Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование возможностей дополнительного образования для развития социальной активности учащихся.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие «социальная активность» учащихся, его мотивы и структурные элементы.
- Рассмотреть механизм формирования социальной активности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Теоретическое обоснование феномена социальная активность, ее мотивы и структурные элементы 6
1.2. Механизм формирования социальной активности 11
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
2.1. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования 17
2.2 Анализ опыта организации воспитания социальной активности детей в Лодейнопольской детской художественной школе № 5. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Живописная природа с многочисленными реками и озерами. Жемчужины района - монастыри Александро-Свирский, Тервенический, Введено-Оятский со своей многовековой историей при наличии соответствующей инфраструктуры могли бы не только привлечь туристов, но и стать базой для отдыха детей (международного значения). Таким образом, сегодня Лодейнопольский район, как никогда раньше нуждается в высококлассных специалистах, способных вдохнуть жизнь и возродить район. А ведь именно история родного края, памятники исторического прошлого, изучение самобытных традиций возрождают дух патриотизма, любовь к малой Родине, воспитывает нравственность и дальновидность «без знания истории не может быть будущего…».

Художественная школа в городе и районе одна. В школе педагоги учат детей ценить прекрасное, совершенствуют личность через художественное творчество в различных видах искусства. В школу приходят разные дети, с совершенно разным уровнем заинтересованности, бывает и вовсе не по своей воле, а по желанию родителей. Отдавая ребенка в художественную школу, родители, в первую очередь, рассчитывают на развитие художественных способностей и эстетическое воспитание.

Цель развивающей Программы состоит в том, чтобы выстроить систему дополнительного образования художественно-эстетической направленности в Лодейном Поле как открытую саморазвивающуюся (эволюционизирующуюся), действующую в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, личных потенциалов, приоритетов и перспектив развития территориального сообщества, семьи и личности.

Отдавая детей на обучение в художественную школу, родители возлагают надежды на личностный рост своего ребенка, его дополнительное развитие художественно-эстетического плана. Возникает необходимость выделить в самостоятельную проблему вопрос поиска оптимальных форм для совместной деятельности родителей и учреждения в процессе художественно-эстетического образования и воспитания детей. Необходимо использовать разнообразные формы работы, такие, как проведение совместных праздников, конкурсов, экскурсий, выставок и т.д.

Основной тенденцией в работе с детьми, склонными к изобразительной деятельности, является гуманизация образовательного процесса, творческий и личностный подход. Атмосфера организации всего педагогического процесса должна быть творческой, доброжелательной, интересной, направляющей, без давления на ребенка, где представление творческой свободы поможет активизировать аспект мировосприятия, приобрести опыт эстетических переживаний и реализоваться в своей изобразительной деятельности.

Ребенок в современных психолого-педагогических подходах не является объектом воспитания и обучения, а является субъектом деятельности, личностью, способной созидать красоту, где учтены его возрастные, интеллектуальные, эмоциональные, творческие и индивидуальные способности. Задача педагога не только в том, чтобы научить учащихся техническим навыкам и пониманию красоты пластических искусств, но и через опыт искусств «очеловечивать юное создание».

Концептуальную основу программы определяет концепция художественного образования в Российской Федерации, которая опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», устанавливающую приоритет образования в государственной политике и определяющую стратегию и направления развития системы образования России на период до 2025 года. Данный документ очень емко дает определение художественному образованию, как процессу овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Сегодня одна из актуальных проблем в масштабах государства – это духовное возрождение России через богатые традиции истории культуры и искусства. Малым «звеном», дающим «плоды» в подходе к решению этой проблемы является учреждение школ искусств. При эффективной, продуманной, спланированной, творческой работе они могут обеспечить осуществление ряда основных задач, таких как:

  • Приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
  • Реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности и общества;
  • Выявление одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
  • Художественное образование как фактор интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
  • Использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
  • Подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а так же педагогических кадров для системы художественного образования.

Художественная школа является первой ступенью в реализации творческих и духовных запросов ребенка. И одним из направлений работы педагогов в области художественного образования и эстетического воспитания является развитие у ребенка способности конкретно-образного мышления, которое в процессе изучения и переосмысления культурного наследия, методов и средств познания мира становится необходимым условием для самореализации ребенка в продуктивной творческой деятельности. Мир культурных ценностей не может быть принят и обжит ребенком, если этот мир искусственно выведен из контекста сегодняшнего дня.

Радикальные изменения в государстве и обществе, происходящие в настоящее время, обуславливают новые возможности научных подходов и практических решений проблем образования. Проанализировав работу художественной школы, выделены следующие моменты, на которые стоит обратить внимание:

- обеспечение новых подходов  в организации педагогической  деятельности художественной школы;

- взаимодействие с родителями, как участниками образовательного процесса;

- профессиональная работа как  подготовка учащихся к профессиональной  деятельности;

- художественная школа как носитель  культурных, народных традиций.

