Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:19, курсовая работа
Каждый ребенок является равноправным участником общественной жизни. Он имеет право на родительскую любовь, социальную защиту и счастливое детство. Беспокойство о детях, обеспечении их благосостояния и безопасности - одно из наиболее важных заданий общества, которое заботится о своем будущем, поскольку дети являются гарантом самосохранения нации и ее дальнейшего развития. Обязанность государства - создать эффективные условия функционирования системы защиты детских прав и предоставить для этого необходимы социальные и правовые гарантии, возлагая их на институт семьи, соответствующие государственные структуры и социальные заведения. Если же ребенок по определенным причинам, теряет родителей, то его содержание и воспитание возлагается на государство. В этом случае он получает статус ребенка-сироты или ребенка, который лишен родительской заботы. Механизм защиты детства сформирован еще в советское время, потому имеет много схожих черт в странах постсоветского пространства, в первую очередь, в Российской Федерации. Проблемам детского сиротства и исследованиям социальных последствий лишения детей родительской заботы посвящены труды многих русских ученых, среди которых работы С. А. Воскобойниковой, Н. Ф. Мищенко, А. М. Нечаевой, Е. М. Рыбинского, В. С. Яковенко. Основательные теоретические исследования причин распространения сиротства в
ВСТУПЛЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1.1. Сиротство – особенности современной ситуации 5
1.2. Социальная опека и забота над детьми-сиротами в 19-20 веках 13
РАЗДЕЛ 2. СИРОТСТВО КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА 20
2.1. Сиротство в Российской Федерации: факторы, структура, динамика развития 20
2.2. Социальное сиротство в контексте объективистского и субъективистского подходов 23
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 27
3.1. Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и её совершенствование в современных условиях 27
3.2. Патронатное воспитание – приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 35
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
С 1797 года было установлено централизованное руководство в воспитательных домах и введен жесткий контроль по соблюдению правил содержания, присмотра и воспитания детей, предусматривалось предотвращение проникновения туда любых передовых идей и влияния, что могло навредить воспитанию покорных, богобоязненных детей - будущих лакеев помещиков и купцов.
С развитием крепостного права, заботу над детьми-сиротами государство стало переводить на организации, в ведении которых находились отдельные прослойки общества. Так, например, детей-сирот помещицких крестьян под расписку отдавали господам, а детей государственных крестьян передавали местному старосте, детей военных отправляли в роту кантонистов. Если неизвестно было, чей ребенок, его записывали к мещанскому состоянию.
Начало XX века обозначилось гуманным отношением к проблеме сиротства, которое первоочередно было связано с массовой бедностью населения. Поиски благоприятных путей охраны беспризорных и безнадзорных детей не были только целью. Как известно, на практике даже наилучшие идеи не могут быть воплощены, в первую очередь, из-за бедности. Предлагалось создать специальную небольшую структуру, которая ведала вопросами заботы и предоставления материальной помощи нищенским семьям. Было подсчитано, что содержание одного подброшенного малыша обходилось в десять раз дороже, чем предоставление матери своевременной помощи8.
Осиротила сотни тысяч детей Первая мировая война, что и обусловило повышение внимания и усиление роли государства в борьбе с беспризорностью. По инициативе земских и городских союзов был созван съезд общественных деятелей, в программе которого обсуждался вопрос создания проекта закона о защите детей, которые пострадали во время войны. Но, 1917 г. отметился активизацией разрушительных социальных процессов. В результате февральской революции в 1917 г. был создан новый орган административного управления - Министерство социальной помощи, к структуре которого принадлежал созданный отдел социальной помощи детям. Мероприятия Временного правительства по борьбе с беспризорностью остались на уровне бумажных проектов. Детские заведения приходили в упадок, воспитанники попадали на улицу.
