Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:35, курсовая работа
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных
Оглавление…………………………………………………………………………...2
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Универсальные учебные действия младших школьников, как целеориентация начального образования……………………………………....4
1.1. …………………………………………… 4
1.2. ….…………………………….7
Глава 2.Развитие универсальных учебных действий младших школьников в интегративном курсе жизнетворчество…..…………………………………12
2.1. Освоение учащимися школы самостановления «Я творю отношения»………………………………………………………...…. 12
2.2..…..……………………….13
Заключение…………………………………………………………………...……..23
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:
— соответствие возрастно-психологическим нормативным
требованиям;
– соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.
Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин).
Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации
и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и сорегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и
Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина).
В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Проектирование универсальных учебных действий в процессе преподавания изобразительного искусства
В широком значении
термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т. е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные
и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка).
Умение учиться
— существенный фактор повышения
эффективности освоения учащимися
предметных знаний, формирования умений
и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых
оснований личностного
Функции универсальных учебных действий:
— обеспечение
возможностей учащегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить
учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы
их достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного
развития личности и ее самореализации
на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний,
формирования умений, навыков и компетентностей
в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:
— определение
основных результатов обучения и
воспитания в зависимости от сформированности
личностных качеств и универсальных учебных
действий;
— построение содержания учебных предметов
и образования в целом с ориентацией на
сущностные знания в соответствующих
предметных областях;
— определение функций, содержания и структуры
универсальных учебных действий для каждого
возраста/ступени образования;
— выделение возрастно-специфической
формы и качественных показателей сформированности
универсальных учебных действий в отношении
познавательного и личностного развития
учащихся;
— определение круга учебных предметов,
в рамках которых оптимально могут быть
сформированы конкретные виды универсальных
учебных действий;
— разработка системы типовых задач для
диагностики сформированности универсальных
учебных действий на каждом этапе образовательного
процесса;
— разработка системы задач и организация
ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем
формирование универсальных учебных действий.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное,
жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление
учащимися связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом, другими словами, между результатом
учения и тем, что побуждает деятельность,
ради чего она осуществляется. Ученик
должен задаваться вопросом: какое значение
и какой смысл имеет для меня учение? —
и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая
ориентация, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания (исходя из социальных
и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание
как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование
— определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности
действий;
— прогнозирование
— предвосхищение результата и уровня
усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения;
— саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии,
к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и к преодолению
препятствий.
Познавательные
универсальные действия
включают:
общеучебные, логические, а также
постановку и решение
проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное
выделение и формулирование познавательной
цели;
— поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной и письменной
форме;
— выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных
условий;
— рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели
чтения и выбор вида чтения в зависимости
от цели; извлечение необходимой информации
из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие
текстов художественного, научного, публицистического
и официально-делового стилей; понимание
и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
— постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого
и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных
действий составляют знаково-символические
действия:
— моделирование — преобразование объекта
из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта
(пространственно-графическая или знаковосимволическая);
— преобразование модели с целью выявления
общих законов, определяющих данную предметную
область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов
с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
— синтез — составление целого из частей,
в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных
связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование
проблемы;
— самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов
взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль,
коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно- возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
.Самооценка является ядерным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми. Мухина В.С. выделяет следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол через реализацию притязаний ребенка на признание их в прошлом, настоящем и будущем; развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения (2006).
Информация о работе Формирование коммуникативных универсальных действий школьников средствами ИЗО