Формирование экономического сознания учащихся колледжа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время наблюдается тенденция развития экономической культуры общества. Важным вопросом экономической психологии и педагогики как одной из самых перспективных современных научных дисциплин является структура и особенности экономического сознания субъектов социального пространства. Помимо изучения экономического сознания с точки зрения психологии, важным моментом является процесс формирования экономического сознания с точки зрения педагогики.

Оглавление

Введение …..3
1 Формирование экономического сознания учащихся как педагогическая проблема…………………………………………………………………………4
1.1 Содержание и структура экономического сознания будущего специалиста………………………………………………………………………4
2 Состояние экономического сознания учащихся современного колледжа...15
Заключение …. . 23
Список использованных источников ….26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ итог распечатать.docx

— 81.77 Кб (Скачать)

Экономические   нормы   не   выделялись  до   недавнего   времени в самостоятельный   вид   социальных   норм.   Однако   в   этом возникла необходимость, так как механизм использования этих норм в регуляции экономического поведения может в зависимости от их содержания и личностного к ним отношения иметь как стимулирующее, так и тормозящее воздействие. Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением.

Экономические мотивы, нормы, интересы и ценности выполняют побудительную и регулятивную функцию экономического поведения.

Экономическое поведение – это поведение, вызванное экономическими стимулами, или внешняя сторона экономической деятельности. Оно начинается тогда, когда субъект оказывается перед конкретной хозяйственной задачей и заключается в решении задачи, т.е. в достижении цели. Экономическое поведение связано с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы и нормы, социальные стереотипы.

Другой вариант структуры экономического сознания был предложен А.В. Филлиповым и С.В. Ковалёвым, которые выделяют в ней шесть подструктур:

  1. конструкты,  обобщенно  отражающие   экономический порядок, экономическое устройство, существующие как отношения между человеком и обществом;
  2. конструкты, объясняющие воспринимаемый субъектом экономический порядок в самом общем виде;
  3. конструкты идеальных экономических отношений - «экономическая Мечта»;
  4. конструкты долговременной ориентации, обеспечивающие поведение в конкретных повторяющихся ситуациях и регулирующие повседневные отношения;
  5. конструкты достижения целей экономической деятельности как самоценности;
  6. конструкты экономических измерений, которые лучше всего могут быть представлены при анализе экономического мышления.

Исследователи Института психологии Российской академии наук (АЛ. Журавлев, НА. Журавлева, А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков, В.А. Хащенко, и др.) под "единицами" анализа (и соответственно, составляющими элементами) экономического сознания личности понимают типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания.

Анализ результатов их исследований показал, что в качестве феноменов, составляющих устойчивые компоненты экономического сознания личности, выступают:

  • представление человека о себе как об экономическом субъекте (субъективный экономический статус, экономическая самоидентификация, экономические притязания, представление о возможностях повышения доходов, экономическое Я личности, самооценка деловой активности и т.п.);
  • представление о богатстве и бедности (субъективное экономическое

благополучие, субъективная шкала доходов и т.п.);

  • отношение к богатым и бедным людям;
  • отношение  к  деньгам  (ценностный   аспект  значимости денег, представления личности о роли, функциях денег в жизни, потребность в деньгах, предпочитаемые действия с деньгами и т.п.);
  •   отношение личности к собственности (представления об атрибутивных признаках собственника, степень желания быть собственником и др.);
  • социальные установки и формы хозяйствования (экономического поведения, способы достижения материального благополучия);

- отношение к партнерству и конкуренции, ориентации на экономические ценности и др.

Еще один, получивший широкое распространение, подход к структуре экономического сознания основывается на положении о том, что личность как субъект   деятельности  организует процесс формирования и развития собственного экономического сознания в соответствии с собственными целями, ценностями, идеалами, принципами, способностями, возможностями и т.д. Соответственно, в структуре экономического сознания можно выделить субъект-объектную, субъект-субъектную и субъект-интернальную системы отношений.

Первая система включает, прежде всего, взаимодействие субъекта с социально-экономической средой. Субъект избирательно реагирует на экономические явления, происходящие в окружающей среде, приспосабливается к ним или изменяет характеристики этой среды. Изменяющаяся среда воздействует на личность, ограничивая или расширяя ее возможности, и оказывает влияние на уровень удовлетворенности субъекта условиями, содержанием и результатами экономической деятельности, происходящей в данной среде.

