Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа
Проблема подготовки к возможной интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение. Особенно важным представляется разработка специальных пошаговых методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи в детских дошкольных учреждениях.
Введение
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами театрализованной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Использование этих заданий обеспечивало детям максимальное поле доступной языковой деятельности.
а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;
б) составление рассказов по серии сюжетных картин;
в) составление рассказов по картине.
Реализация указанных
упражнений происходила в игровой
форме. Значительное место уделялось
использованию внешних опор и
наглядно-иллюстрированному
Выполнение описанных выше упражнений способствовало:
Это выражалось в более точном определении ситуаций, происходящих событий и более полной оценке детьми характеров героев, их поступков.
Третий блок.
В русском языке существуют разные формы субъективной оценки предмета и качества (Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., 1995; Современный русский язык, 1999). Эти данные были учтены при построении методической системы работы с детьми с ОНР. Таким образом, в задачи третьего блока основного этапа вошли:
Реализация выдвинутых задач осуществлялась в процессе изучения лексических тем.
Для лучшего усвоения словарного материала в работе использовались наглядные средства обучения:
На этом этапе применялись игры: “Назови ласково”, “Скажи наоборот”, “Карлики и великаны”, “Про кого (что) можно сказать”, “Собери рассказ” и др.
Представленная модель логопедической работы позволяет гибко подходить в плане подбора форм и методов, необходимых для коррекции речевого развития детей.
Данные мониторинга показали усвоение материала по формированию эмоциональной лексики (в приложении № 5представлен инструментарий обследования):
Количество детей по уровням усвоения паралингвистических средств общения (в %):
Подготовительная группа 2008-09 уч.год
Сентябрь | Май | |
Высокий уровень | 0% | 90% |
Средний уровень | 70% | 10% |
Низкий уровень | 30% | 0% |
Старшая группа 2009-10 уч. год
Сентябрь | Май | |
Высокий уровень | 0% | 8% |
Средний уровень | 25% | 92% |
Низкий уровень | 75% | 0% |
Количество детей по уровням усвоения эмоциональной лексики (в %):
Подготовительная группа 2008-09 уч.год
Сентябрь | Май | |
Высокий уровень | 0% | 90% |
Средний уровень | 70% | 10% |
Низкий уровень | 30% | 0% |
Старшая группа 2009-10 уч. год
Сентябрь | Май | |
Высокий уровень | 0% | 8% |
Средний уровень | 50% | 84% |
Низкий уровень | 50% | 8% |
Количество детей по уровням усвоения паралингвистических средств общения и эмоциональной лексики (в %):
Подготовительная группа 2008-09 уч.год
Сентябрь | Май | |
Высокий уровень | 0% | 90% |
Средний уровень | 70% | 10% |
Низкий уровень | 30% | 0% |
Старшая группа 2009-10 уч. год
Сентябрь | Май | |
Высокий уровень | 0% | 25% |
Средний уровень | 50% | 75% |
Низкий уровень | 50% | 0% |
В результате проведенного коррекционного обучения у детей данной группы произошла автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществлено введение их в экспрессивную речь. Использование в коррекционном обучении театрализованной деятельности, оказало благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности эмоциональной лексики, которая способствовала более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Постепенно речь детей характеризовалась последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети использовали различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику. Дети научились правильно по смыслу употреблять эмоциональную лексику, используя синонимические и антонимические отношения, что явилось эффективным показателем уровня овладения значением слов данной лексики.
Таким образом, разработанная система методических приемов по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня позволила не только количественно, но и качественно изменить уровень речевого общения детей данной группы. Кроме того, благотворно повлияла на формирование эмотивности – отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей и способствовала развитию компетентности в межличностных отношениях между детьми.
Заключение
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Данные констатирующего эксперимента и обзор литературы по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями речи, а в частности эмоциональной лексики (Л.Ф.Спирова,Е В.Назарова, Г.В.Чиркина, И.А.Стернин, Н.Д.Арутюнова и др.) позволили считать проблему формирования системы лексических значений у детей с общим недоразвитием речи, отражающих эмоциональные состояния и оценки ребенка дошкольного возраста перспективной в плане языкового развития детей. Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.
Все вышесказанное
указывает на то, что процесс развития
лексической системы, и в частности
эмоциональной лексики у детей
с ОНР(III уровень), не может происходить
спонтанно, для этого требуется
систематическая, поэтапная логопедическая
работа. В связи с чем и разработана
система методических приемов, направленная
на формирование эмоционального пласта
лексики у детей данной категории,
которая по своему содержанию дополняет
существующую в настоящее время
систему логопедического
Использование в работе
элементов театрализованной деятельности
позволяет детям с большим
интересом и легкостью
Предложенные методические приемы коррекционной работы могут использоваться педагогами наряду с традиционными при обучении детей с речевой патологией, а также детей с нормальным речевым развитием. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы.
Данная работа указывает
на перспективы совершенствования
коррекционно-развивающей
Список используемой литературы