«Психология и педагогика»
Тема: «Формирование культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного
возраста».
Выполнил студент группы
ГМУ-II
Руководитель: уч.
степень, звание, должность
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Определение понятия
«культурно-гигиенические навыки».
Необходимость их формирования………………………………………………..4
Содержание культурно-гигиенических
навыков детей разных
возрастных групп……………………………………………………………….….9
Методика и условия
формирования культурно-гигиенических
навыков…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………….28
Введение
Культурно-гигиенические
навыки - важная составная часть
культуры поведения. Необходимость
опрятности, содержание в чистоте
лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована
не только требованиями гигиены, но и
нормами человеческих отношений. Дети
должны понимать, что в соблюдении
этих правил проявляется уважение к
окружающим, что любому человеку неприятно
касаться грязной руки или смотреть
на неопрятную одежду. Неряшливый человек,
не умеющий следить за собой, своей
внешностью, поступками, как правило,
небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических
навыков имеет значение не
только для успешности социализации
детей, но и для их здоровья.
Основой полноценного
физического развития ребенка
младшего возраста является приобщение
его к основам здорового образа
жизни. В приобщении детей к
здоровому образу жизни важное
значение приобретает освоение дошкольниками
основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с
задачей воспитания культурно-гигиенических
навыков у дошкольников, воспитатель
не всегда может определить
направления, последовательность
своей работы, четко представить
результат процесса воспитания,
обозначить наиболее приемлемые
формы и методы воздействия,
поэтому я считаю рассматриваемую
тему актуальной.
Цель моего исследования
- изучение проблемы формирования
культурно-гигиенических навыков
у детей дошкольного возраста.
Определение понятия «культурно-гигиенические
навыки». Необходимость их формирования
Воспитание культурно
– гигиенических навыков направлено
на укрепление здоровья ребёнка.
Вместе с тем оно включает
важную задачу – воспитание
культуры поведения. Забота о
здоровье детей, их физическом
развитии начинается с воспитания
у них любви к чистоте, опрятности,
порядку. « Одна из важнейших
задач детского сада, - писала
Н.К.Крупская – привить ребятам навыки,
укрепляющие их здоровье. С раннего возраста
надо учить ребят мыть руки перед едой,
есть из отдельной тарелки, ходить чистыми,
стричь волосы, вытряхивать одежду, не
пить сырой воды, вовремя есть, вовремя
спать, быть больше на свежем воздухе и
так далее».[16, с.58]
Все меры, которые разрабатывает
дошкольная гигиена, способствуют
нормальному физическому, гигиеническому
развитию детей, укреплению их
здоровья.
Здоровье – более
широкое понятие, под которым
понимают состояние полного физического,
душевного и социального благополучия
- именно такое определение выдвинула
Всемирная организация здравоохранения.
Формирование культурно–гигиенических
навыков – процесс длительный,
в связи с этим одни и
те же задачи могут многократно
повторяться. Воспитание навыков
осуществляется приемами прямого
воздействия, упражнения, т. е.
путем научения, приучения, поэтому
воспитание культурно – гигиенических
навыков необходимо планировать
в режиме дня. Наблюдения показали,
что в тех детских учреждениях,
где режим дня выполняется
в соответствии с гигиеническими
требованиями и все виды деятельности
проводятся на высоком педагогическом
уровне показатели работоспособности
и развития детей высоки.
А самое главное
по режиму дня заметно, что
время на гигиену и самообслуживание
маленьким детям отводится больше,
чем детям более старшего возраста,
так как эти навыки у старших детей уже
более сформированы. Из этого важно подчеркнуть,
что возрастные особенности и индивидуальные
способности детей играют важную роль
в режиме дня.
Ребенок с момента
рождения является социальным
существом, ведь уход за ним
направлен на введение его
в мир взрослых, хотя родители
и педагоги не всегда это
осознают. Одеяло, соска, пеленка
и прочие предметы – объекты,
с помощью которых взрослый
вводит малыша в социальный
мир. С помощью этих предметов
происходит удовлетворение потребностей:
есть ложкой, ножом, вилкой, спать
в кровати, накрываться одеялом
и т.д. Способом удовлетворения
потребности ребенок сам не
владеет и без помощи взрослого
его не откроет, не обучится
ему самостоятельно.
С первых дней жизни
при формировании культурно–гигиенических
навыков идет не простое усвоение
правил, норм поведения, а чрезвычайно
важный процесс социализации, очеловечивания
малыша, «вхождения» его в мир
взрослых. Психическое развитие
– процесс неравномерный, его
линии идут не одновременно, есть
периоды наиболее быстрого развития
тех или иных функций, психических
качеств. Эти периоды называются
сенситивными – наиболее благоприятными
для развития. Для начального
формирования культурно – гигиенических
навыков сенситивный период приходится
на раннее детство.
Ребенок начинает знакомиться
с миром предметов, созданных
человеком, он должен освоить
предметные действия, среди которых
можно выделить орудийные и
соотносящие. Первые предполагают
овладение предметом – орудием,
с помощью которого человек
воздействует на другой предмет
(ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой
шьют). С помощью соотносящих действий
предметы приводятся в соответствующие
пространственные положения: малыш закрывает
и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу,
вешает за петельку на крючок, застегивает
пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Режим дня, в формировании
культурно–гигиенических навыков,
имеет большое значение. Режим
дня - это четкий распорядок
жизни в течение суток. Включаясь
в режим дня, выполняя бытовые
процессы, ребенок осваивает серию
культурно–гигиенических навыков.
Эти навыки одна из составляющих
культуры поведения в быту. Навык,
ставший потребностью – это
привычка. Навык умываться позволяет
ребенку делать это ловко и
быстро, а привычка умываться
побуждает его делать это охотно
и без принуждения. По мере
усвоения культурно–гигиенические
навыки обобщаются, отрываются от
соответствующего им предмета
и переносятся в игровую, воображаемую
ситуацию, тем самым влияя на
становление нового вида деятельности
– игры.
В игре дети отражают
взаимоотношения, которые складываются
в ходе бытовых процессов. Ребенок
так относится к кукле, как
родители к нему в соответствующих
ситуациях. В игре дети имитируют
бытовые действия (мытье рук, прием
пищи), тем самым закрепляя действия
с бытовыми предметами (ложкой, чашкой
и пр.), а так же отражают
правила, которые стоят за выполнением
культурно – гигиенических навыков:
одежду куклы надо аккуратно
сложить, посуду на столе расставить
красиво.
Культурно–гигиенические
навыки связаны не только с
игрой. Они лежат в основе
первого доступного ребенку вида
трудовой деятельности – труда
по самообслуживанию. Самообслуживание
характеризуется тем, что действия
ребенка не имеют общественного
мотива, они направлены на самого
себя. «Освоение культурно–гигиенических
навыков влияет не только на
игровую и трудовую деятельность,
но и на взаимоотношения ребенка
с взрослыми и сверстниками. Освоение
культурно – гигиенических навыков
дает возможность сравнить себя
с другими детьми: лучше или
хуже я умею это делать? Так
через сравнение себя с другими
складываются предпосылки для
формирования самооценки, осознания
своих возможностей и умений,
а так же предпосылки для
самоконтроля. При выполнении бытовых
процессов малыш наблюдает, сравнивает,
анализирует, устанавливает причинно
– следственные связи. Он задумывается
над тем, куда делось мыло, ведь сначала
был большой кусок, а через некоторое время
стал совсем маленький, почему вода смывает
пену и грязь с рук, как с помощью вилки
можно разделить котлету пополам, куда
пропадает сахар в чае, почему высох мокрый
платок и т.д.
В период раннего
детства складывается такое личностное
новообразование, как сознание
своего «Я». Это выражается
в том, что малыш начинает
называть себя в первом лице:
«Я сам». За этим стоит осознание
собственной активности, отделение
результата своих действий от
самих действий.
Культурно-гигиенические
навыки направлены на самого
ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические
процедуры, малыш осознает самого
себя. У него формируется представление
о собственном теле. При одевании
и умывании, ребенок, рассматривая свое
отражение в зеркале, приходит к пониманию
некоторых изменений, происходящих в нем
самом в ходе бытового процесса: лицо из
грязного превратилось в чистое, волосы
из растрепанных стали красиво причесанными,
ножки обулись в сапожки, на ручки надели
рукавички. Ребенок начинает контролировать
свой внешний вид: обращает внимание на
грязные руки, замечает неполадки в одежде,
просит взрослого помочь привести себя
в порядок, у малыша формируется потребность
в чистоте и опрятности. То есть действия,
их составляющие, совершенствуются сами
собой, изменяют самого себя, а не предмет.
Поэтому они формируют у малыша представление
о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает
свои ножки, надевая перчатки – ручки,
завязывая бантик или шарфик – свое лицо.
При одевании, умывании ребенок видит
свое отражение в зеркале, замечает происходящие
в нем изменения.
Культурно-гигиенические
навыки совпадают еще с одной
линией психического развития
– развитием воли.
Малыш еще ничего
не умеет делать. Поэтому всякое
действие дается с большим
трудом. И не всегда хочется
доводить начатое дело до конца,
особенно если ничего не получается.
Если взрослые спешат прийти
на помощь ребенку при малейшем
затруднении, освободить его от
необходимости прилагать усилия,
то очень быстро у него сформируется
пассивная позиция: «застегните»,
«завяжите», «оденьте».
С возрастом по мере
овладения культурно – гигиеническими
навыками малыш осознает правила
поведения, которые их определяют.
И такие правила начинают регулировать
действия ребенка, управлять ими.
То есть поведение ребенка
становится произвольным. Он сдерживает
свои непосредственные чувства
и стремления, подчиняет свои
действия ранее поставленной
цели, может отказаться от желаемого,
если этого требует общественное
правило поведения.
Таким образом, освоение
культурно – гигиенических навыков
связано с этическим развитием
дошкольника.»[17, с.18]
Воспитание у детей
навыков личной и общественной
гигиены играет важнейшую роль
в охране их здоровья, способствует
правильному поведению в быту,
в общественных местах. В конечном
счете, от знания и выполнения
детьми необходимых гигиенических
правил и норм поведения зависит
не только их здоровье, но и
здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной
работы с детьми необходимо
стремиться к тому, чтобы выполнение
правил личной гигиены стало
для них естественным, а гигиенические
навыки с возрастом постоянно
совершенствовались. В начале детей приучают
к выполнению элементарных правил: мыть
руки перед едой, после пользования туалетом,
игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего
дошкольного возраста более осознано
должны относиться к выполнению правил
личной гигиены; самостоятельно мыть руки
с мылом, намыливая их до образования пены
и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным
полотенцем, расческой, стаканом для полоскания
рта, следить, чтобы все вещи содержались
в чистоте. Формирование навыков личной
гигиены предполагает и умение детей быть
всегда опрятными, замечать неполадки
в своей одежде, самостоятельно или с помощью
взрослых их устранять. Гигиеническое
воспитание и обучение неразрывно связано
с воспитанием культурного поведения.
Все сведения по гигиене прививаются детям
в повседневной жизни в процессе разнообразных
видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом
компоненте режима можно найти благоприятный
момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического
воспитания дошкольников большое
значение имеет и внешний вид
окружающих и взрослых. Нужно
постоянно помнить о том, что
дети в этом возрасте очень
наблюдательны и склонны к
подражанию, поэтому воспитатель
должен быть для них образцом.
Содержание культурно-гигиенических
навыков детей разных возрастных
групп
Первая младшая группа
Одна из задач воспитания
детей I младшей группы - формирование
у них предпосылок нравственного
поведения и культурно-гигиенических
навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие
в детский сад, отличаются друг
от друга уровнем воспитанности,
владеют различными навыками
и только начинают привыкать
к новой для них обстановке.
Отсюда – особое значение в
работе с малышами приобретает
индивидуальный подход к каждому
ребенку.
Прежде всего, педагогу
необходимо добиться доверия
ребенка, ибо решающим методом
воспитания малышей служит непосредственное
общение с ними воспитателя.
Ребенок младшей группы испытывает
особенно большую потребность
в постоянных контактах с взрослыми.
От того, как сложатся, и будут
развиваться отношения малыша
с взрослыми, во многом зависит
его взаимоотношения и культура
поведения при контактах с
более широким кругом людей.
Создание предпосылок культурного
поведения маленького ребенка
ведется по нескольким направлениям.
Одно из них - формирование
умения играть и заниматься, гулять
и принимать пищу, спать во
время тихого часа, одеваться
и умываться вместе с группой
сверстников, рядом с товарищами,
т.е. в коллективе. При этом
у детей развивается чувство
коллективизма. Не менее важно
привить интерес к трудовой
деятельности взрослых, желание
помочь им, а позднее и самостоятельно
выполнять несложные трудовые
действия по самообслуживанию. Воспитание
бережного отношения к игрушкам
и вещам, умение преодолевать
небольшие трудности и доводить
дело до конца, чувство благодарности
за заботу и уход, послушание
и чувство симпатии, дружелюбие
к детям и взрослым - все это основополагающие
программные направления педагогической
работы воспитателя в I младшей группе
детского сада.