Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблема подготовки к возможной интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение. Особенно важным представляется разработка специальных пошаговых методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи в детских дошкольных учреждениях.

Оглавление

Введение
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами театрализованной деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

развитие лексической стороны речи у дошкольников с речевыми патологиями.docx

— 186.31 Кб (Скачать)

      Использование этих заданий обеспечивало детям максимальное поле доступной языковой деятельности.

    1. Составление рассказов:

а) составление небольших  рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;

б) составление рассказов  по серии сюжетных картин;

в) составление рассказов  по картине.

Реализация указанных  упражнений происходила в игровой  форме. Значительное место уделялось  использованию внешних опор и  наглядно-иллюстрированному материалу.

Выполнение описанных  выше упражнений способствовало:

    • уточнению семантического значения эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;
    • правильному и точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях;
    • использованию лексики в самостоятельных связных высказываниях детей.

Это выражалось в более  точном определении ситуаций, происходящих событий и более полной оценке детьми характеров героев, их поступков.

Третий  блок.

В русском языке  существуют разные формы субъективной оценки предмета и качества (Розенталь  Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., 1995; Современный русский язык, 1999). Эти  данные были учтены при построении методической системы работы с детьми с ОНР. Таким образом, в задачи третьего блока основного этапа  вошли:

    • уточнение и увеличение объема словаря детей в области эмоциональной лексики, включающей слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается словообразовательно;
    • развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.

Реализация выдвинутых задач осуществлялась в процессе изучения лексических тем.

Для лучшего усвоения словарного материала в работе использовались наглядные средства обучения:

    • предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок, рассказов, стихов;
    • для образования форм субъективной оценки предмета или объекта могут служить геометрические фигуры различного размера (большие, средние, маленькие);
    • для работы со словами, в которых с помощью определенных суффиксов и префиксов происходит изменение семантического значения слов, могут служить трехцветные полоски бумаги.

На этом этапе применялись  игры: “Назови ласково”“Скажи наоборот”, “Карлики и великаны”, “Про кого (что) можно сказать”, “Собери рассказ” и др.

Представленная модель логопедической работы позволяет гибко  подходить в плане подбора  форм и методов, необходимых для  коррекции речевого развития детей.

Данные мониторинга  показали усвоение материала по формированию эмоциональной лексики (в приложении № 5представлен инструментарий обследования):

Количество  детей по уровням  усвоения паралингвистических  средств общения (в %):

Подготовительная  группа 2008-09 уч.год

  Сентябрь Май
Высокий уровень 0% 90%
Средний уровень 70% 10%
Низкий  уровень 30% 0%

Старшая группа 2009-10 уч. год

  Сентябрь Май
Высокий уровень 0% 8%
Средний уровень 25% 92%
Низкий  уровень 75% 0%

Количество детей  по уровням усвоения эмоциональной  лексики (в %):

Подготовительная  группа 2008-09 уч.год

  Сентябрь Май
Высокий уровень 0% 90%
Средний уровень 70% 10%
Низкий  уровень 30% 0%

Старшая группа 2009-10 уч. год

  Сентябрь Май
Высокий уровень 0% 8%
Средний уровень 50% 84%
Низкий  уровень 50% 8%

Количество  детей по уровням  усвоения паралингвистических  средств общения  и эмоциональной  лексики (в %):

Подготовительная  группа 2008-09 уч.год

  Сентябрь Май
Высокий уровень 0% 90%
Средний уровень 70% 10%
Низкий  уровень 30% 0%

Старшая группа 2009-10 уч. год

  Сентябрь Май
Высокий уровень 0% 25%
Средний уровень 50% 75%
Низкий  уровень 50% 0%

В результате проведенного коррекционного обучения у детей  данной группы произошла автоматизация  слов, обозначающих эмоции, и осуществлено введение их в экспрессивную речь. Использование в коррекционном  обучении театрализованной деятельности, оказало благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности эмоциональной лексики, которая способствовала более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Постепенно речь детей характеризовалась последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети использовали различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику. Дети научились правильно по смыслу употреблять эмоциональную лексику, используя синонимические и антонимические отношения, что явилось эффективным показателем уровня овладения значением слов данной лексики.

Таким образом, разработанная  система методических приемов по формированию эмоциональной лексики  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР III уровня позволила  не только количественно, но и качественно  изменить уровень речевого общения  детей данной группы. Кроме того, благотворно повлияла на формирование эмотивности – отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей и способствовала развитию компетентности в межличностных отношениях между детьми.

Заключение

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой  патологией придается большое значение. Данные констатирующего эксперимента и обзор литературы по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями  речи, а в частности эмоциональной  лексики (Л.Ф.Спирова,Е В.Назарова, Г.В.Чиркина, И.А.Стернин, Н.Д.Арутюнова и др.) позволили считать проблему формирования системы лексических значений у детей с общим недоразвитием речи, отражающих эмоциональные состояния и оценки ребенка дошкольного возраста перспективной в плане языкового развития детей. Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.

Все вышесказанное  указывает на то, что процесс развития лексической системы, и в частности  эмоциональной лексики у детей  с ОНР(III уровень), не может происходить  спонтанно, для этого требуется  систематическая, поэтапная логопедическая работа. В связи с чем и разработана  система методических приемов, направленная на формирование эмоционального пласта лексики у детей данной категории, которая по своему содержанию дополняет  существующую в настоящее время  систему логопедического обучения детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального дошкольного  учреждения.

Использование в работе элементов театрализованной деятельности позволяет детям с большим  интересом и легкостью погружаться  в мир фантазии, учит замечать и  оценивать свои и чужие удачи  и промахи. Дети становятся более  раскрепощенными, общительными; учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Предложенные методические приемы коррекционной работы могут  использоваться педагогами наряду с  традиционными при обучении детей  с речевой патологией, а также  детей с нормальным речевым развитием. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой  к успешной интеграции выпускников  логопедических групп в общеобразовательные  школы.

Данная работа указывает  на перспективы совершенствования  коррекционно-развивающей системы  обучения детей имеющих различные  речевые нарушения.    
 
 

Список  используемой литературы

  1. Белобрыкина О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль, 1998. – 168 с.
  2. Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2000. – 36 с.
  3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
  4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – 2-е изд., испр. и доп / В. П. Глухов. – М.: Аркти, 2004. – 168 с.
  5. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4. – С. 57 – 64.
  6. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
  7. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ / Ч. А. Измайлов – 1995. - № 4. – С. 27 – 35.
  8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 137 с.
  9. Клюева Н. В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – 2-е изд., перераб. и доп / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
  10. Кондратенко И. Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и ее усвоение детьми с ОНР / И. Ю. Кондратенко // Логопед. – 2004. - № 3. – С. 53 – 60.
  11. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / под ред. П. Н. Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
  12. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 205 с.
  13. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004. – 224 с.
  14. Лешкова Т. Коробка со страхами / Т. Лешкова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 10. – С.24 – 28.
  15. Макунина Е. Придумываем истории и сказки /Е. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 6. – С. 36 – 40.
  16. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
  17. Методы обследования речи у детей. Вып. 2 /под ред. И.Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. – М.: 1996. – 146 с.
  18. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М.: Аркти, 1999. – 48 с.
  19. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2002. – 144 с.
  20. Стрелкова Л. Творческое воображение.: Эмоции и ребенок / Л. Стрелкова // Обруч. – 1996. - № ; - С. 18 – 22.
  21. Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей / Л. Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
  22. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 45 с.
  23. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 304 с.
  24. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
  25. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 46 с.
  26. Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия // С. Н. Шаховская; под ред. Л. Б. Халиловой – М.: Экономика, 1997. – С. 240 – 250.

Информация о работе Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности