Формирование экономического сознания учащихся колледжа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время наблюдается тенденция развития экономической культуры общества. Важным вопросом экономической психологии и педагогики как одной из самых перспективных современных научных дисциплин является структура и особенности экономического сознания субъектов социального пространства. Помимо изучения экономического сознания с точки зрения психологии, важным моментом является процесс формирования экономического сознания с точки зрения педагогики.

Оглавление

Введение …..3
1 Формирование экономического сознания учащихся как педагогическая проблема…………………………………………………………………………4
1.1 Содержание и структура экономического сознания будущего специалиста………………………………………………………………………4
2 Состояние экономического сознания учащихся современного колледжа...15
Заключение …. . 23
Список использованных источников ….26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ итог распечатать.docx

— 81.77 Кб (Скачать)

Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

Таким образом, можно заключить, что богатство и власть для учащихся определяются, прежде всего, деньгами (это отметило 48 % опрошенных), и только 20 % учащихся считают, что данные блага зависят от имеющихся у человека знаний. При этом большинство респондентов (62 % и 78 % соответственно) предполагают, что роль сознания экономиста в его будущей профессиональной деятельности заключается в умении применить теоретические знания на практике, а сформировать экономическое сознание можно в процессе обучения в торговом колледже.

Для определения уровня сформированности экономического сознания у учащихся им было предложено заполнить анкету, состоящую из 10 вопросов (приложение А). Данный опросник был составлен на основе выявленных в пункте 1.1 структурных компонентов экономического сознания личности, которые следовало подвергнуть анализу (рисунок 1.2).

В результате анкетирования, оказалось, что на вопрос «Что в Вашем понимании представляет богатство?», ответы растпределились следующим образом: рисунок 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Отношение к богатству, в % от общего числа опрошенных учащихся.

Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

Из рисунка 2.1 видно, что среди учащихся нет однозначного понимания богатства. Тем не менее, определяющими факторами данной категории являются наличие высокооплачиваемой работы, который отметили 20 % опрошенных, наличие модной машины, одежды – 18 % опрошенных, наличие прибыльного дела – 16 % опрошенных, наличие недвижимости – 14 % опрошенных, возможность путешествовать – 12 % опрошенных.

Как показали результаты диагностики, с категорией «богатство» тесно связано отношение человека к собственности, которое в сознании будущего специалиста в сфере экономики играет одну из значимых ролей. Такой феномен как «собственность» начинает осознаваться учащимися только к 19-20 годам, т.е. к третьему курсу обучения в колледже, поэтому определение их отношения к собственности имеет достаточно важное значение.

Результаты ответа на вопрос, кого можно считать собственником, показали, что, по мнению учащихся, собственник – это человек, у которого есть квартира, дом с участком, машина (таблица 2.2). К сожалению, многими не были отмечены такие варианты как собственное предприятие, драгоценные металлы, недвижимое имущество, которые имеют самое непосредственное отношение к собственности и служат источником получения дохода.

Таблица 2.2 – Отношение учащихся к собственности (можно было дать несколько вариантов ответов)

 

Варианты ответа

% от общего количества  опрошенных студентов

дом с участком 1

50

квартира

80

машина, гараж

50

золото, драгоценности

36

ценные бумаги предприятий, банков

14

собственное предприятие, фирма

36

счет в иностранном банке;

10

недвижимость (офисы, здания и т.п.).

24


Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

В формировании экономического сознания немаловажную роль играют такие компоненты, как отношение личности к деньгам и его представление о собственных доходах и потребностях в них. Ответ на вопрос о значимости денег для учащихся дали результаты, отраженные в таблице 2.3. Как видно из нее, деньги являются достаточно существенной позицией в жизни современной молодежи. Они в большей степени значимы для 48 % опрошенных учащихся.

 

Таблица 2.3 – Результаты опроса о значимости денег для студентов

 

Вариант ответа

Совсем не значимы (0)

В малой степени значимы О)

(2)

(3)

(4)

В большей степени значимы (5)

% от общего  количества опрошенных студентов

0

4

12

14

22

48


 

Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

Рассматривая соотношение доходов и потребностей респондентов, следует отметить, что большинство учащихся своими доходами не могут удовлетворить свои потребности (рисунок 2.3). У 48 % опрошенных материальные доходы наполовину покрывают их потребности, а у 22 % - менее чем наполовину. Полное удовлетворение наблюдается только у 4 % опрошенных, а полное неудовлетворение - у 8 % респондентов.

 

Рисунок 2.3 – Удовлетворенность потребностей учащихся собственными доходами

Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

Обеспеченными людьми себя будет чувствовать значительная часть учащихся при условии, что их ежемесячный доход будет находиться в пределах от 1001 до 2000 долл. США (рисунок 2.4).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4 – Желаемая обеспеченность доходом в денежном выражении, в % от общего числа опрошенных учащихся

Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

В сознании учащихся торгового колледжа важное значение имеет их отношение к будущей профессии. Неотъемлемым условием эффективной учебной деятельности, высокой успеваемости и в дальнейшем успешной профессиональной деятельности является осознанный выбор учащимися своей будущей профессии. Однако результаты диагностики учащихся торгового колледжа показали, что многие учащиеся надеются в будущем хорошо заработать (24 % опрошенных), и поступило на свою специальность по совету близких, друзей (21 % опрошенных) или по причине низкого проходного балла (17 % опрошенных) (таблица 2.4). Конечно же, это отрицательно будет сказываться на успешности формирования у таких учащихся экономического сознания, особенно его научного уровня, а также в будущем может негативно влиять на их карьерный рост.

 

Таблица 2.4 – Отношение студентов к своей будущей профессии

 

Ориентация при выборе специальности на

% от общего

количества

опрошенных

студентов

престиж будущей профессии

9

возможность в будущем хорошо заработать

24

совет друзей, близких

21

низкий проходной балл

17

большой интерес в области управления

6

востребованность профессии

9

хороший декан

7

возможность получить качественные знания

3

другое (просто название понравилось специальности)

4


 

Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

Таким образом, проведенное анкетирование позволило заключить, что у большинства учащихся групп 300  и 301 третьего Минского торгового колледжа Белкоопсоюза обыденное экономическое сознание сформировано на среднем уровне, а его теоретический уровень фактически не сформирован, т.е. имеет очень низкий уровень. Сделанные выводы также подтвердили ответы учащихся на вопрос о том, как они сами оценивают уровень сформированности у них обыденного и теоретического экономического сознания (рисунок 2.5). Около 55 % опрошенных считают, что у них сформирован средний уровень обыденного экономического сознания, и при этом  низкий уровень теоретического экономического сознания отметили около 65 % респондентов. На высокий уровень   сформированности   у   них   и   обыденного,   и теоретического экономического сознания указали соответственно 13 % и 6 % опрошенных учащихся.

В конце констатирующей части педагогического эксперимента проводилось исследование взаимосвязи категорий «экономическое сознание» и «маркетинг» на основе ответов респондентов на следующие два вопроса.

 

 

 

Рисунок 2.5 – Уровни сформированности экономического сознания у учащихся, выявленные в результате проведения констатирующей части педагогического эксперимента, в % от опрошенных учащихся.

Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

Во-первых, изучалось, в какой степени учащиеся интересуются положением дел в экономике страны. Из таблицы 2.5 видно, что большинство опрошенных (35%) имеют или средний интерес к положениям дел в экономике Республики Беларусь, или даже интерес ниже среднего (32% опрошенных).

 

 

Таблица 2.5 – Результаты опроса о степени заинтересованности учащихся положением дел в экономике страны

 

Вариант ответа

Интерес отсутствует

 

(0)

Очень низкий интерес

(1)

 

 

 

(2)

Средний интерес

 

(3)

 

 

 

(4)

Очень высокий интерес (5)

% от общего  количества опрошенных учащихся

3

16

32

35

12

2


Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

Во-вторых, анализировалась значимость для учащихся предмета «Маркетинг» в приобретении новых знаний, формировании экономического сознания и получении в будущем престижной работы. Большинство респондентов (48 %) выбрало 3 балла из 5 возможных, т.е. учащиеся считают, что данная дисциплина в средней степени может способствовать формированию у них экономического сознания. Детальная статистика ответов представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Значимость для учащихся предмета «Маркетинг» в формирования экономического сознания

 

Вариант ответа

Совсем не поможет

 

(0)

В малой степени поможет (1)

 

 

 

(2)

В средней степени поможет (3)

 

 

 

(4)

Очень сильно поможет

(5)

% от общего количества опрошенных  студентов

2

8

14

48

22

6


Примечание – Источник: собственная разработка автора.

 

Таким образом, оказалось, что на начальном этапе изучения предмета «Маркетинг» учащиеся не ожидают каких-либо позитивных изменений в уровне своего экономического сознания и слабо интересуются положением дел в экономике нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование экономических и нравственных качеств, образующихся и необходимых в процессе экономической деятельности и ее успешного внедрения; общественной активности, предприимчивости; бережливого, честного отношения к общественному достоянию, обновлению технологических процессов и оборудования.

Успех экономического просвещения учащихся во многом зависит от умения пользоваться разнообразными формами этой работы. Поскольку работа по экономическому просвещению ещё не стала важной стороной воспитательной деятельности преподавателей, приходится искать различные формы и метода её. Формы экономического воспитания в системе внеклассной работы могут быть различными: ученические научные общества, общественно-полезный труд, читательские конференции, диспуты, ученические конференции, беседы, тематические стенды, вечера вопросов и ответов, экскурсии и походы, стенгазеты.

Вопросы экономического воспитания учащихся как части процесса всестороннего воспитания не могут решаться без целенаправленного планирования и чёткого руководства.

С поступлением в учебное заведение учащийся включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от преподавателя. В этот период преподаватель становится для учащегося фигурой, определяющей его психическое состояние не только в колледже, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье.

Таким образом, планирование и организация управления воспитательной работы с учётом особенностей их возраста, специфики, содержания и структуры вне учебной деятельности учащихся является важным условием повышения эффективности экономического воспитания учащихся.

Но, также, огромное значение в экономическом образовании и воспитании учащихся имеет учебный процесс. Целенаправленное использование возможности учебных предметов в экономическом воспитании и образовании требует дальнейшего совершенствования форм и разнообразных методов преподавания. К сожалению, всё ещё недостаточно используются учебные дисциплины в экономическом образовании и воспитании учащихся.

Информация о работе Формирование экономического сознания учащихся колледжа