С первых годов советской власти организационное становление системы охраны детства осуществлялось по двум направлениям:
Беспокойство о детях
сконцентрировалось в четырех народных
комиссариатах: образования, социального
обеспечения, здравоохранения и
труда, частично юстиции. Беспокойство
о беспризорных было положено на Народный
комиссариат социального
Появление массовой беспризорности поставило перед учеными задачу относительно определения сущности этого социального явления. В итоге выявились два подхода в понимании источников и сути беспризорности, а именно: психологический и социологический. Психологический подход заключался в характерных особенностях внутреннего мира личности и мотивации ее поведения. В начале 20-х годов распространенной была мысль, что беспризорный отождествляется с типом психопата.
С 1923 года эта позиция стала общеупотребительной.
Постепенно происходит переход к профилактике беспризорности и правонарушений среди несовершенолетних путем создания отделов социально - правовой защиты несовершеннолетних, внедрения системы опеки и патроната в более широком масштабе, создание детской социальной инспекции и другое.
Добытые достижения были во многом перечеркнуты голодомором 1932-1933 годов. Возникла новая волна бездомности, порожденной коллективизацией, голодомором, репрессиями. Следующей причиной, которая осиротила огромное количество детей, была Великая Отечественная война.
В обстоятельствах, когда государство в который раз оказалось бессильным в решении вопроса устройства беспризорных детей, оно, невзирая на провозглашенный приоритет коллективного государственного воспитания детей, опять делегирует функции по устройству и содержанию детей-сирот отдельными гражданами в виде правового института - патроната. Именно тогда патронат приобрел особенное значение.
Нормативно-правовая база функционирования правового института патроната и контроля над ним обеспечивала, на то время, достаточный уровень механизма его реализации. Отмеченная система контроля была действенной в условиях административно-командного и планового режима ведения хозяйства и в рамках коммунистической идеологии. Ребенок-сирота имел возможность расти в семейном окружении и приобретать необходимые для взрослой жизни навыки в более естественной для человека среде – в семье. К сожалению, государство видело институт опеки лишь как временную меру в виде общественной помощи, направленной на окончательное преодоление детской беспризорности. Приоритетной формой как таковой, наилучшим образом отвечавшей духу того времени, провозглашалось общественное воспитание. Сеть государственных интернатных заведений активно росла и на них выделялось из государственного бюджета мощное финансирование.
С принятием в 1968 г. Основ
законодательства Союза ССР и
союзных республик о браке
и семье был сделан следующий
шаг в осуществлении
В настоящее время должны констатировать, что отказ от патроната был преждевременным: действительно, массовая детская беспризорность ликвидирована, но сама проблема воспитания детей, которые остались без родительской заботы, не только не решена, а наоборот, становится все острее.
Исторический обзор опыта существования разных форм опеки над детьми-сиротами и детьми, которые по тем или другим причинам остались без родительской заботы, дает возможность сделать выводы для учитывания позитивных приобретений, упущений и просчетов как на современном этапе, так и в будущем. По нашему мнению, среди главных недостатков, присущих всему историческому промежутку времени опеки над такими детьми, являются:
нехватка полной законодательной базы и финансовых возможностей в деятельности государственных органов и учреждений, которые осуществляют заботу над детьми-сиротами и детьми, которые остались без родительской заботы;
Чрезвычайно важным и обнадеживающим является то, что, наконец, как на уровне общественного сознания, так и на уровне государственной политики осознана потребность реформирования государственной системы опеки и заботы над детьми-сиротами и детьми, которые лишены родительской заботы, относительно развития семейных форм содержания и воспитания таких детей и приведения действующего законодательства в соответствии с нормами Конвенции ООН о правах ребенка.
