заинтересованные вопросы,
яркие эмоции, искреннее оценки:
педагогу как бы приоткрывается
внутренний мир ребенка. Это
позволяет обоснованно определить,
как малыши восприняли идею, морали
произведения, и дает возможность
дальнейшего тактичного корректирования
поведения детей. А то обстоятельство,
что ребята всей группой совместно
обсуждают факты поведения и
различные ситуации, вызывает сопереживание,
эмоциональное влияние детей
друг на друга, способствует
взаимному обогащению их чувств
и этических представлений.
Поведение воспитанников
старших групп убедительно свидетельствует
о том, что в этом возрасте
постепенно происходит переход
от восприятия содержания отдельных
поступков к обогащенным понятиям
о хорошем поведении. Посредством
этических бесед воспитатель
связывает между собой в сознании
детей разрозненные представления
в единое целое – основу
будущей системы нравственных
оценок. Именно усвоение этических
понятий в определенной системе
помогает старшему дошкольнику
разобраться в сущности понятий
добра, общего блага, справедливости
формирует первоначальное понятие
о
человеческом достоинстве.
Влияние нравственного
сознания старшего дошкольника
на саморегуляцию его поведения еще
не велико. Но в этом возрасте ребенок
еще в состоянии оценивать поведение свое
на окружающих. Поэтому темы этических
бесед должны обязательно включать ведущие
для данной возрастной группы понятия.
«Моя мама», «Моя семья», «Детский сад»,
«Мои товарищи», «Я дома» и многие др.
Важно чтобы содержание
перечисленных ведущих тем и
тем дополняющих обязательно связывалось
со всем содержанием педагогического
процесса, без чего нельзя обеспечить
эффективность нравственного воспитания,
а также помогают систематизировать и
обобщить представления о нравственности,
которые приобрели дети в предыдущих группах.
Этические беседы, их
результаты должны непосредственно
проявляться в
практике поведения,
поступках детей в различных
ситуациях. Что очень важно
для закрепления результатов
педагогического воздействия.
Первый день новой,
старшей группы. Групповые помещения
оформлены по праздничному. Так было
прежде и при переходе детей во II младшую
группу и в
среднюю. Отличие –
в более серьезном и доверительном
тоне беседы
воспитателя. Он не
только показывает детям все
помещения, но и организует
просмотр работ детей, перешедших
в подготовительную группу, рассказывает
им, как они трудились, играли,
как были должны. Вместе с детьми
воспитатель размышляет, как лучше
все расставить в комнатах
группы. В тоже время он содействует
веселому настроению детей, их
радостному общению друг с
другом, знакомству с новинками.
А когда прием новичок завершен,
можно организовать развлечение
с участием всех детей и
сотрудников.
Подготовительная группа
Основная задача нравственного
воспитания дошкольников на этом
этапе состоит, прежде всего в
закрепление, углублении и расширении
всего того, что они приобрели за весь
за весь предшествующий период пребывания
в детском саду.
В повседневной педагогической
практике воспитатель должентстремиться,
чтобы моральные чувства ребенка становились
более глубокими, и их проявление в отношениях
к людям, их деятельности, к родной стране
– более устойчивым и организованными.
Нравственные представления детей о явлениях
общественной жизни, о присущих людям
качествах (таких как справедливость и
честность, трудолюбие и ответственность
и др.) становятся более осознанными. Приобретают
большую обобщенность, и навыки нравственного
поведения – более естественными и прочными,
обретают большую широту и устойчивость,
чтобы ребенок всегда вел себя по правилам
не только в детском саду и дома, но и в
любой обстановке, не только на глазах
взрослых, под контролем, но и по собственному
побуждению. Особое внимание воспитателя
в данной возрастной группе должно быть
сосредоточено также на воспитании потребности
в соблюдении правил личной гигиены и
в естественной взаимопомощи детей в различной
режимных процессах, в формировании волевых
качеств, в накоплении опыта гуманных
отношений и культуры поведения. Названные
задачи конкретизированы в соответствующих
разделах «Программы воспитания и обучения
в детском саду». «Воспитание культурно-гигиенических
навыков», «Воспитание навыков культуры
поведения», «Воспитание гуманных чувств
и положительных взаимоотношений, этических
представлений» и др.
Для обеспечения органической
преемственности между детским
садом и школой в нравственном
воспитании очень важен высокий
уровень воспитанности в широком
понимании слова. Именно положительный
опыт гуманных отношений детей
начальная школа справедливо
рассматривает как главный результат
нравственного воспитания ребенка
в предшествующий период; именно
на этом фундаменте в начальных
классах происходит дальнейшие
развитие новых форм нравственного
поведения.
