Старец Федор Томский

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:55, доклад

Краткое описание

Целью работы было исследовать материал, связанный с биографией двух предположительно связанных между собой исторических личностей: императора Александра I и старца Федора Томского, покровителя города Томска, а так же установить или опровергнуть факты из их жизни, подтверждающие легенду о том, что эти две личности на самом деле являются одним и тем же человеком.

Файлы: 1 файл

старец федор.pptx

— 4.81 Мб (Скачать)

«Загадка Старца Федора Томского»

 

     Есть ли загадка?

 

Исследовательская работа:

Исследователи:  
Мерзлякова  Александра и Баранова Анна, ученицы 8 Б класса МБОУ Лицей №7 
Руководитель проекта:     Козлова Елена Генадьевна  

Целью нашей работы было исследовать материал, связанный с  биографией двух предположительно связанных между собой исторических личностей: императора Александра I и старца Федора Томского, покровителя города Томска, а так же установить или опровергнуть  факты из их жизни, подтверждающие легенду о том, что эти две личности на самом деле  являются одним и тем же человеком.  

теори

 

Так кто же они?

Больше ста восьмидесяти лет бродит молва о том, что император Александр I инсценировал свою смерть и превратился в скитальца Федора Кузьмича …

  

Александр не стремился к власти. Его втянули в заговор против отца, напугав тем, что сумасшедший Павел готовил жене и детям вечное заточение или даже смертную казнь. Дав согласие занять престол, Александр мучительно переживал то, что он нарушает клятву, дважды данную отцу и монарху

Когда граф Пален рассказал, что император убит, Александр чуть не упал в обморок. Он рыдал, повторяя: ”Скажут, что я убийца.” Пален встряхнул будущего императора и крикнул: ”Довольно быть мальчишкой! Извольте царствовать.”

 

Чувство вины за отцеубийство преследовало Александра на протяжении всей жизни. Он писал в дневнике: «Моя биография может уложиться в три ночи, которые я не забуду никогда…» Первая из ночей – та самая ночь убийства отца. Вторая – брачная. А вот третья… Известно, что в одну из сентябрьских ночей 1825 года, император без всякого сопровождения отправился в Александро-Невскую лавру. Там долго молился, потом беседовал со схимником и получил от него благословение. Затем, царь подготовил документы для отречения от престола, которые вручил московскому архиепископу Филарету со словами: «В случае моей кончины вскрыть…» Отъезд царя из столицы в Таганрог напоминал бегство: он выехал ночью, без свиты.

По официальной версии, в Таганроге царь простудился и 19 ноября 1825 года скончался от болезни. Тело Александра I в закрытом гробу доставили в Петербург. Семь дней закрытый гроб стоял в Казанском соборе. Его открывали только один раз ночью для прощания членов императорской семьи.

 Мать Александра I, Мария Федоровна, не узнала в покойнике, лежащем в гробу, своего сына По стране стали распространяться слухи, что на самом деле Александр I не умер, а ушел в монастырь или скрылся среди раскольников в Сибири, а в гроб вместо императора положили то ли разбившегося фельдъегеря Маскова, то ли тяжелобольного монаха, тайно приехавшего из Петербурга в одной карете с царем.

Прошло десять лет.

В 1836 г. произошел любопытный случай: однажды вечером в маленькой деревне в Пермской губернии, у дома кузнеца, остановился всадник на белом коне – человек очень высокого роста, благородной осанки, скромно одетый, на вид примерно 60 лет. Он заявил, что его зовут Федор Кузьмич, что у него нет ни семьи, ни денег, ни дома. Он был приговорен к 20 ударам плетьми за бродяжничество и к ссылке в Сибирь.

 

В марте 1837 года Федор Кузьмич прибыл на поселение в деревню Зерцалы Томской губернии и со временем сделался местной знаменитостью.                                 Бродяга поражал всех своей образованностью: владел несколькими иностранными языками, знал историю, географию, литературу, рассуждал о значении крестьянства в государстве, знакомил простых людей с их правами и обязанностями. А уж о манерах и говорить не приходилось!

Кроме того, Федор Кузьмич вел обширную переписку с самим императором Николаем I. Старец всегда был в курсе всех государственных дел, и одним из первых узнал и о смерти царя Николая, по которому заказал панихиду.

Странное поведение Федора Кузьмича породило в народе слух, будто сибирский отшельник – это сам император Александр I. Однажды какой-то старый солдат, служивший при дворе, воскликнул: «Это наш батюшка Александр! Так он не умер?» В другой раз сосланный в Сибирь священник Иоанн Александровский тоже признал в таежном жителе императора. Он многократно видел живого царя и не мог ошибиться.

Сам Федор Кузьмич по-прежнему хранил молчание. Лишь однажды уклончиво ответил: «Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним».

 

В 1859 году Федор Кузьмич серьезно заболел. Давний знакомый старца, томский купец Семен Хромов, построил недалеко от Томска отдельную келью, где отшельник прожил еще пять лет. 
 

Сохранился известный со слов купца Хромова его разговор с Фёдором Кузьмичом накануне его смерти: «Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле». «Говори. Бог тебя благословит», - ответил старец. «Есть молва, - продолжал Семён Феофанович, - что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный... Правда ли это?...» Старец, услышав эти слова, стал креститься и говорит: «Чудны дела Твои, Господи... Нет тайны, которая бы не открылась».

 

Келья старца Фёдора в Хромовке

Старца похоронили на территории Богородице-Алексеевского мужского монастыря.  

После Октябрьского переворота могилу Федора Кузьмича разорили. В 1923 году многие горожане стали свидетелями явлений старца в Томске.

 

Прославление Федора Кузьмича состоялось в 1984 году. Тогда было установлено празднование в честь Собора сибирских святых, в число которых включили и старца Федора - небесного покровителя Томска. Тогда же была написана и его икона.

 

 В 1990-х годах начались поиски мощей старца. Нашли косточки Федора Кузьмича там, где им и положено было быть - на месте часовни, построенной в его память. Там какие-то местные студенты устроили уборную.

Одним из первых, кто описал легенду о сибирском отшельнике, был князь Н. С. Голицын, который опубликовал её в журнале «Русская старина» (ноябрь 1880 года).Новосибирский архиепископ Тихон (Емельянов) рассказывал, что несколько лет назад распорядился эксгумировать останки Феодора Кузьмича. Результат поразил всех: в гробу лежал скелет без черепа! Представить себе, что «честную главу» старца тайно похитил кто-нибудь из его поклонников, трудно, а предположить, что ее затребовали в Зимний Дворец племянники, вполне логично.

«В 1990 году в Сан-Франциско я,- пишет автор из "Русского монархиста” ,-здесь, познакомился с Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым. Перед отъездом я прямо спросил его о Феодоре Кузьмиче, и он ответил, что это был Александр Первый. Это сказала ему мать, а ей - ее отец, Александр Третий. Видно, к тому времени продолжать хранить тайну, чтобы не повредить престижу династии, уже не было смысла, так как не было самой династии».

« У нас не было никаких сомнений в том, что один из наших предков, царь Александр I и старец Фёдор Козьмич, были одним и тем же лицом…»

(Великая княгиня Ольга Александровна  Куликовская – Романова. А. Трубецкой. Книга «Александр I» )

Об этом же свидетельствовала посетившая в 1993 году Томский Богородице- Алексеевский монастырь Глава Императорского дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна

После погребения разобрали вещи старца и нашли немало интересного, например, документ о бракосочетании Александра, небольшое резное распятие из слоновой кости, цепь ордена Андрея Первозванного, нарисованный вензель в виде буквы «А» и несколько записок с шифрованным текстом. Исследователи расшифровали записки, одна из них гласила: «Когда Александры молчат, Павлы не возвещают». Что сие значит? Когда Александр хранил молчание, угрызения совести не мучили его…

 

Императоры Александр II и Николай II во время своих путешествий по России посещали могилу Федора Кузьмича. Это укрепило легенду о том, что под видом святого старца в Сибири умер и похоронен император Александр I, ушедший в народ, чтобы замолить свои грехи перед отцом Павлом I.

 

Александр II

 

Николай II

Томский купец Хромов, у которого некоторое время жил Федор Кузьмич, в начале царствования Александра III приехал в Петербург и добился приёма у императора. Он передал Александру III вещи и бумаги святого старца. Внук императора Николая I, известный историк, великий князь Николай Михайлович, написал статью «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Кузьмича».

На основе сопоставления собственноручных записок Фёдора Кузьмича и автографов Александра I он пришёл к выводу, что они принадлежат разным людям. Этот вывод подтверждался и позднее по результатам сверки подчерков, проводившейся специалистами-графологами. Тем не менее загадка о старце Фёдоре Кузьмиче до конца не разгадана.

В Томске существовал кружок почитателей Фёдора Кузьмича. 
Легенда о старце неоднократно привлекала к себе внимание известных философов Владимира Соловьёва и Николая Бердяева, историков Николая Шильдера и великого князя Николая Михайловича, многих учёных-исследователей и, конечно, писателей.

Так, Л. Н. Толстой интересовался легендой об исчезновении и «перевоплощении» императора и неоднократно беседовал на эту тему с великим князем Николаем Михайловичем. По мнению Толстого, «…пускай исторически доказана невозможность соединения личности Александра и Кузьмича, легенда остаётся во всей своей красоте и истинности».                                      В 1905 году Толстой приступил к работе над повестью «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», которая, однако, осталась незаконченной, а впервые опубликована была в 1912 году.

 

Л. Н. Толстой

Д. С. Мережковский

В романе  Д. С. Мережковского      «Александр I» (1911—1913 годы) тема «ухода» императора прямо не раскрывается (Мережковский вряд ли верил в возможность подобного исхода для император), однако в предпоследней главе появляется идущий из Таганрога «белокурый, плешивый, голубоглазый, сутулый, рослый бравый молодец, какие бывают из отставных солдат… Имя его было Фёдор Кузьмич»

 

Памятник Фёдору Томскому.                             Скульптор Л. Усов.

Памятник Фёдору Кузьмичу.

Тайна остаётся нераскрытой! 
 
 

 

Спасибо за внимание!

    1. Андрей Серков «Загадочный старец»
    2. Житие святого старца Феодора Козьмича
    3. Кудряшов К. В. «Александр I и тайна  Фёдора Кузьмича
    4. Ланге Е.В. «Александр I и Фёдор Кузьмич»
    5. http://www.liveinternet.ru/users/slavyankali/post248128504/

2) http://subscribe.ru/archive/history.historysecret/200405/05124622.html

3) Википедия

4) Яндекс картинки

 

Список используемой литературы и интернет-ресурсов:

 

1

 

2

 

3

 

4


Информация о работе Старец Федор Томский