Статистика показывает, что Россия вышла на первое место по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения. В общей структуре сиротства в РФ социальное сиротство имеет больший удельный вес – 70–80 %. Рассмотрим факторы социального сиротства. Корни социального сиротства кроются в кризисных явлениях современной семьи, обусловленных рядом социально-экономических и нравственных процессов, происходящих в обществе. Кратко рассмотрим основные факторы изенения социального института семьи в РФ, детерминирующие социальное сиротство. Условно их можно разделить на три группы. К первой группе можно отнести факторы, связанные с кризисом современной семьи – рост числа разводов и количества неполных семей, изменение традиционной структуры семьи, снижение ценностного отношения к семье и брачным отношениям, изменение репродуктивного поведения несовершеннолетних и молодежи и др. В подтверждение приведем некоторые статистические данные: в РФ из четырех заключенных браков три распадается9, в России вне зарегистрированного брака рождается каждый четвертый ребенок (примерно 300 тыс. детей). Вторая группа факторов социального сиротства связана с ненадлежащим выполнением семейных функций вследствие снижения материального благосостояния огромного числа семей с детьми; алкоголизацией, наркотизацией и криминализацией родителей; прямым уклонением родителей от выполнения родительского долга вследствие асоциального образа их жизни; увеличением числа родителей, лишаемых родительских прав, и др. Согласно данным исследований ИСЭПН РАМ, половину населения России можно отнести к категории малоимущих граждан10. Безусловно, было бы опрометчивым рассматривать недостаточную материальную обеспеченность семей как прямой источник социального сиротства, однако исследования показывают, что в таких семьях хуже, чем в обеспеченных, удовлетворяются базовые потребности детей в приобре-тении предметов домашнего обихода, жилье, лечении и пище, чаще не осуществляется должный надзор за их обучением и времяпровождением и др. Основным «поставщиком» социальных сирот являются дисфункциональные семьи, или семьи с нарушенным функционированием в сфере воспитания и социализации детей, к числу которых относятся семьи с родителями-алкоголиками, родителями, ведущими асоциальный образ жизни, судимыми и т.д. Крайнюю степень безответственности проявляют родители, бросившие своих детей на произвол судьбы. Третья группа факторов социального сиротства связана с ухудшением психологического здоровья семьи, включающего: психическое здоровье ее членов, сходство семейных ценностей, фукционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность по-ведения, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношени-ях и др. Ухудшение психического здоровья населения России можно считать установленным фактом. А.А. Реан приводит ошеломляющие цифры эпидемиологических исследований, проведенных в последние годы НЦПЗ РАМН, он говорит, что примерно у 1/3 населения России (52,5 млн. человек) имеются психические расстройства различной степени – от самых тяжелых до минимально выраженных. Среди них 8,7 млн. чел. имеют тяжелые психические расстройства, но не наблюдаются в психиатрических учреждениях; около 30 млн. чел. – лица с психическими расстройствами с меньшей тяжестью, в связи с чем они не обращаются в психиатрические учреждения; порядка 10 млн. чел. – лица с посттравматическим стрессовым расстройством11. Таким образом, социальное сиротство можно рассматривать как результат совокупного действия патогенных факторов различного характера, связанных в первую очередь с неудовлетворительным функционированием института семьи. В России «отказными» ежегодно становятся около 1 % новорожденных, что составляет 12 % от общего числа сирот12. Анализ показывает устойчивую положительную динамику опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей в последние годы. Однако наблюдается общая тенденция к снижению усыновления (удочерения) детей-сирот как российскими, так и зарубежными гражданами. Педагогических и психологических исследований, посвященных изучению проблем воспитания и социализации детей в приемных семьях, немного, нет и достоверных научных данных о результатах воспитания. Известно лишь, что часть усыновленных детей возвращается в интернатные учреждения (это явление получило название «возвратного» или повторного сиротства), иногда называются цифры от 50–70 %, достоверность которых ни подтвердить, ни опровергнуть невозможно ввиду отсутствия точных данных. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Обострение проблемы социального
сиротства в современной России
в немалой степени обусловлено
аномизацией всего общества в
условиях быстрых социальных перемен.
В частности, массовость таких проявлений
аномального родительского