От достигнутого воспитания
зависит и процесс обучения. Среди
отрицательных качеств первоклассника
затрудняющих учебную деятельность
и воспитание, педагоги часто
называют неаккуратность, отсутствие
собранности. Чистоплотность, воспитания
в годы дошкольного детства
обеспечивает первокласснику естественное,
без особых усилий поддержания
порядка портфеля, на рабочем
месте и тем самым экономит
время для учебной деятельности.
Многие учителя начальных
классов нередко сетуют на
то, что у первоклассника можно
отметить «леность ума». Неприученность
к настойчивости
в овладении знаний,
и стремлении понять смысл
полученных сведений, неумение
сосредоточится – это
серьезная проблема. Выпустить детей
в школу с такими качествами,
как упорство и настойчивость
в достижении результата –
одна из важнейших воспитательных
задач в подготовительной к
школе группе детского
сада.
Хорошим средством
для привития этого качества
служат коллективная чтения с последующим
пересказом содержания прочитанной сказки,
басни и т.д. Это очень помогает воспитанию
ребенка, готовящегося к обучению в школе,
формированию навыков
учебной деятельности.
Задачи воспитания
культуры поведения в данной
возрастной группе, как и в
предыдущих, решаются
на основе целесообразного отбора
методов и приемов, наиболее
удачного их сочетания, обеспечивающих
взаимосвязь учебно-познавательной
и самостоятельной деятельности
дошкольников.
Важно отметить, что
в работе с детьми этой группы
надо предусмотреть, чтобы приобретенный
опыт ребенка не шел в разрез
с новыми знаниями, которые
он будет получать
в процессе воспитания. Необходимо
также внимательнейшим
образом учитывать,
как на поведении детей отражаются
их впечатления, получаемые в
результате наблюдений жизненных
различных ситуаций, каково
отношение детей к
подмеченным поступкам товарищей
и взрослых. Поэтому
особое значение приобретает
задушевные индивидуальные беседы
и групповые
этические беседы; очень
эффективны также игры-инсценировки,
игры- упражнения. Дополняя друг друга
они позволяют формировать нравственный
мир
старшего дошкольника,
социальную нравственность его
поведения.
Используя нравственного
направленные методы воспитания,
педагог формирует этические
понятия культуру поведения в
общественных местах, культуру взаимоотношений
культуру речи, культуру внешнего
вида. Но следует помнить, что
в подготовительной группе не
теряют свой значимости игровые
приемы, включенные в воспитательный
процесс, сочетая их с этическими
беседами, педагог ненавязчиво раскрывает
перед детьми наглядные образцы повседневного
общения. Важно также чтобы нравственно
направленные занятия, беседы содержали
не только правило этикета, но и интересные
практические упражнения в культурном
общения. Тогда можно эффективнее воздействовать
на внутренний мир ребенка.
Эффективность формирования
доброжелательных общественных
мотивов поведения повышается, если
педагог устанавливает органическую
связь между разнообразными вкусами
детской деятельности. Это работа
должна обязательно найти отражение
в плане воспитательно-образовательной
работы. Воспитателю важно постоянно вести
записи наблюдений за поступками детей.
Именно здесь воспитатель отмечает, как
воздействовали на ребенка предусмотренные
планом методы, удалось ли добиться цели
и т.д. Воспитание – творческий процесс,
поэтому предусмотреть и планировать
работу на две недели, месяц и т.д. без анализа
предшествующих дневниковых записей невозможно.
Продуманное использование
многовариантных связей позволяет
«красной нитью» провести воспитание
культуры поведения через все
процессы обучения на занятиях,
игры, музыкальную, изобразительную
и др. виды деятельности детей.
Конкретная реализация
взаимосвязи воспитательного процесса
–самостоятельная деятельность.
Очень важно, чтобы
весь режим детского сада, все
то, что мы называем повседневной
жизнью, было наполнено содержательной
деятельностью и общением. Это
способствует духовного мира
ребенка. Решая данную задачу,
педагог создает благоприятную
почву для формирования положительных
черт
характера и нравственных
качеств личности.
На укрепление культурно-гигиенических
навыков и привычек направлены
некоторые игры-занятия,
игры-упражнения. В зависимости от
их конкретного содержания усваиваются
различные правила или их сочетания
(мой руки перед едой, правильно пользуйся
носовым платком и т.п.). При этом воспитатель
должен неустанно подчеркивать социальное
значение правил аккуратности, их выполнение
– это признак и уважения к близким, вообще
к окружающим.
3.
Методика и условия
формирования культурно-гигиенических
навыков
К числу основных условий
успешного формирования культурно
– гигиенических навыков относятся
рационально организованная обстановка,
четкий режим дня и руководство
взрослых. Под рационально организованной
обстановкой понимается наличие
чистого, достаточно просторного помещения
с необходимым оборудованием, обеспечивающим
проведение всех режимных элементов (умывание,
питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических
навыков нужно также выработать
общие критерии в оценке отдельных
действий, четко определить место
расположения вещей, игрушек,
порядок их уборки и хранения.
Для малышей особое значение
имеет постоянство условий, знание
назначения и места каждой
нужной ему в течение дня
вещи. Например, в умывальной комнате
должно быть достаточное количество
раковин необходимого размера,
на каждой из которых лежит
мыло; раковины и полотенца размещаются
с учетом роста детей; на
вешалке над каждым полотенцем
картинка. Это повышает интерес
детей к умыванию. Режим дня
обеспечивает ежедневное повторение
гигиенических процедур в одно
и то же время – это способствует
постепенному формированию навыков
и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в
играх, труде, занятиях, в быту.
Ежедневно повторяясь, режим дня
приучает организм ребенка к
определенному ритму, обеспечивает
смену деятельности, тем самым
предохраняя нервную систему
детей от переутомления. Выполнение
режима дня способствует формированию
культурно – гигиенических навыков,
воспитанию, организованности и
дисциплинированности. Формирование
культурно - гигиенических навыков
осуществляется под руководством
взрослых - родителей, воспитателя.
Поэтому должна быть обеспечена
полная согласованность в требованиях
дошкольного учреждения и семьи.
Среди многих классификаций методов,
в дошкольной педагогике принята
классификация, в основу которой
положены основные формы мышления,
определяющие характер способов
деятельности детей в процессе
обучения. К таким формам относятся
наглядно – действенное и наглядно
– образное мышление. В связи
с этим главными методами обучения
дошкольников являются наглядные,
словесные, игровые и практические
методы.
Подготовкой к формированию
навыков самостоятельным движениям
по самообслуживанию является
создание у ребёнка положительного
отношения к одеванию, умыванию,
кормлению. Обучение некоторым
навыкам, например, культурно есть,
требует значительного труда,
поскольку для этого дети должны
овладеть целым рядом действий,
осуществляемых в определённой
последовательности (правильно сидеть
за столом, пользоваться приборами
для еды, салфеткой и т. д.).
В дошкольном возрасте дети
особенно склонны к подражанию,
поэтому в формировании навыков
большую роль играет личный
пример взрослых.
Для детей дошкольного
возраста большое значение имеет
осознание значения культурно-гигиенических
навыков, им нужно сообщать
элементарные знания о рациональных
правилах личной гигиены, её
значение для каждого и для
окружающих, воспитывать соответствующее
отношение к гигиеническим процедурам.
Всё это способствует прочности
и гибкости навыков, а это
очень важно для создания стойких
привычек. С этой целью можно
так же использовать вариативные
задания, необычные ситуации во
время игры, занятия, прогулки
и т. п.
Для привития культурно-гигиенических
навыков во всех возрастных
группах применяется показ, пример,
объяснение, пояснение, поощрение,
беседы, упражнения в действиях.
Широко используются, особенно в младшем
дошкольном возрасте, игровые приёмы:
дидактические игры, потешки, стихотворения
(«Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром
на рассвете умываются мышата, и котята,
и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.).
Показ сопровождается
пояснением. Показ любого действия
должен даваться таким образом,
чтобы были выделены отдельные
операции - сначала наиболее существенные,
а затем дополнительные. Операции
идут в строгом порядке с
небольшим интервалом (не более
5-10 секунд), в противном случае
не вырабатывается динамический
стереотип. Показ действия малышам
обязательно сопровождается проговариванием
(« Теперь возьмём полотенце
и вытрем каждый пальчик»). Затем
взрослый действует вместе с
малышом, выполняя сопряженные
действия. Например, берет его руки
в свои, намыливает и подставляет
под струю воды. Так у ребенка
складывается сенсомоторный образ
действия, а также образ составляющих
действие операций и условий,
в которых оно протекает. Постепенно
взрослый предоставляет малышу
большую самостоятельность, контролируя
выполнение операций и результат,
а затем только результат. При
формировании навыков ребенок
учится удерживать цель деятельности,
не отвлекаться. Также следует
обращать внимание детей на
рациональность тех или иных
способов действия. Например, полотенце
после употребления нужно сначала
расправить, а потом вешать - так
оно лучше просыхает, не падает
на пол. Желательно, чтобы показ
действий и попытки детей выполнить
их самостоятельно взрослые сопровождали
не только объяснениями, но и
вопросами, направляющими внимание
ребёнка на необходимость действовать
определённым образом. Это поможет
ему быстрее усвоить способ
выполнения, уяснить, почему нужно
поступать именно так.