Формирование экономического сознания учащихся колледжа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время наблюдается тенденция развития экономической культуры общества. Важным вопросом экономической психологии и педагогики как одной из самых перспективных современных научных дисциплин является структура и особенности экономического сознания субъектов социального пространства. Помимо изучения экономического сознания с точки зрения психологии, важным моментом является процесс формирования экономического сознания с точки зрения педагогики.

Оглавление

Введение …..3
1 Формирование экономического сознания учащихся как педагогическая проблема…………………………………………………………………………4
1.1 Содержание и структура экономического сознания будущего специалиста………………………………………………………………………4
2 Состояние экономического сознания учащихся современного колледжа...15
Заключение …. . 23
Список использованных источников ….26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ итог распечатать.docx

— 81.77 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Спецфакультет психолого-педагогической переподготовки

преподавателей экономических дисциплин

Специальность: Профессиональное обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Формирование экономического сознания учащихся колледжа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушатель

гр. ПВП -24                                                                           О. В. Тиванова

 

 

Руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …..3

1  Формирование экономического сознания  учащихся как педагогическая  проблема…………………………………………………………………………4

1.1 Содержание и структура экономического  сознания будущего специалиста………………………………………………………………………4

2 Состояние  экономического сознания учащихся  современного колледжа...15

Заключение …. . 23

Список использованных источников ….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время наблюдается тенденция развития экономической культуры   общества.   Важным   вопросом   экономической   психологии и педагогики  как  одной  из  самых  перспективных  современных научных дисциплин является  структура  и  особенности  экономического сознания субъектов социального пространства.  Помимо  изучения экономического сознания с точки зрения психологии, важным моментом является процесс формирования экономического сознания с точки зрения педагогики. Ведь учащийся колледжа должен обладать не только экономическими знаниями, но и экономическим сознанием, что является на данный момент достаточно актуальным.

Более того, на современном этапе развития системы образования происходит    переосмысление ценностей. Анализ социологических исследований компетенций выпускников белорусских колледжей показывает, что сегодня на рынке труда по-настоящему конкурентоспособными являются   работники, которые   не   только   владеют   теоретическими и практическими знаниями профессии, но и сознание их находится в русле профессии: умеют работать в стрессовых ситуациях, самостоятельно выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, способны быстро адаптироваться и самостоятельно осваивать новые знания и навыки, обладают аналитическим, креативным мышлением.

Готовность к самообразованию формирует рациональная организация работы в процессе обучения в колледже. Являясь одним из видов учебной деятельности студентов, самостоятельная работа создает базу для непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Формирование экономического сознания  учащихся как педагогическая  проблема.

 

 

1.1 Содержание и структура экономического  сознания будущего специалиста.

 

 

Экономическое сознание исторично, поэтому его природу можно понять только на основе анализа его исторического развития. Специфика генезиса экономического сознания состоит в том, что оно формируется позже некоторых других видов сознания, а именно тогда, когда субъект включается во все стадии общественного воспроизводства, причем экономическое самосознание формируется прежде, чем экономическое сознание личности. Как отмечают А.В. Филиппов и СВ. Ковалёв, формирование экономического сознания начинается с формирования экономического самосознания. Согласно их определению, экономическое самосознание есть отношение к самому себе как к субъекту хозяйственной деятельности и экономических отношений; от этого отношения в первую очередь зависит направленность и уровень активности экономического поведения (а также переживания, вызванные этим отношением).

Если судить по результатам выполненных к настоящему времени исследований и содержанию опубликованных работ экономико-психолого-педагогического содержания, то можно заключить, что для понимания феномена экономического сознания важное значение имеют исследования экономического самоопределения, как индивидуального, так и группового. Экономическое самоопределение как процесс фактически реализуется через совершение   психологических   операций   и   действий   с феноменами экономического сознания и особенно самосознания. Именно последние конституируют процесс экономического самоопределения, содержательно наполняя его компонентами (или элементами) экономического сознания.

Экономическое сознание – одно из наиболее часто употребляемых понятий в современных исследованиях в области экономической психологии и социологии, экономической науки и менеджмента. Являясь по своей природе феноменом социально-психологическим, оно выполняет две важнейшие функции в жизнедеятельности личности. Во-первых, этот феномен отражает социально-экономические условия жизни, экономическую макро- и микросреду, а также отношение экономических субъектов к ним. Во-вторых, он выступает одним из психологических регуляторов экономического поведения человека в социальной среде.

Кроме того, экономическое сознание позволяет познать экономические реалии. Осуществлением данной функции является наличие совокупности экономических знаний, определяющей стратегию и тактику экономического поведения субъекта. Результатом формирования его отношения к объектам и субъектам экономической деятельности выступает ценностное ранжирование элементов экономической ситуации и определение направленности деловой активности. Реализацией функции регулирования экономического поведения является формирование мотивационно-потребностных механизмов; упорядочивание социально-экономических контактов; определенность в выборе конкретных форм и способов взаимодействия с другими субъектами экономической деятельности.

В контексте исследования целенаправленного формирования экономического сознания у детей и молодежи Л.С. Борисова и соавторы отмечают, что экономическое сознание выполняет также развивающую или воспитательную функцию. Воспитательная функция направлена на формирование целого ряда социально-психологических качеств (предприимчивость, деловитость, соревновательность, рисковость и т.д.) и системы ценностей и идеалов личности, соответствующих как требованиям объективных экономических законов, так и менталитету (нормам и ценностям) конкретных социальных групп или общества в целом.

Существуют различные интерпетации и теоретические подходы к определению понятия «экономическое сознание». В зарубежной психологии для обозначения близких явлений чаще всего используют термины «экономические установки», «экономическое мышление», «экономические преставления» и «экономическое поведение» (А. Смит, Дж. Катона, М. Вебер.Дюркгейм, П. Сорокин, В. Парето, и др.).

В отечественной (российской и белорусской) социологии и психологии вклад в научное осмысление экономического сознания, раскрытие сущности внесли ЛЛ Абалкин, АЛ. Журавлев, АК. Уледов, Ж.Т. Тошенко, Бойко и др., которыми экономическое мышление, идеология и психология триваются как одна из основных форм отражения объективно существующих экономических отношений и как результат социализации человека. Значительный интерес для исследования экономического сознания представляют работы Т.И. Заславской и Р.В. Рыбкиной, в которых обосновывается категория «экономическая культура», Л.С. Борисовой о формировании экономического сознания молодежи, А.В. Филиппова и С.В. Ковалева о взаимосвязи экономического сознания и самосознания.

В философии и социологии экономическое сознание определяется как способ отражения объективных экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. В работах по психологии оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, мнений, взглядов как отдельных представителей, так и социальных общностей в целом, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям в экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени. В рамках социальной и экономической психологии экономическое сознание предлагается   рассматривать  как  частную  форму  индивидуального или группового    сознания,    заключающуюся    в    разных    формах знания индивидуального или группового субъекта о различных экономических объектах и его отношении к этому знанию.

Таким образом, аналитический обзор позволяет заключить, что экономическое сознание – это системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком.

Кроме перечисленных выше, можно назвать еще некоторые важные работы. В частности, исследования отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности (Е.Н. Сиващенко), отношения менеджеров и предпринимателей к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (А.Б. Купрейченко), субъективной семантики экономических понятий (Т.В. Дробышева) и др.

Особый интерес представляет также проведенный А.В. Барановой, В.А. Хащенко, А.Л. Журавлевым и Т.В. Дробышевой теоретический и эмпирический анализ социальных представлений о богатом и бедном человеке как одном из базовых компонентов экономического сознания человека.

Наиболее важным и недостаточно разработанным вопросом является, безусловно, структура экономического сознания. Ее варианты, построенные по различным основаниям и предлагаемые различными авторами, определяются целями и задачами их конкретных исследований.

Так, в подходе О.С. Дейнека элементы экономического сознания выделяются на основе функциональной организации ее структуры, в которую входят следующие основные компоненты:

  1. ощущения и восприятие в экономической сфере;
  2. чувства и эмоции в экономической сфере;
  3. экономическое мышление, экономические представления;
  4. экономические нормы, экономические интересы, экономические мотивы. В силу того, что данные составляющие способствуют более полному раскрытию сущности экономического сознания, рассмотрим каждую из них более подробно.

Примерами изучения «экономической перцепции» могут быть исследования восприятия денег (монет, банкнот, ценных бумаг), сенсорно-перцептивные компоненты отношения к вещам, различным товарам и услугам, неосознаваемые перцептивные установки, которые играют огромную роль в психологии потребления.

В классификации эмоций и чувств, по Б.И. Додонову, можно выделить экономические эмоции, а именно; акизитивные (окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок и т. д.), тесно связанные со сферами потребления и накопления; а также эмоции пракснческие (удовлетворение от результатов и процесса труда), гностические, глорические (желание признания и почета) и пугнические (желание преодолеть опасность, испытать азарт, риск), окрашивающие сферу деятельности; альтруистические или эгоистические, связанные со сферами обмена и распределения.

Экономические представления — это представления о том, как функционирует экономика. Комплексно организованная система представлений, являющаяся субъективным отражением объективной экономической реальности, создает так называемый экономический образ.

Экономическим мышлением называется способность человека как социального субъекта или социальной группы отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с требованиями экономических законов, с реальностью и на основе этого строить свою экономическую деятельность. Главные критерии, определяющие экономическое мышление, - рациональность, умение адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, способность к калькуляции затрат и выгод.

Экономическое мышление есть форма выражения экономического сознания. Эти явления связаны с принципиально разными уровнями познания: экономическое сознание - с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление - с включенностью   людей   в   социально-экономическую   практику. Такой методический подход позволяет рассматривать экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации. Традиционно же, экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. В ряде определений экономического мышления подчеркивается, что оно является не просто познанием экономических законов и категорий, но и руководством в деятельности.

Экономические мотивы представляют собой особую категорию мотивов. Обычно выделяют один чисто экономический мотив - мотив жадности или мотив экономии. Но в группу экономических правомерно включать все мотивы, имеющие   экономическую   направленность,   а   именно   относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам. С учетом стадий воспроизводства целесообразно классифицировать мотивы на мотивы трудовой деятельности, мотивы потребления и накопления, мотивы инвестирования. Особый интерес представляют также такие этико-экономические мотивационные феномены, как зависть,   альтруизм,   эгоизм.   Они   должны   помогать   в объяснении экономического поведения как сравнительно автономной и целостной сферы поведения.

Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность через призму властно-волевых отношений лица к частной стороне ценности, которой обладают экономические блага, то экономический интерес - это «форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности». Экономический интерес определяет направление, по которому реализуется мотив.

Информация о работе Формирование экономического сознания учащихся колледжа