Программа разработана для всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и учащихся, т.к. только во взаимопонимании и совместной деятельности можно придти к положительным результатам.

Цель программы: создание условий для эффективного функционирования учреждения в реализации приоритетных задач художественного образования. Пути достижения цели:

- Развитие способности понимать значение искусства в становлении ребенка как целостной личности у педагогов и родителей;

- Установление партнерских отношений с семьей ребенка, обучающегося в художественной школе; объединение усилий для творческого развития учащихся; создание атмосферы творческого сотрудничества, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- Овладение педагогами современными педагогическими подходами по развитию креативных навыков учащихся.

В основу содержания программы заложено понимание специфики занятий изобразительной деятельностью, его результатов и ценностное отношение к личности ребенка. Искусство как духовная культура имеет последовательную иерархию целей, при реализации которых учащиеся достигают духовно-эстетического уровня, т.е. сформированности отношения к миру через культуру чувств и самопознания.

Важнейшим условием художественно-эстетического развития учащихся в художественной школе, является потребность самореализации личного творческого потенциала. Поэтому процесс обучения осуществляется с осознанием уникальности каждого ребенка. Развитие эмоциональной сферы посредством искусства будет способствовать гармоничному становлению личности, формированию его социальной активности. Главным компонентом социокультурного опыта являются эмоции и способы их выражения. Занятия изобразительной деятельности дают возможность самовырожаться ребенку в творчестве в самых разнообразных формах.

Искусство развивает воображение, как всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания. На основании этого можно утверждать, что формирование художественной культуры созидающего подрастающего поколения является приоритетной задачей современного этапа образования в целом.

Исходя из выше сказанного, программа состоит из 5 проектов:

  • Работа с родителями - «Мы  едины»
  • Патриотическое воспитание, возрождение древних традиций и ремесел - «Край, в котором я живу»
  • Развитие творческих способностей - «Я и творчество»
  • Повышение педагогического потенциала - «Работать по-новому»
  • Развитие способности самовыражения и самопознания - «Арт-терапия»
  • Летне-оздоровительная работа - профильный лагерь «Акварельки»

Задачи каждого раздела перекликаются между собой и взаимосвязаны, т.к. все они ориентированы на решение поставленной цели. Основной формой работы является совместная деятельность всех участников педагогического процесса: педагогов, учащихся, родителей.

Включение учащихся в социально ориентированную деятельность школы является процессом, в ходе которого происходит следующее:

- индивидуальная проблематизация  личности по отношению к выбору  вида деятельности;

- индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;

- включение в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания цели деятельности и сопоставления личностных целей, эмоциональной привлекательности деятельности (процесса, промежуточных результатов, системы межличностных отношений, возникающих в ходе деятельности);

- рефлексия личностью процесса деятельности и собственно участия в ней с последующей коррекцией процесса в набранном направлении;

- развитие творческого потенциала, художественной, эмоциональной восприимчивости.

Изначально в учебно-тематические планы закладываются понятия добра, эстетики, умения ценить красоту, решаются вопросы композиции, гармонии, дети учатся видеть то, что другие не видят. Развиваются качества психики: наблюдательность, педантичная аккуратность, усидчивость, находчивость (творческий подход), быстрота реакции (миг, удачный момент). На основе реализации индивидуальной программы самопознания ребенка, выработки им маршрута собственного роста, развития творческого потенциала в Лодейнопольской художественной школе осуществляется воспитание социальной активности детей.

Актуальность воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования обусловлена объективной потребностью динамично развивающегося российского общества в личности, обладающей социальной активностью.

Учреждение дополнительного образования содержит реальные социально-педагогические предпосылки воспитания социальной активности детей, так как в избранном виде предметно-практической деятельности социально ориентированной направленности сочетаются личный и социальный интересы детей.

Особенности деятельности учреждения дополнительного образования заключаются в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания; целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектно-ориентированных формах воспитания и находят выражение в специфике содержания воспитания социальной активности детей.

Педагогическими средствами обеспечения эффективности воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования являются: проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор предметно-практической деятельности; реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг.

 

Заключение

Формирование социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения.

Проблема воспитания социальной активности детей сложна и многогранна. При планомерной, постоянной работе со школьниками через формирование социальной активности и включение детей в общественную деятельность учреждений дополнительного образования, уменьшается количество дезадаптированых детей, увеличивается доброжелательность, взаимопонимание, желание работать в коллективе и на основе этого коллектив учащихся становится дружнее, сплоченнее, улучшается психологический климат.

Деятельность учреждения дополнительного образования обеспечивает эффективность воспитания социальной активности детей при внедрении следующих педагогических средств:

  • проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности;
  • реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг;
  • подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.

Информация о работе Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся