Феномен сиротства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Каждый ребенок является равноправным участником общественной жизни. Он имеет право на родительскую любовь, социальную защиту и счастливое детство. Беспокойство о детях, обеспечении их благосостояния и безопасности - одно из наиболее важных заданий общества, которое заботится о своем будущем, поскольку дети являются гарантом самосохранения нации и ее дальнейшего развития. Обязанность государства - создать эффективные условия функционирования системы защиты детских прав и предоставить для этого необходимы социальные и правовые гарантии, возлагая их на институт семьи, соответствующие государственные структуры и социальные заведения. Если же ребенок по определенным причинам, теряет родителей, то его содержание и воспитание возлагается на государство. В этом случае он получает статус ребенка-сироты или ребенка, который лишен родительской заботы. Механизм защиты детства сформирован еще в советское время, потому имеет много схожих черт в странах постсоветского пространства, в первую очередь, в Российской Федерации. Проблемам детского сиротства и исследованиям социальных последствий лишения детей родительской заботы посвящены труды многих русских ученых, среди которых работы С. А. Воскобойниковой, Н. Ф. Мищенко, А. М. Нечаевой, Е. М. Рыбинского, В. С. Яковенко. Основательные теоретические исследования причин распространения сиротства в

Оглавление

ВСТУПЛЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1.1. Сиротство – особенности современной ситуации 5
1.2. Социальная опека и забота над детьми-сиротами в 19-20 веках 13
РАЗДЕЛ 2. СИРОТСТВО КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА 20
2.1. Сиротство в Российской Федерации: факторы, структура, динамика развития 20
2.2. Социальное сиротство в контексте объективистского и субъективистского подходов 23
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 27
3.1. Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и её совершенствование в современных условиях 27
3.2. Патронатное воспитание – приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 35
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 333.98 Кб (Скачать)
  1. Личностно-психологическая  сторона,  связанная  с  развитием эмоциональных,  интеллектуальных  и  личностных  качеств  ребенка,  для обеспечения,  которой  необходимо  персонифицированное,  уникальное, развивающее взаимодействие с постоянными близкими взрослыми.
  2. Собственно  социально-культурная  сторона,  связанная  с  ролью замещающей  семьи  и  родственников, как  носителей  социального  опыта, его  образцов  и  нормативов,  исполнителей  определенных  социальных функций,  обеспечивающих  вхождение  нового  члена  в  сеть  социальных взаимосвязей  –  пример  и  поддержку  в  повседневной  жизни,  круг общения, предоставление определенной „социальной ниши”. 

Опыт работы педагогов  в детских домах позволяет  говорить о том, что сегодня на первый план выходит проблемы не материальные, а социальные и  психологические.  Дети,  живущие  в  детских  домах,  будут  копировать  ту модель в  своей будущей жизни, какую они  видят каждодневно – контакты, основанные на подчиненности, жесткая  вертикаль зависимости от старших, доминирование  авторитарной  системы.  Служба  сопровождения воспитанников  детских  домов  предусматривает  реализацию  конкретных мер  по  их  подготовке  к  будущей  самостоятельной  жизни,  интеграции  в общество сверстников и в  замещающей семье.        Успех  решения  проблемы  жизнеустройства  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей  определяется  уровнем подготовки, умениями и личными качествами социального педагога, который способен оценить педагогический  потенциал замещающей  семьи,  может оказать педагогическую помощь приемным родителям. Знания  основ семейной  педагогики  призваны  формировать концепцию будущей профессиональной деятельности школьного социального педагога, социального педагога детского дома.

 

ВЫВОДЫ

 

Современная образовательная  и воспитательная система государственных  форм устройства детей-сирот не всегда эффективна с точки зрения их адаптации  к самостоятельной жизни. Причинами  этого являются устаревшие  методы  воспитания,  институциональные  особенности  жизнеустройства  детей,  иждивенческий характер  восприятия  социальной  действительности  сиротами.  Это  приводит  к  девиантному  поведению, асоциальным  формам  самоутверждения  и  влечет  за  собой  социальную  дезадаптацию  воспитанников интернатных учреждений в силу отсутствия у них необходимых образцов поведения, ценностей, жизненных навыков.      В настоящее время актуальным является социологический анализ проблем социальной адаптации детей-сирот, как в научно-теоретическом, так и в практическом плане. Речь идет о развитии социологического знания  состояния  и  особенностей  социальной адаптации  детей  данной  группы,  выработке  практических рекомендаций  для  совершенствования  условий  жизнедеятельности  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без попечения родителей.  Социальная  адаптация  детей-сирот  –  это  успешное  усвоение  ими  социальных  ролей  в  системе общественных отношений. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором человек находится. Отсутствие привычных для обычного ребенка контактов (семья, родственники, соседи и т.д.) может привести к тому, что у ребенка формируется ложное представление о своей социальной роли, что в дальнейшем может привести к его социальной дезадаптации.            Для того чтобы процесс социальной адаптации ребенка-сироты проходил  успешно,  он  должен  увидеть,  как  осуществляются  нормальные  межличностные  отношения  в различных сферах: в семье, в быту, в коллективе. Имея такой опыт, ребенок с большей вероятностью будет справляться с возникающими трудностями, так как многое из того, что ребенок видит и запоминает в детстве, он в будущем проецирует на собственную жизнь. Это и определяет важность воспитания детей-сирот в семье.      Задача государства состоит в том, чтобы вырастить из таких детей полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию. Необходимость выполнения такой задачи стимулирует государственные образовательные органы к поиску таких форм устройства детей-сирот, которые могут обеспечить им развитие и воспитание, наиболее приближенное к семейным условиям.            В настоящее время формируются новые социальные институты, направленные на профилактику сиротства,  минимизацию  его  негативных  проявлений  во  всех  сферах  общественной  жизни,  создание системы поддержки  детей,  оставшихся  вне  семьи.       Процесс  социальной  адаптации  наиболее  интенсивен  в  детстве,  когда  формируется  социальное поведение,  поэтому  для  того,  чтобы  социальная  адаптация  детей-сирот  была  успешной,  она  должна осуществляться  в  тесном  взаимодействии  воспитательной  и  образовательной  работы  приемной  семьи  и сопровождающих  специалистов,  чтобы  ребенок  смог  полноценно  развиваться,  овладеть  в  будущем профессиональными навыками,  раскрыть  свой потенциал и  полноценно  включиться  в жизнедеятельность современного общества.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Зверева  О. О.  Семейная  педагогика  и  домашнее  воспитание: учеб.  пособие  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений  /  О. О. Зверева, А. Н. Ганичева.  –  М.:  Издательский  центр „Академия”,  2000.  –  219  с.
  2. Кобелева В. Г., Реутов С. И. Причины социального сиротства / Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 1995. С. 16–22.
  3. Комаров В. Некоторые особенности подготовки педагогических кадров для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / ALMA MATER. Вестник высшей школы. № 1. 2005. С. 20–31.
  4. Лангмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 134 с.
  5. Лиханов А. Дети без родителей. М.: Просвещение, 1987. 271 с.
  6. Морозов В. В. Каким должен быть  детский дом сегодня?  /  В. В. Морозов //  Социальная  педагогика.  – 2010. – №4. – С. 15 – 21.
  7. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. н. н. Посысоева. М.: изд-во ВладОС-ПРеСС, 2004. 328 с.
  8. Ошанин М. О призрении покинутых детей / Ошанин М. - Ярославль, 1912. - 283 с
  9. Петрова Е.  Семейное  воспитание  в  условиях  учреждения государственной  поддержки  детства  /  Е. Петрова  //  Социальная педагогика. – 2010. – № 2. – С. 20 – 26.
  10. Реан А. А., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное сиротство в современной России. М., 2002. 94 с.
  11. Седельников М. В. Решение проблемы социального сиротства средствами образования // http://kraspubl.ru/ content/view/43/1/
  12. Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. СПб.: Речь, 2003. с. 24.
  13. Яковенко В. С. Ребенок-сирота: развитие, воспитание, усыновление: монография / Яковенко В. С. - Кировоград, 1997. - 172 с.
  14. Интернет-ресурс: http://ic.diplomatt.ru/index.php? DoclD=418& tema=2072.
  15. Интернет-ресурс: http://www.usynovite.ru/experience/ efficiency/.

 

 

 

 

1 Реан А. А., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное сиротство в современной России. М., 2002. 94 с. , с.6

2 Реан А. А., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное сиротство в современной России. М., 2002. 94 с. , с.5.

3 Кобелева В. Г., Реутов С. И. Причины социального сиротства / Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 1995. С. 16–22. , с.18.

4 Кобелева В. Г., Реутов С. И. Причины социального сиротства / Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 1995. С. 16–22. , с.16

5 Реан А. А., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное сиротство в современной России. М., 2002. 94 с. , с. 18

6 Комаров В. Некоторые особенности подготовки педагогических кадров для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / ALMA MATER. Вестник высшей школы. № 1. 2005. С. 20–31., с.23.

7 Яковенко В. С. Ребенок-сирота: развитие, воспитание, усыновление: монография / Яковенко В. С. - Кировоград, 1997. - 172 с., с.8

8 Ошанин М. О призрении покинутых детей / Ошанин М. - Ярославль, 1912. - 283 с., с.126.

9 Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России: аналитический доклад / под ред. А.А. Реан. М., 2002. с. 34

10 Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. СПб.: Речь, 2003. с. 24.

11 Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России: аналитический доклад / под ред. А.А. Реан. М., 2002. с. 36.

12 Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. СПб.: Речь, 2003. с. 7.

 


Информация о работе Феномен сиротства в современной России