Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:35, курсовая работа
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных
Оглавление…………………………………………………………………………...2
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Универсальные учебные действия младших школьников, как целеориентация начального образования……………………………………....4
1.1. …………………………………………… 4
1.2. ….…………………………….7
Глава 2.Развитие универсальных учебных действий младших школьников в интегративном курсе жизнетворчество…..…………………………………12
2.1. Освоение учащимися школы самостановления «Я творю отношения»………………………………………………………...…. 12
2.2..…..……………………….13
Заключение…………………………………………………………………...……..23
Центральной функцией самооценки является регуляторная (Чеснокова И.И., Столин В.В.), определяющая особенности поведения и деятельности личности, характер построения взаимоотношений с миром. Показано, что устойчивость самооценки определяет возможности и эффективность реализации функции регуляции. Генезис самооценки связан с общением и деятельностью ребенка (М.И.Лисина), причем когнитивная составляющая самооценки (система представлений о себе) определяется опытом и успешностью деятельности ребенка, а эмоциональная, в первую очередь, опыту общения и межличностных отношений со значимыми другими. Образ Я является продуктом деятельности общения и развивается с развитием деятельности и коммуникации ребенка на протяжении онтогенеза. Структура самосознания ребенка включает ядерную часть – «общую самооценку» (целостное отношение ребенка к самому себе) и периферию – предствление об отдельных качествах личности (М.И.Лисина). В структуре самооценки традиционно выделяются общая самооценка (самоотношение, образ Я, самоуважение, сила «Я») и частные конкретные самооценки (А.В.Захарова, Л.И.Авдеева, 2005). Анализ самооценки предполагает выделение таких структурных компонентов как реальная самооценка (Я-реальное), идеальная самооценка (Я-идеальное), зеркальная самооценка (самооценка, ожидаемая от других, то, каким меня видят другие в моем представлении). Характеристики самооценки включают уровень (высоту самооценки), адекватность (обоснованность), устойчивость, рефлексивность.
В старшем дошкольном возрасте на этапе предшкольного образования начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л.С.Выготский), важная личностная инстанция, опосредующая отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Самооценка выступает важнейшей личностной инстанцией, выполняющей функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами. В составе самооценка следует разделять содержательное представление ребенка о себе и своих свойствах – конкретные самооценки - и самоотношение (оценочный компонент самооценки). К 7 годам формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности (М.И.Лисина, Сильвестру, 1983), в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии (Чеснокова И.И). Содержательные представления о себе носят ценностный характер (содержат определенную оценку – позитивную или негативную своих качеств) и скорее предвосхищают, чем констатируют индивидуальность.
Развитие самооценки
в младшем школьном возраста характеризуется
интенсивным развитием
Умение ребенка
фиксировать свои изменения и
объективировать их является необходимой
составляющей развития способности
ребенка управлять своей
Рост самооценки должен сопровождаться такими приобретениями, как широта диапазона критериев оценок, их соотнесенность, обобщенность, отсутствие категоричности, аргументированность, объективность (А.В. Захарова, 1993). Было показано, что дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению со сверстниками и хорошо ими принимаются. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке ведет к ограничению ее регулятивных функций: появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками. Таким образом, развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных действий и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте.
Нарушения развития самооценки может происходить по следующим вариантам:
Личностная саморегуляция, основанная на самооценке школьника, обеспечивается включенностью в мотивационно-смысловую сферу личности, формированием в ходе учебной деятельности теоретического отношения к себе, связанного с развитием рефлексии (Психическое развитие…, 1989), нравственно-этическим оцениванием ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм (Захарова А.В., 1993); развитием мышления, позволяющим дифференцировать самооценку по содержанию (А.В. Захарова, М.Мамажанов, 1983).
Роль школьного оценивания в становлении рефлексивной самооценки учащегося чрезвычайно велика. Ожидания педагога в отношении успешности своих учеников в значительной степени оправдывается (так называемый «эффект Пигмалиона»). Ярким примером подобного эффекта может служить результат искусственного деления учащихся на группы «по способностям», когда подобное деление приводит к отягощению ситуации низкой успешности в группах учащихся с наиболее низким на момент дифференциации учеников по группам уровнем развития способностей. Объяснение этого феномена связано с тем, что рефлексивная самооценка определяет особенности строения мотивационной сферы учащихся, в том числе соотношение мотивации достижений и избегания неудач.
