Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование возможностей дополнительного образования для развития социальной активности учащихся.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие «социальная активность» учащихся, его мотивы и структурные элементы.
- Рассмотреть механизм формирования социальной активности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Теоретическое обоснование феномена социальная активность, ее мотивы и структурные элементы 6
1.2. Механизм формирования социальной активности 11
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
2.1. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования 17
2.2 Анализ опыта организации воспитания социальной активности детей в Лодейнопольской детской художественной школе № 5. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

В становлении социально активной личности многое зависит от личности родителя, воспитателя, психолога, просто мудрого человека, который оказался рядом, ибо, как писал великий Ушинский, «только личность может действовать на развитие личности, только характером можно образовать характер»18.

В результате проведенного исследования по проблеме воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования нами были сформулированы выводы:

- Деятельность учреждения дополнительного образования содержит реальные социально-педагогические предпосылки воспитания социальной активности детей, так как предметно-практическая деятельность в избранном виде деятельности имеет социально ориентированную направленность. Здесь сочетаются личный и социальный интерес.

- Исследование позволило определить структуру воспитания социальной активности детей, включающую целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный компоненты.

- Педагогическими средствами обеспечения эффективности воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования являются проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор предметно-практической деятельности; реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг; подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями.

- Программа научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности обеспечивает успешное проектирование содержания деятельности, компетентность педагогов в выборе субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности и возрастающее мастерство в реализации технологий воспитания социальной активности детей.

 

Список использованной литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) – Доступ из правовой системы КонсультантПлюс.
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Михайлова В.А., 2011. – 379 с.
  3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 359 с.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - З-е изд. - М. Искусство, 1987. – 360 с.
  5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 268 с.
  6. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. – М.: НПО, 2011. – 367с.
  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Знание, 2012. –308 с.
  8. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии / М.В. Ермолаева. – М.: Ось-89, 2011. – 416 с.
  9. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1995. – 348 с.
  10. Лишин О.В. Смысловой конструкт в личностном становлении подростков и юношей / О.В. Лишин // Мир психологии. — 2002. — №1. — С. 80-135.
  11. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2006. – 462 с.
  12. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустаева. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
  13. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Эксмо, 2010. – 352 с.
  14. Мухина В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 2009. – 216 с.
  15. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. — М.: Мысль, 1995. – 469 с.
  16. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем / В.И. Панов. -СПб.: Луч, 2007.- 398 с.
  17. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 509 с.
  18. Педагогика и психология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011. – 290 с.
  19. Черков А.В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей / А.В. Черков. – Ростов на Дону, 2012. – 304 с.
  20. Чистяков В.В. Основы педагогической и социальной антропологии / В.В. Чистяков, К.Е. Безух. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 443 с.
  21. Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание / Р.Х. Шакуров. — Казань, 2003. – 270 с.
  22. Элькони Д.Б. Психология игры / Д.Б. Элькони - М.: Владос, 2009. – 408с.

1 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) – Доступ из правовой системы КонсультантПлюс

2 Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии – М.: Ось-89, 2011. – С. 184.

3 Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Михайлова В.А., 2008. – С. 245.

4 Чистяков В.В. Основы педагогической и социальной антропологии / В.В. Чистяков, К.Е. Безух. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – С. 252.

5 Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – С. 301.

6 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 103.

7 Мухина В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 2009. – с. 90.

8 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Знание, 2012. –С. 79.

9 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – С. 106.

10 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) – Доступ из правовой системы КонсультантПлюс, ст. 75.

11 Панов В.И. Психодидактика образовательных систем / В.И. Панов. -СПб.: Луч, 2007.- С. 9.

12 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка – СПб.: Речь, 2004. – С. 46.

13 Панов В.И. Психодидактика образовательных систем / В.И. Панов. -СПб.: Луч, 2007.- С.259.

14 Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание / Р.Х. Шакуров. — Казань, 2003. - С. 23-28

15 Лишин О.В. Смысловой конструкт в личностном становлении подростков и юношей / О.В. Лишин // Мир психологии. — 2002. — №1. — С. 83.

16 Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - З-е изд. - М. Искусство, 1987. С. 70.

17 Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. — М.:Мысль, 1995. - С. 356.

18 Чистяков В.В. Основы педагогической и социальной антропологии / В.В. Чистяков, К.Е. Безух. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - С. 274.

Санкт-Петербург,

2014


Информация о работе Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся