Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблема подготовки к возможной интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение. Особенно важным представляется разработка специальных пошаговых методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи в детских дошкольных учреждениях.

Оглавление

Введение
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами театрализованной деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

развитие лексической стороны речи у дошкольников с речевыми патологиями.docx

— 186.31 Кб (Скачать)

Формирование  эмоциональной лексики  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности.

Скотникова Е.С.логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

Содержание

    Введение

    Формирование эмоциональной  лексики у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи III уровня средствами театрализованной деятельности

    Заключение

    Список используемой литературы

    Приложения.

    • Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР.
    • Конспекты занятий по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР.
    • Игры для развития эмоционально-речевой сферы.
    • Комплексы гимнастики для развития мышц мимической мускулатуры и релаксации.
    • Обследование паралингвистических средств общения и эмоциональной лексики у детей с ОНР.

Введение

Проблема подготовки к возможной интеграции и адаптации  детей с речевыми нарушениями  к условиям общеобразовательной  школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение. Особенно важным представляется разработка специальных  пошаговых методических систем, учитывающих  сложность и неоднородность контингента  детей с нарушениями речи в  детских дошкольных учреждениях.

Педагогическая практика пока недостаточно обеспечена программными и методическими материалами, утвержденными  и рекомендованными Министерством  образования и науки РФ, которые  необходимы для решения организационно-методических вопросов, связанных с подготовкой  детей с общим недоразвитием  речи (далее ОНР) к обучению в школе. Логопеды дошкольных учреждений располагают  лишь разработками системы коррекционного обучения и воспитания детей с  общим недоразвитием речи.

Традиционно система  коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Лексическая  система ребенка с экспрессивно-стилистической точки зрения представлена в виде общеупотребительной (стилистически  нейтральной) и эмоционально-экспрессивной  лексики. К общеупотребительной  лексике относятся разряды слов, служащие названиями основных понятий, предметов, явлений. Эта часть лексики  представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике. Эмоционально-экспрессивная  лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного  отношения ребенка к тому или  иному предмету высказывания, к той  или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее частоупотребляемыми в обиходе словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой  патологией придается большое значение (Н.С.Жукова, 1994; Р.Е.Левина, 1986; Л.Ф.Спирова, 1980; Т.Б.Филичева; Г.В.Чиркина, 1999). Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления (Л.С.Выготский, 1934).

Для развития эмоциональной  лексики необходимо создание таких  условий, в которых каждый ребенок  мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних  слушателей. Привычку к выразительной  публичной речи можно воспитать  в человеке только путем привлечения  его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность, которая является источником развития чувств, глубоких переживаний  и открытий ребенка, приобщает его  к духовным ценностям. Театрализованная деятельность предоставляет возможность  использовать театральное искусство  и как своеобразный инструмент психической  и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности ребенка. Творческий характер деятельности, реализуемый  в театральных постановках, поддержание  положительного эмоционального настроя  в их ходе и по окончанию, необходимость  совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего  развития способностей детей.

Однако остается недостаточно изученной проблема формирования лексики, как особой семантической системы, развитие которой зависит от интеллектуального  уровня, мотивационной сферы, развития речи детей, в частности, вопрос формирования эмоционально-экспрессивной лексики, позволяющей детям точнее оценить и выразить свои переживания и чувства.

Педагогическая деятельность включила в себя следующее направление: формирование эмоциональной лексики  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности для преодоления речевого недоразвития и отклонений в нервно-психическом развитии детей.

Выявила противоречия:

  1. Между необходимостью введения инновационных (нетрадиционных) форм в коррекционное обучение (коррекционный процесс), являющихся одним из условий успешной интеграции выпускников логопедической группы в общеобразовательную школу и недостаточностью системных разработок в области инноваций.
  2. Между множеством теоретических разработок по формированию эмоциональной лексики и недостатком практического материала по данному направлению.
  3. Между необходимостью использования театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка и выбором наиболее эффективных форм и приемов для работы с детьми с ОНР.

Учитывая значимость сложившихся противоречий, определила следующие проблемы:

  1. Внедрение каких современных методик и технологий будет способствовать формированию эмоциональной лексики ребенка с ОНР.
  2. Как интегрировать театрализованную деятельность в систему коррекционного обучения для эффективного преодоления речевого недоразвития и отклонений в нервно-психическом развитии детей.

Объект: процесс коррекции лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Предмет: формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности в системе педагогического процесса коррекционной группы.

Цель  работы: разработать, проверить и обосновать эффективность методической системы, направленной на формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами театрализованной деятельности.

В соответствии с поставленной целью определила следующиезадачи:

1. Подобрать и систематизировать  наиболее доступный практический  материал по формированию эмоциональной  лексики и театрализованной деятельности  для работы с детьми с ОНР.

2. Разработать и  апробировать систему методических  приемов, направленных на формирование  эмоциональной лексики у детей  данной категории.

3. Определить эффективность  разработанной системы формирования  эмоциональной лексики средствами  театрализованной деятельности  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР III уровня на  логопедических занятиях.

Наметила предполагаемый результат:

    - использование  системы методических приемов  по формированию эмоциональной  лексики у детей с ОНР на  логопедических занятиях;

    • оформление демонстрационного и наглядного материала для занятий;
    • изготовление специального дидактического материала для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики;
    • внедрение в практику логопедической работы инновационных технологий и дополнительных обучающих методик;
    • создание театрализованной зоны в логопедическом кабинете;
    • положительная динамика уровня речевого и нервно-психического развития детей.

Формирование  эмоциональной лексики  у детей

        старшего  дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Интеграция в общеобразовательные  школы детей с речевыми нарушениями  успешна при условии достаточно высокого уровня развития речи, в том  числе ее лексической стороны. Одной  из основных задач коррекционного обучения в специальных дошкольных учреждениях  для детей с речевыми нарушениями  является практическое усвоение лексических  средств языка.

Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме формирования эмоциональной лексики  у детей с ОНР (как одного из структурных компонентов лексической  системы в целом) и анализ результатов  обследования детей группы позволили  определить основные направления логопедического  воздействия и определить основную цель и задачи работы.

Основная  цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения как одно из условий дальнейшего его развития. Она реализуется через задачи:

    1. Образовательные:
      1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).
      2. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
      3. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
    2. Воспитательные:
      1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
      2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
      3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
      4. Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

        3. Коррекционные:

        3.1. Развитие  невербальных средств общения:  мимики, пантомимики.

        3.2. Развитие  интонационной стороны речи.

        3.3. Развитие  выразительных связных высказываний  и речевой коммуникации.

Планирование работы исходит из следующих положений:

    • организация, формы работы и привлекаемый материал должны соответствовать возрастным особенностям детей, возможностям их речевого и общего психического развития. Приемы работы используются в зависимости, как от основных задач занятия, так и от его характера. На занятиях применяется одна из форм работы, либо сочетается несколько. Коррекционные задачи должны подчиняться программным, не заменяя их, а гармонично сочетаясь с ними.

Коррекционная работа строится с учетом методических принципов:

    1. Общедидактические – наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному.
    2. Постоянная активизация детей в ходе игр и бесед.
    3. Исключение отрицательной оценки деятельности детей, особенно в первое время.

Формированию познавательной мотивации способствуют все средства совершенствования учебного процесса:

    • внедрение инновационных технологий в содержание занятий;
    • укрепление межпредметных связей (музыкальные и логоритмические занятия, физкультурные занятия, продуктивная деятельность, занятия по развитию речи);
    • активизация познавательной деятельности на занятиях.

За основу разработки системы эмоциональной лексики  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР III уровня взяты методические разработки И.Ю.Кондратенко адаптированные для данной категории детей.

В основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности развития эмоциональной лексики у детей  с ОНР. Опираясь на вышеуказанные  принципы, был построен алгоритм организации  логопедической работы по формированию эмоциональной лексики в структуре  преодоления общего недоразвития речи, который включает в себя:

    1. Подготовительный этап:
      1. Развитие паралингвистических средств общения.
      2. Формирование интонационной стороны речи.
    2. Основной этап:
      1. Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов:

Информация о работе Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности