Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:19, курсовая работа
Каждый ребенок является равноправным участником общественной жизни. Он имеет право на родительскую любовь, социальную защиту и счастливое детство. Беспокойство о детях, обеспечении их благосостояния и безопасности - одно из наиболее важных заданий общества, которое заботится о своем будущем, поскольку дети являются гарантом самосохранения нации и ее дальнейшего развития. Обязанность государства - создать эффективные условия функционирования системы защиты детских прав и предоставить для этого необходимы социальные и правовые гарантии, возлагая их на институт семьи, соответствующие государственные структуры и социальные заведения. Если же ребенок по определенным причинам, теряет родителей, то его содержание и воспитание возлагается на государство. В этом случае он получает статус ребенка-сироты или ребенка, который лишен родительской заботы. Механизм защиты детства сформирован еще в советское время, потому имеет много схожих черт в странах постсоветского пространства, в первую очередь, в Российской Федерации. Проблемам детского сиротства и исследованиям социальных последствий лишения детей родительской заботы посвящены труды многих русских ученых, среди которых работы С. А. Воскобойниковой, Н. Ф. Мищенко, А. М. Нечаевой, Е. М. Рыбинского, В. С. Яковенко. Основательные теоретические исследования причин распространения сиротства в
ВСТУПЛЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1.1. Сиротство – особенности современной ситуации 5
1.2. Социальная опека и забота над детьми-сиротами в 19-20 веках 13
РАЗДЕЛ 2. СИРОТСТВО КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА 20
2.1. Сиротство в Российской Федерации: факторы, структура, динамика развития 20
2.2. Социальное сиротство в контексте объективистского и субъективистского подходов 23
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 27
3.1. Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и её совершенствование в современных условиях 27
3.2. Патронатное воспитание – приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 35
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1.1. Сиротство – особенности современной ситуации 5
1.2. Социальная
опека и забота над детьми-
РАЗДЕЛ 2. СИРОТСТВО КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА 20
2.1. Сиротство
в Российской Федерации:
2.2. Социальное
сиротство в контексте
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 27
3.1. Система
общественной поддержки детей,
оставшихся без попечения
3.2. Патронатное
воспитание – приоритетная
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Каждый ребенок является равноправным участником общественной жизни. Он имеет право на родительскую любовь, социальную защиту и счастливое детство. Беспокойство о детях, обеспечении их благосостояния и безопасности - одно из наиболее важных заданий общества, которое заботится о своем будущем, поскольку дети являются гарантом самосохранения нации и ее дальнейшего развития. Обязанность государства - создать эффективные условия функционирования системы защиты детских прав и предоставить для этого необходимы социальные и правовые гарантии, возлагая их на институт семьи, соответствующие государственные структуры и социальные заведения. Если же ребенок по определенным причинам, теряет родителей, то его содержание и воспитание возлагается на государство. В этом случае он получает статус ребенка-сироты или ребенка, который лишен родительской заботы. Механизм защиты детства сформирован еще в советское время, потому имеет много схожих черт в странах постсоветского пространства, в первую очередь, в Российской Федерации. Проблемам детского сиротства и исследованиям социальных последствий лишения детей родительской заботы посвящены труды многих русских ученых, среди которых работы С. А. Воскобойниковой, Н. Ф. Мищенко, А. М. Нечаевой, Е. М. Рыбинского, В. С. Яковенко. Основательные теоретические исследования причин распространения сиротства в Российской Федерации принадлежат В. К. Зарецкой, М. О. Дубровской, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогоровой, которые указывают на неадекватность существующих подходов и форм работы с детьми-сиротами. Анализ проблем и последствий социального сиротства и важности работы с семьей, которая очутилась в сложных жизненных обстоятельствах, проводятся русскими учеными в течение длительного времени (И. Ф. Дементьева, А. А. Лиханова, Л. Я. Олиференко, Е. М. Рыбинского, Т. И. Шульги и тому подобное). Ученые признают, что очень сложно определить лишь одну, отдельную причину, которая вызывает попадание ребенка в интернатное заведение. В большинстве случаев они определяют целый комплекс негативных факторов, которые делают невозможным дальнейшее проживание ребенка в семье или угрожают его жизни или здоровью. Среди основных негативных факторов исследователи определяют жестокое обращение с детьми, пренебрежение их потребностями, безработица родителей, сложное материальное положение и тому подобное. Также современным специфическим признаком сиротства в Российской Федерации, является абсолютное доминирование социального сиротства. То есть у большинства детей, которые признаны социальными сиротами, есть родители, о которых хорошо известно органам власти. Они лишены родительских прав из-за определенной зависимости (например, злоупотребление алкоголем, наркотиками) и, как правило, принадлежат к малообеспеченным семьям. Можно выделить основные экономические и социальные факторы, которые повлекли распространение социального сиротства: материальные трудности семей, которые воспитывают детей; ухудшение функционирования государственных учреждений, призванных заниматься воспитанием и учебой детей; ухудшение условий содержания детей в государственных заведениях; рост количества кризисных семей; алкоголизация, наркоманизация населения; ослабление моральной ответственности родителей за воспитание детей. В последние годы в Российской Федерации отдают преимущество вводу семейных форм воспитания, но реализация этого принципа находится еще на начальном этапе. Соответственно, большинство детей, которые остались без родительской заботы, попадают на воспитание к институционным заведениям. На сегодня существует потребность в определении проблемы сиротства, что и определяет актуальность избранной темы исследования. Соответственно целью нашего исследования стало определение особенностей современного положения сиротства в Российской Федерации. В соответствии с целью были поставлены такие задачи:
1. Проанализировать категории детей, которые требуют социальной защиты государства.
2. Выявить особенности современного положения сиротства в Российской Федерации.
3. Разработать пути улучшения институционной защиты над детьми уязвимых категорий в Российской Федерации.
Объектом исследования определена современная система социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Предмет исследования: социальное положение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в Российской Федерации.
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка человек считается ребенком до достижения восемнадцатилетнего возраста. На основании этого критерия в настоящее время в мире насчитывается около двух миллиардов детей из более чем шести миллиардов человек – населения нашей планеты. К 1995 г. число детей, лишившихся одного или обоих родителей, достигло более 30 миллионов. Существуют прогнозы, по которым к 2010 г. данный показатель превысит 41 миллион. Под сиротством подразумеваются две категории детей, находящихся в одинаковом положении, – они воспитываются и растут без родителей. Соотношение количества сирот и «социальных сирот» изменялось в ходе развития истории общества в соответствии с политическими и социальными изменениями. Огромное влияние на распространение сиротства оказывают войны и социальные потрясения, в первую очередь за счет роста смертности населения и увеличения числа нетрудоспособного населения. Кроме этого, кризисные явления в обществе вынуждают людей менять место своего жительства, что может привести к разлуке родителей с детьми, их потере. В подобных условиях развивается финансовая нестабильность, в результате которой семьи оказываются у черты и за чертой бедности. Бедность – один из наиболее влиятельных факторов распространения явления сиротства. Бедность как явление характеризуется как нехваткой денег, так и недоеданием, голодом, болезнями членов семьи, неграмотностью и незащищенностью. Бедность проявляется как в виде массовой нищеты в развивающихся странах, так и в виде отдельных микрорегионов нищеты в развитых странах. Точные статистические данные о том, сколько детей в мире воспитывается в детских учреждениях, отсутствуют, однако предположительно более 10 миллионов. Статистика неуклонно подтверждает лишь один факт – число таких детей неуклонно растет. На сегодняшний день в официальных документах, в соответствии с Федеральным законом РФ, используется понятия: «дети-сироты», и «дети, оставшиеся без попечения родителей», которые включают следующие категории детей1:
Рис. 1.1.1 Основные источники сиротства
Рис. 1.1.2 Семья как фактор риска
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности, потому что воспитание в семье как носит целенаправленный характер, так и реализуется как механизм социального
научения. «Главным фактором, формирующим личность, является социальная среда. Ее воздействие может способствовать развитию личности, будучи благоприятным, или наоборот, затормозить его. Социальная среда, как правило, характеризуется в первую очередь семьей, родителями, ближайшими родственниками»4. С одной стороны, ребенок приобретает социальный опыт, ценностные ориентиры как непосредственно через взаимодействие с родителями и окружающими членами семьи, так и через наблюдение особенностей взаимодействия членов семьи между собой и через непосредственное наблюдение за научением других. Именно эти три пути социализации в равной степени реализуются в семье. Факторы риска семьи непосредственно связаны с ее деформацией – структурной и психологической. Структурная деформация семьи связана с нарушением ее структурной целостности. В отличие от структурной, психологическая деформация семьи выражается в нарушении системы межличностных отношений в ней, а также в принятии реализации семьей системы негативных ценностей, асоциальных установок и т. д. «Отсутствие родительского тепла и любви, особенно с раннего возраста, приводит зачастую к различного рода деформациям в морально-нравственном развитии человека. Эмоциональная холодность, эмоциональная черствость, неспособность к эмпатии, эгоцентричность и эгоизм, несформированность базовых представлений о добре и зле порой выливается в крайних формах деструктивного поведения. Особенно если речь идет о детях, длительное время проживающих на улице. Доминирование материальных ценностей и культ силы формируют жизненную позицию таких детей»5.
Нарушения в личностной сфере детей-сирот проявляются в проблемном поведении (рис. 1.1.3). Данные статистики: из 15 тыс. выпускников интернатных учреждений России в течение года на скамье подсудимых оказываются 5 тыс., не имеют постоянного места жительства – 3 тыс, кончают жизнь самоубийством – 1,5 тыс. человек.
Рис. 1.1.3 Основные факторы распространения психической патологии среди детей-сирот
Рис. 4. Классификация проблемного поведения детей-сирот
Многими исследователями проблемы воспитания сирот отмечается эффективность советской системы воспитания, имевшей в своей основе идеологию, т. е. целостную сис-тему ценностей, взглядов, убеждений и норм, соответствующих единой идее. Отсутствие в наше время единой системы воспитания с единым вектором развития и единой целью осложняет выбор путей воспитательного воздействия. Необходимо отметить, что «становление субъектности личности непосредственно связано с ее духовным ростом. Духовность человека отражает его нравственную позицию, отношение к высшим социальным и культурным ценностям, идеалам общества. Именно в отношении личности к явлениям мировой культуры получает свое истинное выражение и проявляется духовность»6. Таким образом, очевидно, что базисной основой позитивного формирования образа жизни должно стать духовно-нравственное воспитание как единственно возможный способ создания новых ориентиров для развития личности.
Начиная с самых давних времен развития человечества, как и в настоящее время, имели место обстоятельства, при которых дети оставались без родителей. Уже 15-16 веках осуществлялась деятельность, к которой принадлежала помощь и надзор за сиротами. Воспитание сирот в те времена осуществлялось по религиозному, моральному призванию, рассматривалось как благословенное дело.
В 1682 г., когда появился царский Указ, в котором из числа нищих выделялась отдельная категория-безродные (нищенские) дети. В этом документе впервые решался вопрос об открытии для них специальных домов для обучения их грамоте и ремеслу. Именно этот документ завершал эпоху, когда зарождалась идея государственного "убежища". Государство того времени предоставляло возможность как церковным учреждениям, так и частным лицам брать воспитанниками безнадзорных детей и пользоваться их бесплатным трудом. Такая система устраивания детей-сирот существовала еще долго, почти до конца XVIIІ века.
Значительные изменения состоялись во время царствования Петра І. Его реформаторская деятельность включала нововведение и в сфере опеки над детьми-сиротами. Церковная и благотворительная забота постепенно подменяется государственными заведениями, которые с самого начала их создания назывались домами для подкидышей или для позорно рожденных детей. Одновременно Петр І пытался вести борьбу с нищетой как с явлением, которое порождает рост количества беспризорных детей.
Новую окраску забота над детьми-сиротами приобретает при Екатерине ІІ. Под воздействием западноевропейских просветительских идей Екатерина ІІ не только создает детские дома для детей-сирот, но и приказывает устраивать их в семье. Виденье ею соответствующей формы семейной заботы над детьми-сиротами существенно отличается от понимания этой же формы предшественниками. Кроме того, новацией было и то, что при Екатерине ІІ незаконнорожденные подкидыши не закрепощались, а закреплялись до исполнения совершеннолетия за ведомством приказов общественных учреждений, а впоследствии становились свободными, даже учитывалось мнение сироты во время устройства ее на работу и решения ее дальнейшей судьбы. Таким образом, была осуществлена существенная и действенная попытка упорядочения государственно-правовой защиты детей, которые остались без родительской заботы.
Жизни детей, которые находились в сиротских воспитательных домах, было слишком тяжелым. Эти дома были тесными и насчитывали иногда свыше 1000 детей. Огромное скопление малышей в условиях, когда медицина еще не владела средствами борьбы с инфекционными заболеваниями, когда санитарно-гигиенические условия и коммунальные удобства, в современном понимании, только зарождались, приводило к значительной детской смертности: в 1764 г. умерло 424 из 542 детей, которые поступили, иногда умирало 80-87 дети из каждых ста7. Но такая ситуация не волновала "Ведомство заведений императрицы Марии Федоровны", занимающееся детскими убежищами, поскольку понимало, что со смертью обездоленных детей уменьшалось количество людей, которые могли стать в оппозицию самодержавию.