Формирование коммуникативных универсальных действий школьников средствами ИЗО

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных

Оглавление

Оглавление…………………………………………………………………………...2
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Универсальные учебные действия младших школьников, как целеориентация начального образования……………………………………....4
1.1. …………………………………………… 4
1.2. ….…………………………….7
Глава 2.Развитие универсальных учебных действий младших школьников в интегративном курсе жизнетворчество…..…………………………………12
2.1. Освоение учащимися школы самостановления «Я творю отношения»………………………………………………………...…. 12
2.2..…..……………………….13
Заключение…………………………………………………………………...……..23

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 47.71 Кб (Скачать)

— умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

       Развитие  системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

       Критерии  оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

— соответствие возрастно-психологическим нормативным

требованиям;

– соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

       Свойства  действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин).

       Анализ  происхождения и развития универсальных  учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.

       Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации

и развития форм психической деятельности в  раннем онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и сорегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и

Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина).

       В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

       По  мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

       Проектирование  универсальных учебных  действий  в процессе преподавания изобразительного искусства

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т. е. способность  субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как  совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков  учебной работы), обеспечивающих самостоятельное  усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого  процесса.

Способность учащегося  самостоятельно успешно усваивать  новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную  организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что  универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают  учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной  деятельности, включающей осознание  ее целевой направленности, ценностно-смысловых  и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные  и учебные мотивы
2) учебную цель;  
3) учебную задачу;  
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться  — существенный фактор повышения  эффективности освоения учащимися  предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых  оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных  действий:

— обеспечение  возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить  учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы  их достижения, контролировать и оценивать  процесс и результаты деятельности; 
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется  в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

— определение  основных результатов обучения и  воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий; 
— построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях; 
— определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования; 
— выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся; 
— определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий; 
— разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса; 
— разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Личностные  действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; 
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные  действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; 
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; 
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные  универсальные действия включают: 
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели; 
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
— структурирование знаний; 
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: 
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая); 
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические  универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 
— подведение под понятие, выведение следствий; 
— установление причинно-следственных связей; 
— построение логической цепи рассуждений; 
— доказательство; 
— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка  и решение проблемы:

— формулирование проблемы; 
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным  действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение  цели, функций участников, способов взаимодействия; 
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; 
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы  универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных  действий, определяющих развитие психологических  способностей личности, осуществляется в рамках нормативно- возрастного  развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и тем самым  определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

.Самооценка является ядерным образованием самосознания  личности, выступая как система оценок и  представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми. Мухина В.С. выделяет следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол через реализацию притязаний ребенка на признание  их в прошлом, настоящем и будущем; развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения (2006).

Информация о работе Формирование коммуникативных универсальных действий школьников средствами ИЗО