Формирование коммуникативных умений у детей с нарушением интеллектуального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Изучение коммуникативных умений у детей с нарушениями интеллекта позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию.
Данные говорят о значимости и актуальности проблемы.
Целью работы является – изучение коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений у детей с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования – особенности состояния коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
1.1 Понятие “коммуникативные умения”…………………………………………………………………………….6
1.2 Развитие коммуникативных умений………………………………………..12
2. СПЕЦИФИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1 Особенности детей с нарушениями интеллекта…………………………...16
2.2 Особенности становления коммуникативных умений у детей с ЗПР………………………………………………………………………………..23
2.3 Особенности становления коммуникативных умений у умственно отсталых детей…………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.93 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………......3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

1.1 Понятие “коммуникативные умения”…………………………………………………………………………….6

1.2 Развитие коммуникативных умений………………………………………..12

2. СПЕЦИФИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА  

2.1 Особенности детей с нарушениями интеллекта…………………………...16

2.2 Особенности становления коммуникативных умений у детей с ЗПР………………………………………………………………………………..23

2.3 Особенности становления коммуникативных умений у умственно отсталых детей…………………………………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Одна из первых социальных потребностей ребенка – это потребность в общении. Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. [13]

В психологии общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. 
Исследования психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. От того, как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение. [6]

Умения общаться, т.е. коммуникативные умения, это синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Это речевые умения, социально-психологические, умения использовать в общении нормы речевого этикета и невербальные средства, умения общаться в различных организационно-коммуникативных формах деятельности.

Отсутствие умений общаться потенциального заключает в себе опасность вынужденного одиночества человека. Это своеобразный психологический тупик, у человека формируется чувство ущербности, неполноценности, озлобляет его, создает полосу «отчуждения» между ним и окружающими. 
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи. Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями интеллекта. [3]

Структура коммуникативных умений включает в себя большое число компонентов, но внимание уделялось в основном изучению речевого умения. У детей с нарушениями интеллекта исследованием речи в психологическом аспекте занимались В.Г. Петрова, М.С. Певзнер и другие. [13]

Низкий уровень коммуникативных умений у умственно отсталых детей приводит к трудностям общения, нарушению социальных связей, одиночеству и чувству отверженности.

Развитые коммуникативные умения делают доступным и успешным общение ребёнка с умственной отсталостью, как со сверстниками, так и с взрослыми, а общение, в свою очередь, является необходимым условием развития личности

Изучение коммуникативных умений у детей с нарушениями интеллекта позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию. 
Данные говорят о значимости и актуальности проблемы. 
Целью работы является – изучение коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта. 
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений у детей с нарушениями интеллекта. 
Предмет исследования – особенности состояния коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

 

1.1 Понятие “коммуникативные умения”.

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. [13]

В психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида.

Понятие коммуникации в психологии связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», который в последние годы широко используется в методике развития речи и обучения русскому языку, объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Потребность в ней, по мнению большинства исследователей, генетически обусловлена, она подталкивает ребенка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование. Опыт показывает, что овладение техникой общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у глубоко умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. Таким образом, уже на пропедевтическом этапе, когда сформирована мотивация взаимодействия с педагогом, необходимо научить детей доступным технологиям общения.

Для определения круга коммуникативных умений, рассмотрим известные классификации. Наибольший интерес представляет определение коммуникативных умений, даваемое в психологических и педагогических науках.

Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена в 2003 году. В частности отмечают следующее «…одни подразумевают под умениями, прежде всего поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи - способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач». Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений.

Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).

Существует также и более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях.

В России, еще в начале развития методических идей, рассматривались некоторые коммуникативные свойства личности. Считали важной целью образования подготовку детей к практической деятельности, для которой необходимы реальные прикладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных умений, без использования самого термина, - умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке.

Современные авторы отмечали, что исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Так как актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации.

Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации. Выделяют составляющие коммуникативных умений, такие как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое).

Анализируя общение как коммуникативный обмен, выделяет целый спектр коммуникативных умений, и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника. О навыках активного слушания важна также способность партнеров обмениваться сведениями друг о друге - этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым коммуникативным умением.

Выделяют условия развития эффективной обратной связи:

  • описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме, малоэффективна;
  • неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения;
  • обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника.

Коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи).  Для иерархической схемы важен приказ, для демократической - убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено. Не так обстоит дело с демократической схемой, теперь получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. Это связано с еще одним отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами сцепка "начальник - подчиненный", у подчиненного нет иного выбора кроме послушания.

Необходимо обращать внимание на то, что и как говорят дети, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Выделяют поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты - это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек - это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.

Каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной).

    1. Группа умений соответствующая коммуникационной стороне общения: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания.
    2. Эта группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты.
    3. Третья группа - интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

Главным различием в классификациях является критерий, по которому выполнена систематизация. Приводится таблица классификации коммуникативных умений по различным критериям: по психологическим особенностям, по видам информация, по информационным процессам, по источникам информации.

Наиболее привлекательна, с точки зрения широкого использования информационно-коммуникационных технологий для межличностного опосредованного общения, а значит и для формирования коммуникативных умений, классификация по критерию «информационные процессы».

Таким образом, под коммуникативными умениями будем понимать владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Развитие коммуникативных умений.

Под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Можно считать, что коммуникативные умения это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у детей с нарушением интеллектуального развития