Федор Андреевич Pay

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:43, реферат

Краткое описание

едор Андреевич Pay родился в 1868 г. 26 марта в г. Ульме в Вюртемберге (Германия), в семье рабочего металлиста, служившего на медно-литейном заводе Виланда. Кроме него было еще четверо детей, но все они рано умерли, и Фридрих Вильгельм имя Ф.А.), бывший предпоследним ребенком, остался единственным в семье.

Файлы: 1 файл

Федор Андреевич Pay.docx

— 25.58 Кб (Скачать)

Федор Андреевич  Pay родился в 1868 г. 26 марта в г. Ульме в Вюртемберге (Германия), в семье рабочего металлиста, служившего на медно-литейном заводе Виланда. Кроме него было еще четверо детей, но все они рано умерли, и Фридрих Вильгельм имя Ф.А.), бывший предпоследним ребенком, остался единственным в семье.

 Родители Ф.A. Pay жили в тесной комнатке в башне водокачки. Ф.А., вспоминая эту комнату, говорит, что хотя она была очень тесна, но в ней всегда царили удивительный порядок и чистота, и, несмотря на небогатую обстановку, комната имела очень уютный вид.

 Отец Ф.А., уже  немолодой, но всегда бодрый  и аккуратный, сознательный рабочий,  был всеми любим и уважаем и имел большое значение в среде своих товарищей-рабочих. В воспоминаниях Ф.А. сохранилось, как отец брал его, тогда еще 6-ти летнего мальчика, на собрания к товарищам и там, поставив на столе, среди всеобщего внимания заставлял говорить стихи.

 Заработок отца  был очень небольшой, его не  хватало, и поэтому матери Ф.А.  приходилось постоянно работать  поденно прачкой, судомойкой или  сиделкой у больных и тем  немного зарабатывать и пополнять  более чем скромный бюджет этой трудовой семьи.

 Когда Ф.А. было 10 лет, он лишился отца, умершего  от воспаления легких. Средства  к существованию прекратились, кроме  тех, которые добывала мать  Ф.А. поденной работой, да небольшого  пособия из городского попечительства  о бедных. Нужда была до такой  степени велика, что они осенью  ходили в поле и подбирали  оставшийся после выпашки брошенным  картофель; пользовались остатками  еды из больниц, где мать  Ф.А. служила судомойкой, и это  поддерживало их существование.

 Несмотря на  все это, Фриц (Ф.А.) учился в  школе и показывал большие  успехи, так что учителя обратили на него особое внимание.

 С особенной  нежностью и уважением Ф.А.  всегда вспоминает свою мать. Несмотря на тяжелое материальное  положение и горе, в ней ничто  не могло убить интереса к  жизни. Особенно любила она  поэзию и по вечерам читала  сыну вслух Шиллера и других  немецких поэтов. Они вместе пели  некоторые из гимнов, и эти  вечера маленький Фриц особенно  любил. В Ф.А. рано проявилась  любовь к музыке и он всегда искал случая где-либо послушать ее. И до настоящих дней во всю жизнь Ф.А. остался любителем и глубоким знатоком музыки.

 Постепенно, благодаря  тому, что учителя школы, где  учился Ф.А., и Общество Попечения  о бедных обратили внимание  на успехи, оказываемые мальчиком  и на крайнюю нужду его с  матерью, стало несколько улучшаться  материальное положение Pay. Особенно один из учителей отличал Фрица, часто навещал и поддерживал своей заботой.

 Мать Фрица  мечтала о том, чтобы ее сын  вышел на учительскую дорогу. Когда ему исполнилось 14 лет,  он был принят в учительскую семинарию и мать Фрица с великой радостью и гордостью объявила это сыну и показала полученную бумагу.

 Но на другой  день Ф.А. ждало неожиданное  горе. Проснувшись утром, он увидел  свою мать мертвой. Непосильная  и долгая борьба с нуждой  подорвали силы, а сильное волнение  и радость ускорили конец, и  она скоропостижно скончалась  от паралича сердца, не успев даже проститься с сыном.

 Таким образом, 14 лет Ф.А. остался круглым сиротой  на свете. Но друзья его не  оставили. Учителя, О-во Попечения  о бедных, врачи и быв. хозяин его отца, Виланд, с сыном которого при жизни своего отца Ф.А. был дружен, приняли в нем большое участие и поддержали его.

 Случайно о  смерти матери Ф.А. узнал его  дальний родственник, довольно  состоятельный человек. Он жил  далеко, но принял опеку над  Фрицем, помогал ему деньгами  и посылал отеческие наставления  в письмах. Позднее, когда этому  родственнику пришлось свидеться  с Фрицем, он говорил: – «Когда  я увидел этого ребенка, его  чудные глубокие глаза, я решил,  что его нужно сделать человеком  и не пожалел о своем решении.  Я знал, что у этого мальчика будет широкая дорога»...

 Проявившаяся  в раннем детстве страсть к  музыке не покидала Фрица и  впоследствии. Когда один из знакомых  – Д-р Плецингер, заботившийся о нем, подарил Фрицу скрипку, это доставило последнему великую радость. Он стал брать уроки на скрипке вместе с сыном Плецингера и быстро опередил своего товарища несмотря на то, что ему иногда приходилось разучивать упражнения где-нибудь на мансарде, где зимой стыли руки от холода. Но любовь к музыке превозмогла все и Фриц оказывал большие успехи в игре на скрипке.

 В школьных  занятиях Фриц шел одним из  первых по всем знаниям и  любознательности и настойчивости,  с которой он учился. Но, слабый слишком злоупотреблял своими силами, углубляясь в работу и занятия по школе. Его интересовало и захватывало все. Между прочим, он сильно заинтересовался школой глухонемых, которая находилась на одном дворе с семинарией, и дети этой школы часто играли с учениками семинарии.

 Глубоко заинтересованный глухонемыми, Ф.A. Pay однажды попросил разрешения присутствовать на уроках, и когда ему это разрешили, он по временам ходил в классы и наблюдал, как учат в школе глухонемых.

 На последнем  курсе семинарии Pay дали возможность практиковаться, замещая иногда отсутствующих учителей. Когда же он окончил семинарию, он получил назначение в том же городе Нюртингене на место одного из учителей нормальной школы, призванного на военную службу.

 Таким образом, 19-ти летним юношей Ф.A. Pay сразу сделался учителем 90 чел. детей. Это было 40 лет тому назад – в апреле 1887 г. И с этого года началась педагогическая деятельность Ф.A. Pay, вначале – среди нормальных, слышащих детей.

 Интерес к глухонемым, однако, у Ф.А. не пропал. Его  тянуло к ним, и мысль сделаться  специалистом по обучению глухонемых  не покидала Ф.А. все время.  Он мечтал о том, чтобы попасть  в школу знаменитого учителя  глухонемых И. Фаттера во Франкфурте.

 В июле 1887 г.  Ф.A. Pay был переведен в местечко Ильсфельд, заместителем, в начальную школу.

 Здесь в конце  сентября 1887 года он получил приглашение  И. Фаттера поступить к нему в качестве учительского помощника. Это была для Ф.А. великая радость; недолго думая, он послал Фаттеру свое согласие, 1-го ноября 1887 г. приехал во Франкфурт Ф.А. и вступил в исполнение своих обязанностей. Почти полных 4 года он работал под руководством И. Фаттера. 

 Глубоко интересуясь  положением глухонемых, Ф.A. Pay решил посвятить себя работе в той стране, где меньше всего сделано для глухонемых. Статистические данные о количестве глухонемых в России толкнули его на мысль уехать туда из Германии. И так как в это время Меннонитское училище в г. Тиге, Таврической губ., опубликовало в немецком журнале Organ der deutschen Taubstummenanstalten, что нужен учитель, Ф.A. Pay решил взять это место, и в 1891 году выехал в Россию. В Тиге Ф.А. работал не более полугода в школе. Затем принял место в одной частной семье, где воспитывал маленького глухонемого ребенка.

 В 1896 году Ф.А.  уехал в Москву, где открыл  частную школу – пансион для  глухонемых, кроме того занимался  логопедией (исправлением дефектов  речи у слышащих) и состоял  Завед. отделом глухонемых в Политехническом музее.

 Около этого  времени Ф.А. встретился с Н.А. Она уже тогда вела работу по обучению и воспитанию дошкольников (слышащих). Ею в Москве были созданы ясли для детей работниц фабрик и заводов, и она всей душой отдавалась этому большому делу. Жизнь и время определили выбор и в 1896 г. Ф.А. женился. С этого времени началась его совместная с Н.А. работа, которая приняла определенный уклон в сторону научно-педагогической деятельности по обучению и воспитанию глухонемых. Они вместе стали мечтать о том, чтобы создать что-нибудь большое и полезное для глухонемых и оба вместе работали над проведением в жизнь этой идеи.

 В 1899 году Ф.А.  был назначен директором Арнольдо-Третьяковского Училища Глухонемых (теперь 1-й МИГ) и с этого года широко развернулась деятельность Ф.А.

 В 1900 году, им  совместно с Н.А., был открыт  первый в России Детский Сад  для глухонемых дошкольников. Были  реорганизованы мастерские Арнольдо-Третьяковского Уч-ща. В 1907 году он организовал сельско-хозяйств. колонию для глухонемых. В 1910 и 1917 гг. организовывал Съезды учителей глухонемых. В период 1913–15 гг. устроил курсы для матерей и воспитательниц глухонемых детей дошкольного возраста. В 1910 г. организовал Отделение для умственно-отсталых глухонемых в колонии Сокольникове; в 1906 г. разработал устав училища глухонемых в Перерве (дачн. местность под Москвой); в 1911 г. – Кабинет машинописи при Городской Управе. Принимал участие в организации училища глухонемых в г. Туле. В Крыму им в 1920/21 г. были организованы: дом глухонемого ребенка, дом умственно-отсталого ребенка, дом слепого ребенка, колония для морально-дефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи. Заведовал п/отд. дефективных при Крымнаркомпросе. В 1918 г. организовал специальные классы для оглохших при Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых и филиальное отделение в Даниловском монастыре. В 1919 г. по его инициативе была открыта школа тугоухих. В 1922 г. Ф.А. состоял в институте детской дефективности (основанном В.П. Кащенко) в качестве лектора по сурдопедагогике. Читал лекции по исправлению дефектов речи школьно-санитарным врачам Мосздравотдела и на курсах по дошкольному воспитанию НКП.

