Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа
Проблема подготовки к возможной интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение. Особенно важным представляется разработка специальных пошаговых методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи в детских дошкольных учреждениях.
Введение
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами театрализованной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Затем отработка интонационной
конструкции имела следующую
последовательность: дети сопряженно
с логопедом проговаривали
На заключительном
этапе дифференциации интонационной
выразительности в
В процессе целенаправленной
работы по формированию интонационной
стороны речи дети овладели умением
более точно передавать свои эмоциональные
состояния, а также эмоции сказочных
героев. Проведенная работа способствовала
развитию выразительной речи детей,
помогла усвоению эмоциональной
лексики, употребление которой неразрывно
связано с интонационным
Приведенные в рамках подготовительного этапа приемы и задания, направленные на ознакомление, распознавание и дифференциацию эмоциональных состояний, а также на развитие паралингвистических средств общения и формирование интонационной стороны речи с использованием элементов театрализованной деятельности способствовали подготовке детей к правильному усвоению эмоциональной лексики на следующем этапе.
Основной этап
Цель данного этапа - формирование эмоциональной лексики и состоит из трех блоков:
3. формирование
эмоциональной лексики,
Первый блок основного этапа включил в себя ряд следующих задач:
Данные задачи решались
в процессе логопедических занятий
по формированию лексико-грамматических
средств языка и развитию связной
речи. В целях повышения
Применение приема
цветообозначения происходило следующим
образом: детям предлагались графические
изображения эмоций, под которыми
лежали полоски бумаги, окрашенные
в цвета соответствующие данным
эмоциям. С помощью логопеда дети
анализировали вспомогательные
цветообозначения, соответствующие
различным эмоциональным
Аналогичная работа проводилась и с эмоциональными состояниями с применением пиктограмм. Нарастание эмоционального состояния передается с помощью графических средств (один человек немного улыбается, другой сильнее, а третий самый улыбчивый). Тоже самое происходит и с цветовыми обозначениями, т.е. берутся геометрические фигуры по разному закрашенные (см. рис. 4).
Рис. 4.
Эти графические изображения
использовались в качестве зрительных
опор при образовании сравнительной
и превосходной степени качественных
имен прилагательных, а также при
составлении словосочетаний: этот мальчик
веселый, этот мальчик еще веселее,
а этот самый веселый мальчик;
предложений: “Зайка сидит грустный,
а ежик еще грустнее, ослик самый
грустный” и небольших
Процесс овладения
синонимическими отношениями
Далее овладение синонимическими отношениями происходило на уровне небольших рассказов. Детям предлагалось придумать небольшие истории по сюжетным картинкам.
Дети определяли эмоциональное состояние сказочных героев, а затем составляли небольшие рассказы по сюжетным картинкам. Конечно, некоторые затруднялись самостоятельно придумать рассказ и составляли его с помощью логопеда. На доску выставлялась сюжетная картинка или серия сюжетных картин, и логопед рассказывал небольшую историю, делая паузы в тех местах, где ребенку нужно было вспомнить и сказать подходящие по смыслу “слова-приятели”. В конце занятия рассказ логопеда повторяли “по цепочке”, а затем 2-3 ребенка самостоятельно пересказывали или при возможности видоизменяли, или придумывали свой.
На этом этапе я широко использовала пальчиковые и перчаточные куклы, шапочки и маски т.к. очень важно было дать каждому ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа — мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на индивидуальных логопедических занятиях: учатся “рычать как мишка”, “жужжать как пчела”, “шипеть как гусь”.
Овладение антонимическими
отношениями в области
В процессе выполнения заданий по подбору слов-антонимов использовались приемы работы с изолированными словами –“Скажи наоборот”; со словами в предложениях – “Доскажи словечко”, “Составь предложение”; словами в связных высказываниях.
На занятиях вводились задания, основанные на анализе деформированных предложений. Эти задания способствовали усвоению и практическому закреплению сведений о связном предложении, употреблению эмоциональной лексики в предложениях. Такие игры особенно нравились детям и приводили их в восторг.
При составлении рассказов использовалась игра “Прочитай письмо”. Логопед достает из конверта листок, но вместо текста на нем изображены пиктограммы с различными эмоциональными состояниями, которые надо “прочесть”. Каждому из детей вручалось такое письмо, и они друг за другом рассказывали, что они в них “прочитали” (см. рис.5).
Рис. 5.
Например, вот такие рассказы составили дети:
Настя: “Мама ушла в магазин, а дочка осталась дома. Ей было грустно одной. А потом мама вернулась и дочка стала веселая, потому что мама купила мороженку”.
Саша: “Один мальчик сидел и плакал, потому что с ним никто не играл. Потом на улицу вышел его друг и ему стало весело. Они стали играть в прятки”.
Данная игра применялась
на итоговых занятиях. Ее использование
помогало определять и дифференцировать
различные эмоциональные
На заключительных
занятиях первого блока эмоциональная
лексика использовалась детьми при
составлении рассказов по сюжетным
картинкам и сериям картин. Здесь
использовался картинный
Составление рассказов по серии сюжетных картин помогало продолжению работы над лексическим материалом. Эмоциональная лексика уточнялась и усваивалась не путем механического запоминания, а в процессе активного использования ее в самостоятельной связной речи.
Таким образом, вся
вышеуказанная работа в рамках первого
блока, с введением разнообразных
приемов помогла детям
Второй блок основного этапа включает в себя следующие задачи:
Поставленные задачи решались на логопедических занятиях по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка. Подбор дидактического материала и последовательность предъявления заданий производились на основе принципа доступности и от простого к сложному.
В работе использовались следующие приемы:
В качестве исходных детям предлагались слова:хороший, плохой (общеоценочная лексика); приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т.п. (частнооценочная лексика), с которой они должны были составить словосочетания: хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т. п.
а) составление словосочетаний с синонимически близкими словами.
б) составление словосочетаний со словами противоположного значения игра “Скажи наоборот”.
в) составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени): суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное.
3. Составление предложений:
а) Составить предложение с заданным словом: (хороший) – За окном хороший денек.
б) распространить
предложение с помощью
Вчера по телевизору смотрели интересную (увлекательную, занимательную) передачу.
в) преобразовать деформированное предложение: красивый, на, цветет, поляна, цветок.
г) дополнить предложение словом с противоположным значением: Буратино веселый, а Пьеро…