Широко распространенное в школах явление «выученной беспомощности» состоит в уверенности ученика в том, что успех и неудачи в учении не зависят от его целенаправленной деятельности и усилий и сопровождается переживанием собственного бессилия и беспомощности, тревожности и дисфории. Одной из причин возникновения этого негативного явления связано с каузальной атрибуцией (причинами, которыми ученик объясняет свой неуспех). Было изучено влияние формирования общепознавательных действий на атрибуцию учащимися неуспеха к способности к обучению (Далгатов М.М., 1994). Под каузальной атрибуцией понимается процесс интерпретации причин своего и чужого поведения (Хекхаузен Х.). Б.Вайнер дал классификацию четырех типов атрибуции, опосредующих мотивацию учения и включающих такие факторы как способность, усилие, трудность задания и везение. Другими словами, учащиеся начальной школы могут объяснять свой неуспех в учении либо недостатком способностей, либо низким уровнем старания, либо объективной сложностью задания, либо случайностью – «повезло, не повезло». Причины атрибуции различаются по локусу контроля (внешний или внутренний), по стабильности и по возможности субъекта контролировать свои действия. На мотивацию учения крайне неблагоприятно воздействуют такие схемы атрибуции неуспеха, где основной причиной выступает отсутствие способностей. Напротив, атрибуция недостаточности собственных усилий способствует активизации учебной деятельности (Х.Хекхаузен). В случае доминирования мотивации избегания неудач ученики более склонны объяснять свой неуспех недостатком способностей, чем отсутствием стараний и усилий.
Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими формирование благоприятной для развития учащихся начальной школы каузальной схемы атрибуции неуспеха, являются:
- обеспечение
успешности в учебе за счет
организации ориентировки
- положительная обратная связь и положительное
подкрепление усилий учеников через адекватную
систему оценивания учителем; отказ от
негативных оценок. Адекватная система
оценивания включает адекватное описание
степени достижения учащимся учебной
цели, допущенные ошибки, их причины, способы
преодоления ошибок и исключает прямые
оценки личности самого ученика.
Глава
2. Развитие универсальных
учебных действий
младших школьников
в интегративном
курсе жизнетворчество
2.1
Освоение учащимися
школы самостановления
«Я творю отношения»
На освоение коммуникативной культуры нацелен раздел «Я творю отношения». Воспитание и самовоспитание навыков общения, умения согласовывать свои действия с действиями товарищей, умения оказывать помощь людям, защищать права человека осуществляется посредством интериоризации детьми универсальных общечеловеческих ценностей. Умение общения строится на основе диалогического взаимодействия детей, включённости в процесс рассуждения, построении полных и чётких высказываний, старании выразить свою мысль. Возникновение собственного мотива активного высказывания способствует решению коммуникативных задач: активно отстаивать свою точку зрения, современно реагировать на вопрос, выявлять главное в обсуждаемом понятии.
Учащиеся овладевают культурой отношения к самому себе, близким и далёким людям, культурой общения, культурой самореализации. Система занятий в школе самостановления «Я творю отношения» имеет ориентацию на развитие коммуникативных умений, практических способов нравственного поведения, содержание которых усложняется от первого к четвёртому году обучения. Первый год обучения жизнетворчеству ориентирован на совершенствование умений детей играть, общаться и учиться вместе. Творчеству в коммуникативной сфере способствует освоение учащимися правил совместной деятельности, умение согласовывать свои действия с действиями одноклассников, знакомство детей с правилами вежливости, умение соотносить свое поведение с нормами и правилами. Накоплению индивидуального опыта способствует формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений. Побуждение к внимательному отношению к психологическому состоянию близких людей, развитие представления о дружбе, умение проявлять внимание к близким людям, дружеские отношения, знакомство детей с вербальными и невербальными средствами общения, формирование у детей навыков общения и совместной деятельности сопровождаются диагностикой самооценки с целью своевременной коррекции завышенной или заниженной самооценки учащихся.
Информация о работе Формирование коммуникативных универсальных действий школьников средствами ИЗО