 С 1925 г. состоит  профессором по кафедре сурдопедагогики  и логопедии на дефектологическом  отделении 2-го МГУ. Кроме того  состоит председателем дефектологической  секции исследовательского института  научной педагогики, председателем  методической комиссии по сурдопедагогике  при СПОН Главсоцвоса и ответственным редактором журнала «Вопросы Дефектологии», издаваемого НКПросом. Вел курсы по переподготовке сурдопедагогов с ноября 1926 г. Работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном Доме Работников Просвещения с 1924 г. Ведет консультацию и работу со студентами по логопедии. 

 Не перечислить  всех громадных заслуг Ф.А.  в области научно-педагогической  деятельности и всех многочисленных  обязанностей, которые он исполняет,  служа науке и обществу Ф.А.  и в семейной жизни, как в  общественной работе, оставался  верным себе. Все эти годы и  в личной жизни Ф.А. и Н.А.  не было ни одного дня без  заботы о глухонемых и труда  для них. Всегда и все было  интересно и даже трудные минуты  и неудачи не убивали энергии,  а, наоборот, крепили мужество  и работоспособность и толкали  на большее. Сознание, что жизнь  отдается полезно, удовлетворяло  и помогало переносить неизбежные  затруднения. В этом незаметно  росло и крепло и личное  счастье. Собственные дети Ф.А.  сознают и хорошо понимают  всю силу и значение этой  большой работы для глухонемых  и стремятся быть достойными  своих родителей. Утром, в день  юбилея, один из сыновей Ф.А., поздравляя  его, сказал: «Я боюсь, что не  смогу быть достойным своего  происхождения». На это Ф.А. ему  ответил словами Шиллера: «Если  ты не сможешь сделать что-нибудь  большое, то сумей в маленьком деле быть большим».

 В заключение  мне хочется сообщить известный  мне и глубоко трогательный  случай из жизни Ф.А.: – в  пору расцвета его деятельности, его друзья из Германии написали  Ф.А. письмо, в котором звали  его вернуться на родину и  работать там, обещая устроить  ему хорошее положение и дать  место. Ф.А. ответил: «Нет, я  Россию никогда не покину».  Он остался верным своей цели  до конца и вот теперь, спустя 40 лет его непрерывной работы  на избранном поприще науки,  страна, заменившая ему его родину, справедливо вознаградила его  за все его заслуги и труды. 

Научные труды

Список научных  трудов Федора Андреевича Рау.

Глухонемые Тульской губернии. Тула, 1899.

Букварь для глухонемых. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых (Совм. с Н.А. Pay) , 1903, 1911, 1914,1924, 1926, 1938, 1939, 1940.

Музей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых. // Вестник попечительства императрицы  Марии Феодоровны о глухонемых. 1904-1905. № 13/14.

Маленьким друзьям: Глухонемым детям от слышащих детей. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1906, 1908.

Десятилетний юбилей детского сада для глухонемых Ф.А. и  Н.А. Рау. // Вестник попечительства императрицы Марии Феодоровны о глухонемых. 1910-1911. №3/4.

Сост.: Труды Всероссийского съезда деятелей по воспитанию глухонемых, состоявшегося в Москве с 27 по 31 декабря 1910. М.: Тип. Моск. гор. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1911. (Совм. с А.Д.Дрожжиным).

Об организации  периодических съездов деятелей по воспитанию, обучению и призрению  глухонемых. // Там же.

Об обучении глухонемых (с демонстрацией учеников). // Там  же.

Дежурство в интернатах для глухонемых. // Там же.

О музее по обучению и призрению глухонемых. // Там  же.

Детский сад-пансион  для глухонемых Н.А. и Ф.А. Рау. М.: Тип. Моск. гор. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1912 (Coвм. с Н.А. Рау).

Правила детского сада для детей обоего пола Н. и Ф. Рау. М.: Тип. Моск. гор. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых (Совм. с Н.А. Рау).

Курсы для воспитательниц и матерей глухонемых детей дошкольного  возраста. // Вестник попечительства императрицы Марии Феодоровны о глухонемых. 1913.

Маленький глухонемой читатель. М.: Тип. Моск. Гор. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1914, Вып. 1., (Совм. с Н.А. Рау), 1915, Вып. 2.

Совещание по обучению глухонемых детей, состоявшееся при  Министерстве народного просвещения 16-24 мая 1917 г. // Известия Всероссийского союза учителей глухонемых, 1917, 1 июля. № 1; 9, 15 нояб., №2/4.

Информация о работе Федор Андреевич Pay