Субъект-субъектная система включает в себя отношения субъекта с другими людьми. Включенность человека в многообразные социальные и экономические отношения обусловливает необходимость определения субъектом собственной позиции в этих отношениях. Такое определение зависит от факторов обеспечивающих наличие некоторого «поля» позиционных альтернатив. Придерживаясь этой позиции, мы рассматриваем повседневные отношения как взаимодействие субъекта с другими субъектами, которое обеспечивает их взаимосвязи в деятельности.

Субъект-интернальнаясистема отношений включает в себя осмысление субъектом своего потенциала, своих возможностей и ограничений, регуляцию им своей экономической активности, а также оценки самого себя как субъекта этой активности. Согласно Б.Г. Ананьеву, потенциал включает в себя трудоспособность субъекта трудовой деятельности, работоспособность, специальные способности, различные виды активности, в частности в форме ценностных ориентации, мотивов и сформированный в процессе деятельности практический опыт.

Некоторые авторы отмечают, что структура экономического сознания включает такие компоненты, как теоретический и обыденный уровни, отвечающие разным степеням осмысления экономической жизни, способам и видам её отражения.

Экономическое сознание на обыденном уровне включает в себя повседневные, эмпирические знания об экономических явлениях и представляет собой функцию непосредственной практической деятельности людей. Обыденное экономическое сознание складывается на основе жизненного опыта, приобретенных в процессе обучения экономических знаний и сформированных социальных установок личности. Наиболее оптимальный вариант формирования и функционирования экономического обыденного сознания заключается в гармоничном взаимодействии эмоциональной и рациональной (или когнитивной) его составляющих, в котором рациональная сторона есть результат познания экономической деятельности, основанный на логическом мышлении и объективных знаниях.

Основной базой формирования теоретического уровня экономического сознания является система знаний, основанная на познании и понимании экономических законов, принципов и общественной практике. Теоретическое сознание в своих научных выводах обобщает и осмысливает совершившиеся события, имевшие место факты в развитии экономических отношений и процессов. Теоретическое или научное экономическое материализуется в практике, отвечая на её потребности.

Эти  уровни  экономического   сознания   тесно взаимосвязаны, взаимодействие создает многообразие экономических воззрений и ориентации. Важные  критерии, позволяющие   оценивать   состояние экономического сознания, - это гибкость, способность отражать в нем современные реалии.

Так, исследуя динамику ценностных ориентации личности в изменяющихся экономических условиях России 1990-х годов, Н.А. Журавлева выявила, что наиболее динамичной была инструментальная ценность собственности. Кроме того, в период реформирования происходят преобразования во всем экономическом сознании людей. Они противоречивы: с постоянным ростом экономической грамотности часто сочетаются неадекватные варианты экономического поведения, спровоцированные инертностью, доверчивостью, ориентацией на быстрый и неподкрепленный усилиями успех, на риск без расчета; с важными сдвигами в мотивационно-волевом блоке в сторону активности сочетается избыточная автономность от нравственного сознания. Однако, несмотря на подобные издержки кризисного переходного периода, эволюционирующее экономическое сознание приобретает и новые позитивные качества, в частности предприимчивость. Для того, чтобы у людей достаточно быстрыми темпами формировалось экономическое сознание, соответствующее новым условиям хозяйствования, они должны многое уметь познавать самостоятельно, правильно    организовывать    свое    свободное время, ориентироваться в огромном массиве информации, который им предлагают СМИ, Internrtи другие источники.

Резюмируя выше изложенное, следует отметить, что, экономическое сознание является не суммой его компонентов, а целостной системой, которой присущи     многоуровневые связи компонентов, включающие и координационные, и субординационные, иерархически организованные.

 

Структуру экономического сознания, которая будет рассматриваться в процессе исследования учащихся  Минского торгового колледжа Белкоопсоюза, можно представить схематично (рисунок 1.1).

Экономическое сознание:

1. Отношение к богатству

2. Отношение к собственности

3. Отношение к деньгам

4. Отношение к собственным доходам

5. Отношение к профессии


 

Рисунок 1.1 - Структура экономического сознания учащихся колледжа Примечание - Источник: собственная разработка автора.

Таким образом, целенаправленное формирование экономического сознания личности происходит в процессах экономического воспитания и образования, причем немаловажную роль в этом играет самостоятельная работа студентов в вузе. Она способствует развитию экономического мышления, формированию нравственных и деловых качеств, востребованных в профессиональной деятельности, становлению экономического сознания, являющегося частью мировоззрения человека.

 

 

 

 

2 Состояние экономического сознания учащихся современного колледжа

 

 

Выпускники колледжей должны иметь широкопрофильную подготовку, обладать знаниями и умениями, соответствующими мировому уровню образования, мировым стандартам. Это значит, он должен иметь высокий уровень общего образования, широкую общетехническую, психологическую, экономическую и правовую подготовку, быть профессионально компетентным, обладать высоким профессиональным мастерством, способностью самостоятельно планировать свою деятельность, особенно с использованием современной вычислительной (информационной) техники; умением самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности; умением работать в условиях коллективных форм организации груда, обладать мобильностью, коммуникабельностью.

Современный этап развития профессионального образования связан с необходимостью решения проблемы повышения интеллектуального уровня, познавательного и творческого потенциала участников образовательного процесса. Эта задача ставится и как конечный результат образования, и как средство усиления эффективности учебного процесса.

Для выявления уровня сформированности экономического сознания у учащихся «Минского торгового колледжаБелкоопсоза» был проведен педагогический эксперимент среди учащихся двух групп (300 и 301) третьего курса специальности «Коммерческая деятельность» специализации «Информационное обеспечение бизнеса». Программа констатирующей   части   осуществляемого   педагогического эксперимента представлена ниже.

Цель - выявить уровень сформированности экономического сознания у учащихся колледжа.

Категория и количество участников: студенты 3 курса группы 300 (24 человек) и группы 301 (22 человека) Минского торгового колледжа Белкоопсоюза; возраст: 19-20 лет. Временные рамки проведения эксперимента: с 02.04.2011 г. по 23.04.2011 г. Условия проведения эксперимента: на занятиях по дисциплине «Маркетинг».

Критерии и показатели исследуемого явления:

- выявление значения понятия «экономическое сознание» для студентов;

  • определение отношения учащихся к богатству, собственности, деньгам, доходам, к профессии экономиста;
  • исследование взаимосвязи категорий «экономическое сознание» и «маркетинг».

Шкала уровня сформированности исследуемого явления: низкий, средний, высокий.

Система методов диагностики: недописанный тезис, анкета, беседа.

Рассмотрим более подробно используемую систему методов диагностики, а также критерии и показатели оценки уровня сформированности экономического сознания у учащихся.

В    начале    констатирующей    части    экспериментальной работы реализовывался метод недописанного тезиса, позволивший выявить общий взгляд на суть проблемы. Учащемуся предлагался заготовленный заранее листок со следующими тезисами, которые необходимо было дописать:

1. Богатство и власть, на мой взгляд, определяются ...

2. Роль  сознания  экономиста  в его  будущей профессиональной деятельности заключается в ...

3. Экономическое сознание формируется ...

На ответ отводилось ограниченное количество времени – до одной минуты на каждый вопрос. Результаты исследования представления представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Результаты реализации метода «недописанный тезис»

 

Тезис 1

% от общей числен-ности  опрошен-ных

Тезис 2

% от общей числен-ности  опрошен-ных

Тезис 3

% от общей числен-ности  опрошен-ных

деньгами

48

умении применить теоретические знания на практике

62

в процессе обучения в колледже

78

знаниями

20

способности мыслить экономичес-кими категориями

30

через СМИ, Internet и т.п.

12

хорошей должностью

10

с рождения

8

связями с государствен-ными органами

8

знанииэкономичес-кими законов и принципов

8

во время экономии-ческого кризиса

2

доступом к информации

8

когда ты – сын (дочь) богатых родителей

4

       

выигрышем в лотерею

2

       

Информация о работе Формирование экономического сознания учащихся колледжа