Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:19, курсовая работа
Каждый ребенок является равноправным участником общественной жизни. Он имеет право на родительскую любовь, социальную защиту и счастливое детство. Беспокойство о детях, обеспечении их благосостояния и безопасности - одно из наиболее важных заданий общества, которое заботится о своем будущем, поскольку дети являются гарантом самосохранения нации и ее дальнейшего развития. Обязанность государства - создать эффективные условия функционирования системы защиты детских прав и предоставить для этого необходимы социальные и правовые гарантии, возлагая их на институт семьи, соответствующие государственные структуры и социальные заведения. Если же ребенок по определенным причинам, теряет родителей, то его содержание и воспитание возлагается на государство. В этом случае он получает статус ребенка-сироты или ребенка, который лишен родительской заботы. Механизм защиты детства сформирован еще в советское время, потому имеет много схожих черт в странах постсоветского пространства, в первую очередь, в Российской Федерации. Проблемам детского сиротства и исследованиям социальных последствий лишения детей родительской заботы посвящены труды многих русских ученых, среди которых работы С. А. Воскобойниковой, Н. Ф. Мищенко, А. М. Нечаевой, Е. М. Рыбинского, В. С. Яковенко. Основательные теоретические исследования причин распространения сиротства в
ВСТУПЛЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1.1. Сиротство – особенности современной ситуации 5
1.2. Социальная опека и забота над детьми-сиротами в 19-20 веках 13
РАЗДЕЛ 2. СИРОТСТВО КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА 20
2.1. Сиротство в Российской Федерации: факторы, структура, динамика развития 20
2.2. Социальное сиротство в контексте объективистского и субъективистского подходов 23
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 27
3.1. Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и её совершенствование в современных условиях 27
3.2. Патронатное воспитание – приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 35
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
В виду того, что самостоятельного решения проблема сиротства не имеет, а также в виду её многогранности и сложности требуются немалые и разнонаправленные усилия общественных институтов: законодательных, управленческих, образовательных, здравоохранения и социальной защиты населения, а также – усилия значительного числа профессиональных работников, занятых в этих общественных сферах. Общественная поддержка детей данной категории имеет комплексный характер и затрагивает фундаментальные основы жизнедеятельности человека. Поэтому её осуществление требует чёткой правовой определённости. Основополагающими правовыми документами для выстраивания государственной политики в области социального сиротства являются Международная конвенция ООН о правах ребёнка, к которой наша страна присоединилась в 1989 г., конституция Российской Федерации. Так в ст. 20, разд. 1 конвенции говорится: «Ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». В России к настоящему времени стала складываться определённая система помощи таким детям, которая действует на основе принятых законодательных документов. 18 августа 1994 г. указом Президента РФ № 1696 была утверждена федеральная программа «Дети России» в качестве президентской программы. Одной из подпрограмм была «Дети-сироты». В дальнейшем в состав программы «Дети России» указом Президента от 18 сентября 1996 г. № 1367 были включены федеральные целевые программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Социальное обслуживание семьи и детей на 1997-1998 г.г.». Вопросы о правах детей в семье и родительских обязанностях и правах в отношении детей наиболее подробно регулируются Семейным кодексом РФ – Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222 – ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесёнными федеральными законами от 15 ноября 1997 г. № 140 – ФЗ, от 27 июня 1998 г. № 94 – ФЗ, от 2 января 2000 г. № 32 – ФЗ, от 28 декабря 2004 г. № 185 – ФЗ, от 29 декабря 2006 г. № 258 – ФЗ, от 24 апреля 2008 г. № 49 – ФЗ). Семейный кодекс даёт подробный перечень оснований утраты родительского попечения, определяет ответственность местных органов самоуправления за организацию и последующий контроль над осуществлением опеки и попечительства, определяет основные формы устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важнейшими действующими законами, определяющими меры общественной поддержки детей, лишённых попечения, также являются:
Выбор формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей,
относится к исключительной компетенции
органов опеки и
Усыновление – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства, для родителей – это высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие. Данный вид устройства позволяет ребёнку чувствовать себя полноправным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста. При усыновлении ребёнку можно присвоить фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребёнка, поэтому к кандидатам предъявляются жёсткие требования. После оформления ребёнка в семью государство не оказывает никакой дополнительной помощи таким семьям.
Опека и попечительство –
способы восполнения
Приёмная семья – форма
воспитания ребёнка (детей) в семье
на дому у «приёмного родителя» - воспитателя.
Обычно в приёмную семью передают
детей, которых невозможно передать
на усыновление или опеку, в
связи с отсутствием
Детские дома семейного типа – организуются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей и с учётом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновлённых. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновлённых, не должно превышать 12 человек. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи.
Детские посёлки – семейные
группы, которые создаются на
материнском принципе. От обычной
семьи этот тип отличается тем, что
физически личность отца здесь отсутствует.
Мужская составляющая в воспитательном
процессе должна замещаться
другими путями, большей частью не
полностью. Воспитательными факторами
являются: присутствие матери
как постоянного воспитателя
и создателя эмоциональной
Детский городок – находится на границе между замещающей семейной заботой и заботой в детском учреждении. По своей организации он близок к детскому посёлку, по воспитательной атмосфере похож скорее на так называемые квартирные детские дома. Городок образует несколько (до 20) павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты и т. п. Воспитателями здесь являются всегда супруги, по крайней мере, один из которых должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о 10-14 детях, мальчиках и девочках от 3 лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских посёлков. За детей здесь отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» совместно – приготовление пищи, стирку белья, ведение домашнего хозяйства. Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона.
Детские дома квартирного
типа – форма замещающей помощи,
ещё больше приближающаяся к
учреждениям стационарного
Патронатное воспитание. В настоящее время это наиболее интенсивно развивающаяся форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне отсутствует законодательная база по патронатному устройству, но в рамках своих полномочий ряд регионов (23 субъекта РФ) принял областные законы о патронатной семье. Принципиальным отличием этой формы устройства в семью является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов ребёнка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением) и патронатным воспитателем. Патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребёнка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы (уполномоченной службы органа опеки и попечительства), передавшей ребёнка в семью. Мера ответственности каждой стороны за защиту определённых интересов ребёнка устанавливается в договоре о патронатном воспитании. Объём полномочий патронатного воспитателя в соответствии со статьями 26, 28, 37 гражданского кодекса РФ закрепляется в договоре о патронатном воспитании. В законах ряда субъектов РФ установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
Эти вопросы остаются в
компетенции уполномоченной организации.
Патронатный воспитатель
К комплексу таких мер можно отнести:
Один из самых актуальных
и широко обсуждаемых вопросов
сегодня – форма жизнеустройства
детей-сирот и, детей, оставшихся
без попечения родителей. Специалисты
в области социальной педагогики
разделились на тех, кто поддерживает
развитие только семейных форм
устройства детей-сирот, и считают,
что детские дома необходимо
закрыть или перепрофилировать
в службы сопровождения замещающих
семей. Сторонники другой теории считают,
что ни в коем случае нельзя допустить
развала самой проверенной годами
системы интернатного воспитания.
Активный поиск вариативных
подходов к устройству детей-сирот
позволяет в большей степени
учитывать интересы, нужды и
желания детей, возникает понимание
необходимости глубоких реформ
интернатной системы, приближения
её к условиям жизни в
семье или к условиям совместного
бытия детей и взрослых с устойчивыми
связями и отношениями, сложившимися
нормами и ценностями. Сравнительно
новым институтом устройства и социальной
защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, является приемная
семья. В нашей стране институт приёмной
семьи впервые закреплен Семейным кодексом
РФ в 1995 г. Приемная семья
содержит в себе черты и
усыновления, и опеки, и детского
учреждения. Основы отношений
в приемной семье регулируются
Семейным кодексом РФ и Положением о приемной
семье, утвержденными Правительством
РФ. В последнее время в России по аналогам
мирового опыта появилась альтернативная
интернатным учреждениям форма
призрения и реабилитации детей,
лишённых родительского попечения
– патронатное воспитание. Это
некий синтез фостеровской модели
(Англия) и опекунской системы
(США). В современных условиях
этот путь социально-педагогической
реабилитации ребенка-сироты получил
широкое признание в виде
модели замещающей семейной
заботы. Ребенка из детского дома забирает
на воспитание семья, но не навсегда, а
на время, определенное в договоре. По
желанию ребенка договор может быть
расторгнут. Тогда он снова
возвращается в детский дом,
где он находится до тех пор, пока ему
не подберут новую семью. Патронатный
воспитатель отвечает за жизнь и здоровье
ребенка в период проживания ребенка
в его семье. Детский дом
осуществляет функции опекуна:
оформляет родителя-воспитателя
на работу, выплачивает ему ежемесячное
пособие на ребенка и следит
за соблюдением сторонами своих
обязанностей. Понимая, что ребенок
находится в семье временно,
приемные родители-воспитатели
должны уметь подготовить себя,
своих детей и воспитанника к расставанию,
которое неизбежно. На протяжении жизни
в патронатной семье они
помогают поддерживать контакт
с его семьей и способствовать
подготовке ребенка к возвращению
в родную семью, либо к жизни
в семье, где он будет
усыновлен, либо к взрослой жизни.
Однако и эта модель не
спасает ребенка от всех
тех проблем, с которыми он сталкивается.
Факты свидетельствуют, что и в этой сфере
у нас далеко еще не все благополучно.
Федерального закона о патронатной семье
до сих пор нет. Многие
кандидаты, беря детей из
детского дома, рассчитывают решить
тем самым собственные проблемы,
такие как личная неустроенность,
одиночество, материальная выгода,
последствия неудач и трагедий. А дети
в таких ситуациях становятся лишь средством
для решения этих проблем. Несмотря
на законодательные гарантии
государства по соблюдению прав
детей, лишённых родительского
попечения, процесс их трудоустройства
во многом тормозят проблемы,
с которыми они сталкиваются
на этапах роста и взросления.
Особое место в процессе подготовки
специалиста по социальной педагогике
занимает изучение условий функционирования
детских домов и учреждений
интернатного типа. В России работает
272 дома ребенка, в которых воспитываются
более 20 тыс. детей. Дети старше 3 лет переводятся
в детские дома дошкольного и школьного
возраста – образовательные
учреждения, учреждения социального
обслуживания (детские дома-интернаты
для детей-инвалидов, с умственной
отсталостью и физическими недостатками,
социально-реабилитационные центры,
социальные приюты). Основой
деятельности подобных учреждений
являются профилактика и предупреждение
психолого-педагогических и медико-социальных
проблем, связанных со становлением
подрастающего человека. Чтобы
ребенок комфортно себя чувствовал
в детском доме, необходимы
специальные условия, которые определяют
его быт, его физическое здоровье,
характер его общения с окружающими
людьми, его личные успехи.
К сожалению, существующая сегодня
интернатная система – не лучшая среда
обитания для обездоленных детей. Но это
не основание для их расформирования.
Здесь живут и растут дети без попечения
родителей, без определённого
места жительства – те дети,
которых мы привычно называем „социальные
сироты”, число которых непрерывно растет.
Детские дома и интернаты
относятся к системе государственных
учреждений. Дети знают, что
их здесь накормят и оденут
– государство обязано. Для
этих детей государственное
учреждение вынужденно становится
единственным домом, защитой
от жестокостей внешнего мира.
Дети, попадающие в дома ребенка, в детские
дома и школы-интернаты, как правило,
имеют непростые показатели
в своем анамнезе. В системе
образования Российской Федерации создано
свыше 400 центров психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
детям и подросткам, где проблеме
социальной работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения
родителей, уделяется особое
внимание. Позитивные результаты
их деятельности стали возможны
благодаря созданию реабилитационно-