Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 00:24, курсовая работа
В последнее время наблюдается тенденция развития экономической культуры общества. Важным вопросом экономической психологии и педагогики как одной из самых перспективных современных научных дисциплин является структура и особенности экономического сознания субъектов социального пространства. Помимо изучения экономического сознания с точки зрения психологии, важным моментом является процесс формирования экономического сознания с точки зрения педагогики.
Введение …..3
1 Формирование экономического сознания учащихся как педагогическая проблема…………………………………………………………………………4
1.1 Содержание и структура экономического сознания будущего специалиста………………………………………………………………………4
2 Состояние экономического сознания учащихся современного колледжа...15
Заключение …. . 23
Список использованных источников ….26
Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм. Однако в этом возникла необходимость, так как механизм использования этих норм в регуляции экономического поведения может в зависимости от их содержания и личностного к ним отношения иметь как стимулирующее, так и тормозящее воздействие. Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением.
Экономические мотивы, нормы, интересы и ценности выполняют побудительную и регулятивную функцию экономического поведения.
Экономическое поведение – это поведение, вызванное экономическими стимулами, или внешняя сторона экономической деятельности. Оно начинается тогда, когда субъект оказывается перед конкретной хозяйственной задачей и заключается в решении задачи, т.е. в достижении цели. Экономическое поведение связано с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.
Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы и нормы, социальные стереотипы.
Другой вариант структуры экономического сознания был предложен А.В. Филлиповым и С.В. Ковалёвым, которые выделяют в ней шесть подструктур:
Исследователи Института психологии Российской академии наук (АЛ. Журавлев, НА. Журавлева, А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков, В.А. Хащенко, и др.) под "единицами" анализа (и соответственно, составляющими элементами) экономического сознания личности понимают типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания.
Анализ результатов их исследований показал, что в качестве феноменов, составляющих устойчивые компоненты экономического сознания личности, выступают:
благополучие, субъективная шкала доходов и т.п.);
- отношение к партнерству и конкуренции, ориентации на экономические ценности и др.
Еще один, получивший широкое распространение, подход к структуре экономического сознания основывается на положении о том, что личность как субъект деятельности организует процесс формирования и развития собственного экономического сознания в соответствии с собственными целями, ценностями, идеалами, принципами, способностями, возможностями и т.д. Соответственно, в структуре экономического сознания можно выделить субъект-объектную, субъект-субъектную и субъект-интернальную системы отношений.
Первая система включает, прежде всего, взаимодействие субъекта с социально-экономической средой. Субъект избирательно реагирует на экономические явления, происходящие в окружающей среде, приспосабливается к ним или изменяет характеристики этой среды. Изменяющаяся среда воздействует на личность, ограничивая или расширяя ее возможности, и оказывает влияние на уровень удовлетворенности субъекта условиями, содержанием и результатами экономической деятельности, происходящей в данной среде.
Субъект-субъектная система включает в себя отношения субъекта с другими людьми. Включенность человека в многообразные социальные и экономические отношения обусловливает необходимость определения субъектом собственной позиции в этих отношениях. Такое определение зависит от факторов обеспечивающих наличие некоторого «поля» позиционных альтернатив. Придерживаясь этой позиции, мы рассматриваем повседневные отношения как взаимодействие субъекта с другими субъектами, которое обеспечивает их взаимосвязи в деятельности.
Субъект-интернальнаясистема отношений включает в себя осмысление субъектом своего потенциала, своих возможностей и ограничений, регуляцию им своей экономической активности, а также оценки самого себя как субъекта этой активности. Согласно Б.Г. Ананьеву, потенциал включает в себя трудоспособность субъекта трудовой деятельности, работоспособность, специальные способности, различные виды активности, в частности в форме ценностных ориентации, мотивов и сформированный в процессе деятельности практический опыт.
Некоторые авторы отмечают, что структура экономического сознания включает такие компоненты, как теоретический и обыденный уровни, отвечающие разным степеням осмысления экономической жизни, способам и видам её отражения.
Экономическое сознание на обыденном уровне включает в себя повседневные, эмпирические знания об экономических явлениях и представляет собой функцию непосредственной практической деятельности людей. Обыденное экономическое сознание складывается на основе жизненного опыта, приобретенных в процессе обучения экономических знаний и сформированных социальных установок личности. Наиболее оптимальный вариант формирования и функционирования экономического обыденного сознания заключается в гармоничном взаимодействии эмоциональной и рациональной (или когнитивной) его составляющих, в котором рациональная сторона есть результат познания экономической деятельности, основанный на логическом мышлении и объективных знаниях.
Основной базой формирования теоретического уровня экономического сознания является система знаний, основанная на познании и понимании экономических законов, принципов и общественной практике. Теоретическое сознание в своих научных выводах обобщает и осмысливает совершившиеся события, имевшие место факты в развитии экономических отношений и процессов. Теоретическое или научное экономическое материализуется в практике, отвечая на её потребности.
Эти уровни экономического сознания тесно взаимосвязаны, взаимодействие создает многообразие экономических воззрений и ориентации. Важные критерии, позволяющие оценивать состояние экономического сознания, - это гибкость, способность отражать в нем современные реалии.
Так, исследуя динамику ценностных ориентации личности в изменяющихся экономических условиях России 1990-х годов, Н.А. Журавлева выявила, что наиболее динамичной была инструментальная ценность собственности. Кроме того, в период реформирования происходят преобразования во всем экономическом сознании людей. Они противоречивы: с постоянным ростом экономической грамотности часто сочетаются неадекватные варианты экономического поведения, спровоцированные инертностью, доверчивостью, ориентацией на быстрый и неподкрепленный усилиями успех, на риск без расчета; с важными сдвигами в мотивационно-волевом блоке в сторону активности сочетается избыточная автономность от нравственного сознания. Однако, несмотря на подобные издержки кризисного переходного периода, эволюционирующее экономическое сознание приобретает и новые позитивные качества, в частности предприимчивость. Для того, чтобы у людей достаточно быстрыми темпами формировалось экономическое сознание, соответствующее новым условиям хозяйствования, они должны многое уметь познавать самостоятельно, правильно организовывать свое свободное время, ориентироваться в огромном массиве информации, который им предлагают СМИ, Internrtи другие источники.
Резюмируя выше изложенное, следует отметить, что, экономическое сознание является не суммой его компонентов, а целостной системой, которой присущи многоуровневые связи компонентов, включающие и координационные, и субординационные, иерархически организованные.
Структуру экономического сознания, которая будет рассматриваться в процессе исследования учащихся Минского торгового колледжа Белкоопсоюза, можно представить схематично (рисунок 1.1).
Экономическое сознание: |
1. Отношение к богатству |
2. Отношение к собственности |
3. Отношение к деньгам |
4. Отношение к собственным доходам |
5. Отношение к профессии |
Рисунок 1.1 - Структура экономического сознания учащихся колледжа Примечание - Источник: собственная разработка автора.
Таким образом, целенаправленное формирование экономического сознания личности происходит в процессах экономического воспитания и образования, причем немаловажную роль в этом играет самостоятельная работа студентов в вузе. Она способствует развитию экономического мышления, формированию нравственных и деловых качеств, востребованных в профессиональной деятельности, становлению экономического сознания, являющегося частью мировоззрения человека.
2 Состояние экономического сознания учащихся современного колледжа
Выпускники колледжей должны иметь широкопрофильную подготовку, обладать знаниями и умениями, соответствующими мировому уровню образования, мировым стандартам. Это значит, он должен иметь высокий уровень общего образования, широкую общетехническую, психологическую, экономическую и правовую подготовку, быть профессионально компетентным, обладать высоким профессиональным мастерством, способностью самостоятельно планировать свою деятельность, особенно с использованием современной вычислительной (информационной) техники; умением самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности; умением работать в условиях коллективных форм организации груда, обладать мобильностью, коммуникабельностью.
Современный этап развития профессионального образования связан с необходимостью решения проблемы повышения интеллектуального уровня, познавательного и творческого потенциала участников образовательного процесса. Эта задача ставится и как конечный результат образования, и как средство усиления эффективности учебного процесса.
Для выявления уровня сформированности экономического сознания у учащихся «Минского торгового колледжаБелкоопсоза» был проведен педагогический эксперимент среди учащихся двух групп (300 и 301) третьего курса специальности «Коммерческая деятельность» специализации «Информационное обеспечение бизнеса». Программа констатирующей части осуществляемого педагогического эксперимента представлена ниже.
Цель - выявить уровень сформированности экономического сознания у учащихся колледжа.
Категория и количество участников: студенты 3 курса группы 300 (24 человек) и группы 301 (22 человека) Минского торгового колледжа Белкоопсоюза; возраст: 19-20 лет. Временные рамки проведения эксперимента: с 02.04.2011 г. по 23.04.2011 г. Условия проведения эксперимента: на занятиях по дисциплине «Маркетинг».
Критерии и показатели исследуемого явления:
- выявление значения понятия «экономическое сознание» для студентов;
Шкала уровня сформированности исследуемого явления: низкий, средний, высокий.
Система методов диагностики: недописанный тезис, анкета, беседа.
Рассмотрим более подробно используемую систему методов диагностики, а также критерии и показатели оценки уровня сформированности экономического сознания у учащихся.
В начале констатирующей части экспериментальной работы реализовывался метод недописанного тезиса, позволивший выявить общий взгляд на суть проблемы. Учащемуся предлагался заготовленный заранее листок со следующими тезисами, которые необходимо было дописать:
1. Богатство и власть, на мой взгляд, определяются ...
2. Роль сознания экономиста в его будущей профессиональной деятельности заключается в ...
3. Экономическое сознание формируется ...
На ответ отводилось ограниченное количество времени – до одной минуты на каждый вопрос. Результаты исследования представления представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Результаты реализации метода «недописанный тезис»
Тезис 1 |
% от общей числен-ности опрошен-ных |
Тезис 2 |
% от общей числен-ности опрошен-ных |
Тезис 3 |
% от общей числен-ности опрошен-ных |
деньгами |
48 |
умении применить теоретические знания на практике |
62 |
в процессе обучения в колледже |
78 |
знаниями |
20 |
способности мыслить экономичес-кими категориями |
30 |
через СМИ, Internet и т.п. |
12 |
хорошей должностью |
10 |
с рождения |
8 | ||
связями с государствен-ными органами |
8 |
знанииэкономичес-кими законов и принципов |
8 |
во время экономии-ческого кризиса |
2 |
доступом к информации |
8 | ||||
когда ты – сын (дочь) богатых родителей |
4 |
||||
выигрышем в лотерею |
2 |
Информация о работе Формирование экономического сознания учащихся колледжа