Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование возможностей дополнительного образования для развития социальной активности учащихся.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие «социальная активность» учащихся, его мотивы и структурные элементы.
- Рассмотреть механизм формирования социальной активности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Теоретическое обоснование феномена социальная активность, ее мотивы и структурные элементы 6
1.2. Механизм формирования социальной активности 11
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
2.1. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования 17
2.2 Анализ опыта организации воспитания социальной активности детей в Лодейнопольской детской художественной школе № 5. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работА

 

Тема: Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент заочного отделения

Кузнецов Дмитрий

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

Тема работы «Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся» актуальна.

Школьные учреждения ориентированы в своей деятельности на создание оптимальных условий для развития способности учащихся устанавливать адекватные отношения с действительностью в процессе саморазвития. Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. Особую важность имеют концепция целостного учебно-воспитательного процесса как отражение проблемы воспитания социальной активности личности, разработанная Ю.К.Бабанским, М.А.Даниловым, Э.Г.Костяшкиным и др., и концепция детского воспитательного коллектива, отражающая, эффективные формы его организации, методы сплочения и воспитания (В.А.Сухомлинский, М.Г.Казакина, Т.Е.Конникова, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова); условия развития индивидуальности в коллективе (М.И.Виноградова, К.Д.Радина); способы организации коллективной деятельности (М.И.Виноградова, И.П.Иванов, И.В.Первин); общение в коллективе (А.Г.Кирпичник, А.В.Мудрик).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что структура социальной активности остается мало разработанной, основное внимание уделяется развитию социальной активности учащихся в школьном процессе. Исследования в основном направлены на рассмотрение процесса формирования социальной активности детей преимущественно в учебной деятельности. Упускается тот факт, что дополнительное образование должно занимать одно из ведущих мест в формировании социальной активности учащихся.

После принятия Закона «Об образовании в Российской Федерации», который определил дополнительное образование как один из самоценных и социально значимых видов образования детей, система дополнительного образования приобретает все большее значение при обучении и воспитании ребенка1. Дополнительное образование, способствующее раскрытию и развитию индивидуальных творческих способностей личности школьника, его образовательных интересов, а также самореализации и профессиональной ориентации, является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка независимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению и уровня материального состояния его семьи.

Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, средство развития социальной активности учащихся. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки к их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект и т.д. В условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность в полноценной организации свободного времени: если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.

У каждого учреждения дополнительного образования детей есть свои неповторимые особенности, которые определяют работающие в нем люди, обучающиеся, их родители и внешняя среда.

Отбор доступного ребенку содержания, руководство его освоением осуществляется взрослым в процессе воспитания и обучения. Этим и определяется ведущая роль воспитания в развитии личности ребенка. При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка. Их динамика. В связи с этим сам процесс воспитания не остается постоянным. Он изменяется: обогащается и усложняется его содержание, изменяются его формы, становятся более разнообразными способы воздействия на личность растущего человека.

Исходя из вышеизложенного цель работы, объект, предмет исследования можно представить таким образом.

Цель работы – исследование возможностей дополнительного образования для развития социальной активности учащихся.

Объект исследования – социальная активность учащихся.

Предмет исследования – дополнительное образование.

Задачи исследования:

- Раскрыть понятие «социальная  активность» учащихся, его мотивы  и структурные элементы.

- Рассмотреть механизм формирования социальной активности.

- Проанализировать формирование социальной активности учащихся посредством дополнительного образования.

- Исследовать психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования.

- Анализ опыта организации воспитания социальной активности детей в Лодейнопольской детской художественной школе № 5.

- Выводы о роли дополнительного образования в формировании социальной активности учащихся.

 

Глава 1. Психолого-педагогическая сущность социальной активности учащихся

1.1 Теоретическое обоснование феномена социальная активность, ее мотивы и структурные элементы

Развитие социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

М.В. Ермолаева определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела2. В.А. Аверин определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках3. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

Важнейшее из стержневых социальных качеств личности – жизненная позиция (гражданственность) проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире. Жизненная позиция4 — это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды.

Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции — в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность.

Социальная активная позиция связана с активностью личности, выражающейся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов. Ее наличие предполагает определенное самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям.

Каждый из этих показателей характеризует отношение человека к своей деятельности, к окружающим его людям, к определенным принципам и идеалам общества. Проявление этих показателей у отдельных учащихся может быть различным и зависит от возрастных особенностей, индивидуального опыта, уровня самостоятельности и активности. Период обучения учащихся в начальной школе является наиболее благоприятным для формирования у них активной социальной позиции. Это связано с тем, что, вступив в более значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во «взрослых» видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Присущая младшему школьнику любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности.

К оптимальным условиям формирования социальной активности учащихся в образовательно-воспитательных учреждениях можно отнести:

- организацию развивающей среды  посредством уровневой дифференциации  обучения, как возможность для  удовлетворения потребностей и  интересов учащихся, выделяющихся своими способностями при реализации личностного потенциала школьников;

- поэтапное формирование у учащихся  отношения к себе как субъекту  общественной деятельности;

- постоянное усложнение и обогащение  совместной деятельности школьников во взаимосвязи всех ее структурных компонентов;

- придание процессу и результатам  деятельности школьников субъективной  значимости;

- создание атмосферы эмоционального  принятия при организации совместной  деятельности учащихся, имеющей  творческий характер;

- активизацию субъект-субъектных  взаимодействий учащихся с педагогом и друг с другом в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание социально ориентированной направленности общения.

Проявление социальной активности школьников обуславливает система следующих мотивов5:

- мотивы самоопределения и самоутверждения  в различных социальных общностях (школа, класс, неформальная группа, двор, улица и т.д.) - широкие социальные  мотивы;

-мотивы  личностного престижа, направленные  на стремление занять определённое положение в сообществе;

-мотивы  личностных достижений, направленные  на реализацию потребностей в  самовыражении;

-познавательные, направленные на удовлетворение  познавательных потребностей;

-индивидуальные, направленные на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними побуждениями и внешними социально-педагогическими нормами и правилами.

Важнейшим структурным элементом социальной активности личности является рефлексия как познание и анализ личностью собственного сознания и деятельности. Наличие рефлексивного компонента в структуре социальной активности личности опосредовано тем, что, рефлексия выступает в качестве одного из механизмов развития интеллектуальных новообразований и ведущих детерминант в организации межличностного взаимодействия.

Большое значение для успешности становления социальной активности школьников имеет способность учащихся рефлексировать на границе возможности самореализации, изменять ее в реальном действии или в мысленном плане и переживать чувство успеха. На успешность межличностного общения кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка и т.д.) влияют социальные факторы (способность личности к общению, эмпатия, осознание других людей), которые могут стимулировать или тормозить процесс становления социальной активности.

Структурные элементы социальной активности школьников:

- внутренняя позиция как система  потребностей и стремлений, реализуемая  в социально значимой деятельности;

- система общественных и личных  мотивов, определяющая направленность  реализации активности;

- ценностные ориентации и социальные  установки как средства регуляции  отношений с предметно-социальной  действительностью;

- самооценка и оценка другого.

К структурным элементам социальной активности школьников можно отнести также такие социально ценные качества личности как: ответственность, сознательность и самостоятельность, так как данные качества определяют характер построения отношений учащихся с социально-предметной действительностью.

Ответственность, как отмечается во многих литературных источниках, является немаловажной составляющей социальной активности личности. В психологии ответственность понимается как свойство, характеризующее социальную типичность личности. Ответственность отражает склонность личности придерживаться в своём поведении общепринятых норм, исполнять ролевые обязанности и её готовность дать отчёт за свои действия. В других определениях понятия «ответственность» также подчёркивается осознанная необходимость выполнения той или иной деятельности в соответствии с принятыми нормами и ценностями. Ответственность можно рассматривать как интегральное качество личности, определяющее поведение, деятельность человека на основе осознания и принятия им необходимой зависимости этой деятельности от общественных целей и ценностей. Таким образом, ответственность - это, прежде всего нравственное качество, так как предполагает принятие личностью определённых обязательств перед обществом и другими людьми. Во-вторых, она тесно связана с понятиями обязательности, долга. В-третьих, ответственность - это сознательное принятие обязательств, которые воспринимаются личностью как общественно ценные и при благоприятных условиях могут становиться ценностями самой деятельности. В-четвёртых, ответственность не может быть навязана, подлинная ответственность всегда сопровождается самостоятельными действиями.

Информация о работе Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся