Важной задачей в
работе с детьми I младшей группы
детского сада является воспитание
культурно-гигиенических навыков
– опрятности, аккуратности в
быту, навыков культуры еды, как
неотъемлемой части культуры
поведения. Чтобы облегчить ребенку
освоение новых навыков, необходимо
делать этот процесс доступным,
интересным и увлекательным. И
делать это надо педагогически
тонко, ненавязчиво. При этом
воспитателю важно учитывать
возрастную особенность детей
3-го года жизни - стремление
к самостоятельности
Для более легкого
овладения определенными навыками
связанных с его усвоением
действия членят на несколько
операций. Надо помнить еще одну
важную особенность формирования
навыков культурного поведения
у малышей: по мере овладения
новыми действиями детям хочется
неоднократно их повторять. Иными
словами, малыши превращают эти
действия в игру. Воспитатель,
видя это, включается в игру
и направляет действия ребенка
на закрепление навыка. Повторяя,
таким образом, приемы правильных
действий, маленькие дети начинают
более тщательно их выполнять.
Прежде всего, следует запомнить:
на начальном этапе усвоения
навыка торопить детей ни в
коем случае нельзя, надо дать
им возможность спокойно выполнять
осваиваемые действия. Подобная
обстановка позволит сохранить
у них положительно-эмоциональный
настрой. Однако, необходимость укладываться
в отведенное для режимных процессов время,
остается. Поэтому надо умело направить
усилие детей на более целеустремленные
действия. Для этого эффективны, например,
косвенные приемы предупредительного
поощрения.
Другой, также весьма
эффективный способ – использование
игр. При удовлетворении появившегося
интереса ребенка к новым для
него действиям, при неоднократном
их выполнении, навык становится
прочным. Для укрепления навыка
следует также использовать поощрение
малыша за удачно выполненное
задание. Характер оценки действий
и поступков меняется в соответствии
с повышающимся уровнем закрепления
у детей навыков культуры поведения.
Если в начале усилия детей
постоянно поощряются и оцениваются
положительно, то в дальнейшем
надо относиться, как должному
явлению, оценивать только качество
действий.
Для усвоения детьми
более трудных правил культурного
поведения целесообразно использовать
коллективные игры-занятия, игры-упражнения,
игры-инсценировки. Они помогают
воспитателю выровнять уровень
овладения навыками каждым ребенком
группы. Через игры-занятия воспитатель
может в увлекательной форме
не только раскрыть содержание
требований в необходимой последовательности,
но и связать эти требования
с конкретными поступками малыша,
это дает возможность закрепить
положительное отношение к их
выполнению в повседневной жизни.
Учитывая особенности
в работе с детьми младшего
дошкольного возраста, занятиям
следует придавать максимальную
значимость, что обеспечивает хорошую
активность малышей. Интерес их
усиливается, когда в играх-занятиях
принимает участие ребенок старшей
группы, показывает непосредственно
само действие (одевание, умывание)
или примеры вежливого обращения.
В игры-занятия можно
включить разнообразные игрушки,
предметы. Это способствует активизации
одновременно зрительного и двигательного
анализаторов ребенка. Предмет,
действие воспитатель показывает
каждому малышу, например, как следует
держать ложку, дети тут же
упражняются в правильном действии
ложкой. Такие имитирующие действия
с реальными предметами в воображаемой
ситуации помогают малышам в
освоении практических действий
в жизненно важных режимных процессов.
Показанные и освоенные
на занятиях действия в результате
постоянных упражнений в повседневной
деятельности перерастают в устойчивые
навыки культурного поведения.
В дальнейшем эти навыки дети
начинают использовать в самых
разнообразных ситуациях. В игры-занятия
можно включить содержание различных
событий из жизни детей и
их поступков в этих событиях.
В конце года дети
принимают участие в подготовке
к «переезду на новую квартиру»
- в другую группу. Они укладывают
игрушки в коробки, усаживают
кукол в различные транспортные
средства – коляски, автомашины.
Опять-таки преднамеренно созданная
воспитателем ситуация, помогающая
ему в формировании благожелательного
отношения детей друг к другу,
навыков нравственного поведения.
Игровые приемы, используемые
воспитателем и вызывающие у
малышей положительные эмоции, обеспечивают
более высокую восприимчивость
ребенком нравственных правил
поведения. Педагог ненавязчиво
вырабатывает интеллектуально-эмоциональное
отношение детей к конкретным
правилам общественного поведения,
закрепляет их в опыте, побуждает
малышей к доброжелательным действиям.
Для овладения малышами
приемов одевания в игру можно
включить и кукол. В группе
обязательно должна быть крупная
кукла с подбором одежды.
С первого дня воспитатель
предупреждает родителей, чтобы
на одежде детей были пришиты
петельки, за которые он может
вешать ее в свой шкаф. Это
облегчит формирование навыка
аккуратно содержать одежду.
Вторая младшая группа
С переходом в эту
группу программные требования
к воспитанию у них навыков
культуры поведения, планирование
воспитательного процесса, усложняется.
У детей на 4-ом году
жизни продолжают формировать
самостоятельность, умение преодолевать
небольшие трудности. Предъявляется
сложные требования к выполнению
действий в ходе режимных процессов,
бережному отношению к игрушкам,
к труду старших. Воспитатель
большое внимание должен уделять
формированию у детей
и выполнению ими правил вежливого
обращения, организованного поведения
в детском саду, на улице.
Планируя работу, педагог
особое внимание уделяет формированию
таких качеств, как чуткость, внимательность,
предупредительность, тактичность,
которые помогут ребенку видеть и различать
состояние человека, решив, как следует
поступить в конкретном случае, чтобы
не причинить окружающим неприятность.
Большие возможности
для воспитания культуры поведения
представляет вечер. Это время
особенно доверительного общения
воспитателя с детьми, разговора
по душам. Непосредственное общение
с воспитателем содействует укреплению
привязанности, доверия к нему
ребенка – важнейшего условия
нравственного воспитания. На вечерние
час также могут быть запланированы
инсценировки несложных сюжетов
с помощью игрушек. Содержание
таких сценок педагог черпает
из наблюдений, дети с интересом
воспринимают сценки из своей
жизни.
Уровень развития детей
4-го года жизни позволяет несколько
усложнить программные требования
к нравственно направленным играм-занятиям,
играм-упражнениям, инсценировкам.
Теперь они строятся так, чтобы
каждое последующее упражнение
опиралось на приобретенный ранее
опыт детей. Тем самым обеспечивается
более быстрое и прочное усвоение
навыка.
Принципом проведения
игр становится более широкое,
комплексное воздействие на сознание
и нравственные чувства детей,
а также предоставление им
возможности упражняться в совершении
нужных действий, поступков. Постепенно
детям предоставляется все больше
самостоятельность, минуя показ
действий, создается возможность
для самостоятельных упражнений
в культурном поведении.
Чтобы достичь единства
между представлениями о том,
как надо себя вести, и конкретным
поведением ребенка, следует широко
использовать упражнения игрового
характера. Детей очень увлекают,
например, игры-упражнения на закрепление
правил этикета в общении с окружающими
взрослыми и детьми.
Упражнения в выполнении
действий по показу воспитателя
– своеобразная и необходимая
для формирования навыка тренировка
поведения детей. Например: на
занятии «В гостях у Матрешки»
было наглядно показано, как надо
вежливо здороваться, сделав поклон
головой. В последующие дни
при встрече с детьми необходимо
не только приветливо здороваться,
но в случае необходимости
напомнить, как здороваться с
Матрешкой на занятии.
Такие упражнения позволяют
обобщить отдельные действия, показать
детям в комплексе, например, процесс
умывания. У них возникает активный
интерес, они называют части,
которые следует мыть и т.п.
Постепенно воспитатель
вносит в игровые уголки новые
атрибуты, позволяющие развивать
содержание игр в соответствии
с приобретенными навыками культурного
поведения
Средняя группа
В средней группе
работа педагога по воспитанию
у ребят навыков культурного
поведения значительно усложняется
и расширяется. Дети пятого
года жизни наблюдательны, любознательны,
активны. Их интересы становятся
разносторонними. Увеличивается
объем знаний, расширяются возможности
ознакомления детей с явлениями
общественной жизни. Предметом детского
внимания становится труд взрослых, их
взаимоотношения в процессе труда, яркие,
заметные события в ближайшем окружение,
дома. И атмосфера жизни в детском саду
приобретает для формирования нравственных
чувств и качеств особое значение.
Сочетание руководства
самостоятельной практической повседневной
деятельности детей в детском
саду и дома с привлечением
их внимания к труду взрослых,
общественному значению этого
труда содействует успешному
расширению задач воспитания
уважения к взрослым, культуры
общения с ними.
Эта область воспитательной
деятельности требует, организации
внимания детей к взрослым, с
которыми они ежедневно общаются.
Ведь именно по отношению к
близким чаще всего проявляется жизнь
детей, они не замечают заботы взрослых
о них. Чтобы это не произошло, нужно научить
детей видеть, понимать и оценивать труд
взрослых, их положительные действия и
отношения. Хорошее средство для этого
– правильное отображение таких действий
в занятиях и играх. Два-три нравственно
направленных занятия можно посвятить
специально в течении года специально
уважения к окружающим взрослым, прежде
всего к родителям, педагогам, няням.
Старшая группа
В старшем дошкольном
возрасте формирование нравственных
качеств личности и привычек
культурного поведения активно
продолжается. Содержание педагогического
процесса на этом этапе составляет
воспитание уважения к родным
и близким, привязанности уважения
к воспитателям, осознанного стремления
порадовать старших хорошими
поступками, желание быть полезным
окружающим. У детей старшей группы
необходимо активно и последовательно
формировать дружеские взаимоотношения,
привычку играть и заниматься
сообща, умение подчиняться требованиям,
в своих поступках следовать
примеру хороших людей, положительным,
героическим персонажем известных
художественных произведений. В
нравственном воспитании старшего
дошкольника продолжает занимать
большое место воспитание культуры
общения. Формирования уважения
к окружающим, доброжелательности,
волевых качеств, сдержанности
происходит в коллективе сверстников.
Коллектив играет в жизни детей
все большую роль, взаимоотношения
детей усложняются. В поведении
старшего дошкольника ярче выступает
связь нравственных качеств и
свойств личности с интеллектом,
познавательным и интересным, отношением
к окружающему миру, к деятельности,
к взрослым и сверстникам, к
себе. Ребенок в процессе общения
уже может быть сдержанным, умеет
действовать в интересах партнера
или группы сверстников, проявляя
при этом волевые достаточные
усилия. Но, конечно же, это только
начало умения, которое надо развивать
и закреплять.
Главным в целенаправленной
воспитательной деятельности педагога
на ступени старшего дошкольного
возраста, продолжает оставаться
организация жизни и деятельности
ребенка, соответствующая опыту
содержательного общения, формированию
доброжелательного отношения к
сверстникам и окружающим.
Эффективным методом
уточнения систематизации нравственных
представлений старших дошкольников
является этическая беседа. Такие
беседы должны органически быть
включены в систему многообразных
методов воспитания. Этическая беседа,
как метод нравственного воспитания
отличается существенным своеобразием.
Содержание этических бесед составляют
в основном подлинно жизненные
ситуации, поведение окружающих
людей и прежде всего самих
воспитанников. Воспитатель дает
характеристику тем фактам и
поступкам, которые ребенок наблюдал
или совершал в общении со
сверстниками и взрослыми.
Подобные характеристики
формируют у детей объективность
в оценке событий, помогают
ребенку ориентироваться в той
или иной ситуации и поступать
в соответствии с правилами
нравственного поведения. Этические
беседы – это плановые, подготовленные
и организованные занятия, содержание
которых определено требованиями
«Программы воспитания и обучения
в детском саду». Но, обращаясь
к программным задачам воспитания,
педагог должен конкретизировать
их, прорабатывать правила и нормы
поведения, воспитание которых
необходимо усилить в данной
группе с учетом взрослых и
индивидуальных особенностей детей.
Следует помнить: главная
цель этических бесед заключается
в том, чтобы
сформировать у ребенка
нравственные мотивы поведения,
которыми он мог бы руководствоваться
в своих поступках. И опираться
такие беседы должны, прежде всего,
на подлинные события и явления,
которые в избытке предоставляет
жизнь и деятельность ребенка
в кругу сверстников.
Готовясь к такой
беседе, педагог должен проанализировать,
что было
предметом наиболее
ярких впечатлений детей, как
они восприняли увиденное, как
переживают его. Если в этическую
беседу воспитатель считает нужным
включить отрывки из того или
иного художественного произведения,
он обязательно должен подчинить
их содержания воспитателям функциям.
Если содержание беседы
доступно и интересно детям,
то следует