходимые навыки, ему потребуется  помощь взрослых. Прежде всего,  следует создать в семье необходимые  условия: приспособить к росту  ребёнка вешалку для одежды, выделить  индивидуальную полку или место  на полке для хранения предметов  туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное  место для полотенца и т.д.

 

 Обучая детей нужно  учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться  вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

 

 

 «Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо  менять, а условия должны быть  постоянными»,- считают Р.С. Буре  и А.Ф. Островская. «Будем умываться», - говорит в начале года воспитатель  и показывает всё: и Как завёртывать рукава, и как намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.»[4, с.35]

 

 Обычно качество и  правильная последовательность  действий находится вне внимания  взрослого. При этом часто считается  неважным следить за тем, перешел  ли навык в привычку. Подобная  ситуация приводит к тому, что  даже у семилетних детей встречается  необходимость выполнять культурно  – гигиенические навыки исходя  только из требований взрослого.  Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного  навыка. Поэтому в дошкольном  возрасте надо проводить повторное  обучение навыкам на иной, чем  в детстве, основе. Ребенку надо  помочь осознать приемы и условия  выполнения культурно–гигиенических  навыков, а так же их необходимость.  Опираясь на расширение и усложнение  его практического опыта. А  для этого необходима специально  организованная деятельность малыша  под руководством взрослого, тогда  детям становится понятна целесообразность  требований воспитателя (руки  мыть чисто, не лить воду  на пол и т. д.). Для закрепления  правил и их усвоения, в средних  и старших группах целесообразно  проводить беседу о гигиене.  Она строится так, чтобы дети  не только называли, перечисляли  действия и их порядок, но  и делали обобщения, которые  помогают понять целесообразность  действий, убеждают детей в их  необходимости. Важно, чтобы старшие  дошкольники самостоятельно пользовались  культурно - гигиеническими навыками.

 

 Поэтому бывает целесообразно  перейти от прямых указаний  к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п.

 

 Культурно-гигиенические  навыки нуждаются в постоянном  закреплении. Изменения системы  воспитательной работы, отсутствие  внимания к формированию и  использованию навыков может  привести к их быстрой утрате. Практика показывает, что вопросы  воспитания культурно - гигиенических  навыков не всегда отражаются  в календарных планах воспитателей, тогда как они очень важны  и нуждаются в конкретизации  при планировании. Однако для  их реализации требуется достаточно  длительное время. В труде по  самообслуживанию ребёнка учат  доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.

 

 Одним из ведущих  приёмов во всех возрастных  группах является повторение  действий, упражнение, без этого  навык не может быть сформирован.  На первых порах формирования  навыка следует проверить, как  выполнены отдельные действия  или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите,  как вы засучили рукава» или  после мытья посмотреть, насколько  чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в  освоении культурно-гигиенических  навыков являются дидактические  игры.

 

 Особая роль в воспитании  культурно – гигиенических навыков  принадлежит игровым приемам.  Используя их, воспитатель закрепляет  у детей навыки, которые вырабатываются  в повседневной жизни. 

 

 Особое внимание следует  уделить игровому методу, потому  что игра является ведущим  видом деятельности ребенка дошкольного  возраста, посредством игры ребенок  лучше запоминает и устанавливает  причинно – следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

 

Заключение

В результате работы над теоретической  частью, я узнала, что ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что  формирование культурно - гигиенических  навыков - одно из важнейших направлений  в работе с детьми. Современные  педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков  должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

 

 Изучение первоисточников,  позволило углубить знания о  значении культурно-гигиенических  навыков в воспитании ребёнка  дошкольного возраста.

 

 Чаще всего дети  учатся культурно-гигиеническим  навыкам в процессе игр или  же с помощью художественного  слова.

 

 Изучая опыт работы  по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста, мне стало известно, что  в этом помогают разные игровые  приёмы и методы. Необходимость  опрятности, содержания в чистоте  лица, рук, причёски и т. д.  продиктована не только требованиями  гигиены, но и нормами человеческих  отношений. А человеческие отношения  маленький ребёнок воплощает,  прежде всего, в игре. Поэтому  в своей опытной работе мы  отдадим предпочтение разным  игровым приёмам и методам.  Проанализировав опыт работы в журналах “Ребенок в детском саду” и “Дошкольное воспитание” я пришла к выводу, что его по данной теме не достаточно.

 

 Культурно-гигиенические  навыки - важная составляющая часть  культуры поведения. Педагоги  и родители должны постоянно  помнить, что привитые в детстве  навыки, в том числе культурно-гигиенические,  приносят человеку огромную пользу  в течении всей его последующей жизни. Я убедилсь, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

 

Список литературы

 

 Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.

 

 Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.

 

 Бондаренко А.К. Дидактические  игры в д/с: Пособие для воспитателя  детского сада. – М.: Просвещение,1985.

 

 Буре Р.С., Островская  А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.

 

 Богуславская З.М., Смирнова  Е.О. Развивающие игры для детей  младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.

 

 Воспитателю о работе  с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

 

 Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.

 

 Гурина И. В. Первые  шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. –  СПб., 2007.

 

 Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: издат. центр «Академия», 1998.

 

 Детство\Под ред. В.И.  Логиновой и др. – СПБ.:Акцидент, 2008.

 

 Запорожец А.В. Психология  и педагогика игры дошкольника.  М.,1966.

 

 Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.

 

 Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.

 

 История дошкольной  педагогики в России: Хрестоматия.  С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под  ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский  центр «Академия», 1990.

 

 Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .: 2005/

 

 Крупская Н.К. О дошкольном  воспитании. – М.: Просвещение, 1973.

 

 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.

1


Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста