Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа
Проблема подготовки к возможной интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение. Особенно важным представляется разработка специальных пошаговых методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи в детских дошкольных учреждениях.
Введение
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами театрализованной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
2.2. Развитие
выразительных средств
На основе данного алгоритма разработана модель системной работы по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня представленная на схеме № 1.
«Формирование эмоциональной лексики.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализовывалось на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления аналогичные приемы и задания использовались на музыкальных и логоритмических занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий с родителями. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
При составлении занятий необходимо учитывать степень развития речи детей в данный период, задачи и лексическая тема над которой идет работа. Обучение велось по разработанному перспективному плану (приложение № 1). Отбор речевого материала проводился с учетом тематики фронтальных логопедических занятий.
Подготовительный этап
Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики. Он включает в себя три блока:
1. Изучение и уточнение
эмоциональных состояний,
2. Развитие
паралингвистических средств
Длительность
дошкольного возраста, а также могли быть представлены графически и в лицевой экспрессии.
Задача первого блока подготовительного этапа включала в себя обучение детей распознавать эмоциональные состояния злости, грусти, испуга, радости и удивления. Реализация данной задачи проходила в беседах с детьми на вводных занятиях, на которых предусматривалось формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека. В приложении № 2представлены конспекты отдельных занятий.
Задачи второго блока подготовительного этапа включали в себя:
Развитие восприятия
мимики лица осуществлялось с помощью
пиктограмм, картинок, фотографий и
было направлено на распознавание и
дифференцирование
На каждом занятии дети изучали разные эмоциональные состояния, с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, фотографии, пиктограммы (см. рис.1).
«Формирование эмоциональной лексики: Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Рис. 1.
Применение графических
изображений лиц для
Дети с огромным удовольствием представляли себя сказочными героями. На занятиях применялись игры: “Угадай кто веселее”, “Озорные обезьянки”, “Облака”, “Наседка и цыплята” и психогимнастические упражнения (этюды) с элементами театрализованной деятельности - “Новая кукла”, “Баба Яга”, “Фокус”, “Золушка”, “В лесу” и т.д.
Для организации данной работы была сделана выборка игр и упражнений (приложение № 3), а также разработаны комплексы гимнастики для развития мимической мускулатуры (приложение № 4).
Кроме того, на данном этапе дети обучались составлению графических изображений лиц, с помощью заранее подготовленных деталей (овал лица, брови, глаза, нос, губы). Эта работа проводилась воспитателями на коррекционных часах, на занятиях по аппликации и изобразительной деятельности, в ходе которых дети рисовали (составляли) различные эмоциональные состояния, выраженные в лицевой экспрессии.
Современные исследования показывают, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым тоном и насыщенностью. По данным исследований Ч.А.Измайлова, если представить цветовой тон в виде непрерывного континуума, то эмоция, выражающая радость, расположена в синей, грусть в салатовой, гнев – в красной, испуг – в оранжевой, удивление – в бирюзовой цветовой гамме (Измайлов Ч.А., 1995).
Таким образом, каждая цветовая эмоция имеет свою цветовую характеристику. Эти данные так же применялись в работе. Для запоминания соотнесения цвета и эмоции, в течение месяца дети заполняли карту - “Мое настроение” (см. рис. 3). Ежедневно перед уходом домой дети отмечали свое настроение цветом (т.е. какое впечатление произвел на них текущий день и с каким настроением они уходят домой).
«Формирование эмоциональной лексики. «Мое настроение» » Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Так в верхней строке
печатались даты, в левой колонке
символы, соответствующие именам детей,
внизу пиктограмма
Кроме того, цветовая
характеристика использовалась и в
играх, например, детям раздавались
картинки, пиктограммы того или иного
эмоционального состояния и набор
цветных карточек. Ребенку предлагалось
под картинку положить соответствующую
цветную карточку или, наоборот, перед
ребенком лежала цветная карточка,
а ему нужно было подобрать
соответствующую картинку с тем
эмоциональным выражением, которое
соотносится с данным цветом. По
мере успешного выполнения этого
задания перед ребенком выкладывали
две (три и более) цветные карточки.
Организовывались и соревнования между
командами. Выигрывала та группа детей,
которая подбирала большее
Ознакомление с
эмоциональными состояниями в процессе
коррекционных занятий
С целью закрепления знаний детей об эмоциях на итоговых занятиях подготовительного периода применялись задания, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний. Так, например, в работе были использованы следующие игры: “Кубик эмоций”, “Лото настроений”, “Коврик настроения”, “Рисуем настроение”, “Кто так танцует”, “Выбери девочку” и др.
Благодаря данным приемам
дети активнее демонстрировали эмоциональные
состояния в лицевой
В задачи третьего блока подготовительного этапа входили:
Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествовали ритмические упражнения. Они подготавливали к восприятию интонационной выразительности, способствовали ее развитию. На данном этапе использовались упражнения на восприятие ритма, например, прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
Далее использовались упражнения на воспроизведение ритма (отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары; записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные); самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии).
Формирование восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности.
Детям предлагалось прослушать
сказку или рассказ. Первый раз сказка
читалась без интонационного оформления,
второй раз – выразительно. Затем
у детей выяснялось, какое чтение
им больше понравилось и почему,
и разъяснялось, что голос при
чтении можно изменить. С его помощью
можно передать радость, удивление,
испуг, печаль, злость, а также просьбу,
приказ и т.п. Здесь же детям объяснялось,
что можно говорить быстро и медленно,
громко и нежно и т.д. После
второго прослушивания сказки с
детьми обсуждалось, какими голосами говорили
герои. Затем детям предлагалось
поиграть в игру “Чей голос?” (логопед,
меняя громкость и тон голоса,
произносил фразы из сказки, а дети
определяли, какому персонажу принадлежит
голос). С целью формирования умения
различать эмоциональные
На этом же этапе
проводились игры, в которых детям
предлагалось прослушать одну и ту
же фразу, но произнесенную с различными
эмоциональными оттенками. При этом
описываются разнообразные
“У меня есть кот” - логопед рассказывает историю и просит произнести фразу “У меня есть кот” с нужной интонацией.
Логопед. У тебя есть дома кот. Когда он был один дома, то погрыз комнатные цветы, стащил со стола рыбу и съел ее. Ты злишься на него и говоришь: “У меня есть кот”.
На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи применялся комплекс специальных приемов:
Далее применялся комплекс специальных приемов по отработке интонации на материале междометий: выражающих радостные чувства и положительную оценку фактов действительности (Ай-ай-ай! О! Браво! Вот это да!); выражающих удивление (Ой! Ух, ты! Ах!); страх (Ой-ой! Ух! Ужас!). Эта работа проводилась на материале стихов. Логопед читал стихотворения, а дети проговаривали только междометия с нужной интонацией.