Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование возможностей дополнительного образования для развития социальной активности учащихся.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие «социальная активность» учащихся, его мотивы и структурные элементы.
- Рассмотреть механизм формирования социальной активности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Теоретическое обоснование феномена социальная активность, ее мотивы и структурные элементы 6
1.2. Механизм формирования социальной активности 11
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
2.1. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования 17
2.2 Анализ опыта организации воспитания социальной активности детей в Лодейнопольской детской художественной школе № 5. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Приоритетной задачей развития образования становится дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, (направленность на личность школьника и развитие творческого процесса). В качестве одной из целей образования выступает формирование навыков самореализации личности. Самореализация рассматривается как врожденное стремление и ведущая потребность личности в продуктивном использовании своих задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной и творческой деятельности с пользой для себя и общества в целом12. Реализация права личности на самореализацию находит свое воплощение в различных концепциях и теориях образования, в том числе дополнительном.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольного образования и воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для творческого развития личности ребенка, реализацию его интересов. Ценность дополнительного образования состоит в том, что на протяжении многих лет оно является социальным институтом детства и обеспечивает развитие личности с учетом ее индивидуальных особенностей, интересов, ценностных ориентаций. Дополнительное образование позволяет решать социально значимые проблемы: обеспечение занятости детей, их самореализацию и социальную адаптацию, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений среди детей и подростков. Дополнительное образование для детей должно обеспечивать создание условий для проявления творческого потенциала учащихся и их социализации в соответствии с возрастными этапами развития и собственными интересами. А для этого в учреждении дополнительного образования должна быть создана развивающая образовательная среда.

Важной задачей дополнительного образования является создание таких условий, при которых естественные стремления ребенка, подростка к развитию и самореализации, встречало бы меньше внешних препятствий, а окружающая среда оказывала бы оптимальное влияние для развития его сил и способностей. Для определения таких условий необходимо проанализировать специфику работы учреждения дополнительного образования (УДО). В целом для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования. Учебные программы и методы педагогической работы не могут быть строго ориентированы на определенный вид и уровень развития способностей учащихся. Напротив, они должны создавать условия и для развития детей как с проявившимися способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще «не нашли себя», не проявили своих интересов и способностей.

На первый план выходит понятие развивающей образовательной среды как необходимого условия для раскрытия и развития творческого потенциал учащихся и педагогов, их способности быть субъектом своего познавательного и личностного развития, а также формирования позитивной «Я-концепции». Для развивающего образования предметом развития выступает психическое развитие учащегося в целом. Оно включает в себя кроме мышления и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную, и телесную сферы психики. В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечивать формирование у ученика, и педагога способности быть субъектом своего развития как компонента системы «ученик(и) — учитель». Эта система также должна быть развивающейся потому, что, помимо традиционного субъект-объектного типа взаимодействия, должна иметь субъект-субъектный тип взаимодействия, когда каждый компонент становится условием и средством развития другого. Необходимым условием этого является формирование у ученика и у учителя рефлексивного отношения к самому себе.

Можно выделить следующие психолого-педагогические условия самореализации13:

Создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка. Предметом развития выступает психическое развитие учащегося в целом, а дидактическое содержание используется как средство личностного, художественного и эстетического развития учащегося.

Свобода в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей. Деятельность, по мнению Р.Х.Шакурова14 - это механизм включения человека в систему общественных отношений и факторов его социализации, и свойство преобразования окружающего мира, средства преодоления барьеров, мешающих удовлетворению потребностей. Любая потребность перерастает в действия лишь при одном условии: если удовлетворяющий ее предмет отделен от индивида каким-то барьером, хотя бы пространственным. Если желание удовлетворяется действиями других людей, потребность не вызывает никаких действий, т.к. исчезает сопротивляющийся барьер. Без барьеров нет деятельности. Когда субъект принимает решение преодолеть барьер, возникает задача - выполнить необходимые для этого действия. Деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса — художественно-творческая деятельность, построенная на определенных ценностях и эмоциональных переживаниях.

Можно согласиться с точкой зрения О.В. Лишина15, который полагает, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится групповая деятельность, которой по необходимости свойственны демонстративность, ориентация на внешнего зрителя, насыщенность общением. При определенных условиях в систему педагогической организованной деятельности могут войти и занятия искусством в целом, при условии, что эти виды деятельности будут сопровождаться высокой мотивацией самоутверждения, ориентацией на референтную группу, удовлетворенностью процессом деятельности, таким образом, способствуя процессу самореализации. Специфическая роль искусства отмечалась Л.С.Выготским, который считал, что именно посредством искусства самые интимные сферы личности вовлекаются в процесс осуществления общественных целей и задач. Поскольку искусство - своеобразная модель человеческой культуры, то приобщение к художественным ценностям, способствует развитию потребности в активной деятельности по законам красоты16. И это последнее, особенно важным представляется в подростковом возрасте, когда на первый план выступает потребность в практическом действии. Эта потребность в практическом действии, и активно - творческом отношении к жизни наиболее полно реализуется в художественно-творческой деятельности школьников. Вовлечение ученика в систему социальных связей - это и есть включение в систему отношений, которые согласно В.Н. Мясищеву, представляют собой целостную систему индивидуальных, сознательных и избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»17. Ведущим механизмом включения учащихся в отношения является собственная сознательность и целенаправленная деятельность личности, т.е. социальная активность.

Одна из главных потребностей человека - потребность в самореализации. Специфика потребностей (устремлений) в том, что они имеют эмоционально-волевой характер и легко возникают на основе приятных чувств. Они ориентированы на обладание той ценностью, которая удалена от субъекта определенным барьером - временным, пространственным и другим. Эти барьеры различаются по степени актуальности. При успешной деятельности — успешном преодолении барьера — появляется позитивная энергия и наоборот. Адекватной формой удовлетворения потребностей являются культурно выработанные средства, потребность в практическом действии реализуется в художественно-творческой деятельности учащихся учреждений дополнительного образования.

Итак, приоритетной задачей развития образования становится дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, (направленность на личность школьника и развитие творческого процесса). Выделенные нами психолого-педагогические условия способствуют самореализации учащихся в системе дополнительного образования.

2.2 Анализ опыта организации воспитания социальной активности детей в Лодейнопольской детской художественной школе № 5.

Изучение формирование социальной активности детей в учреждении дополнительного образования побудило обратиться к опыту организации воспитания в Лодейнопольской детской художественной школе № 5.

В школе обучается до 170 детей в год. Первый выпуск состоялся в 1974 году. За это время школу окончили 390 учеников. 93 воспитанника поступили в Художественные училища и вузы: среднее образование получили -54, высшее- 26; из них окончили СПб академию художеств им. И.Е.Репина – Елесина Людмила, Логинова Эльвира, на сегодняшний день учится Ласкитаев Егор, Удалова Виктория, СПб государственную художественно-промышленную Академию - Поповский Егор, Байкова Инна, Серова Анна, СПб Академию культуры – Ефремова Надежда, Костин Андрей, Литвинова Елена, все они по роду своей деятельности связаны с изобразительным искусством и культурой, а также вернулись в родной город и работают в учреждениях культуры и образования.

Выпускники: Мария Трегубенко (М.Федорова) член СПб Творческого союза художников России и Международной Федерации художников IFA, Майоров Юрий работает генеральным директором ООО архитектурной мастерской «Maskaron», по его проекту построены несколько зданий в городе Лодейное Поле.

У художественной школы замечательные традиции. Она стала инициатором проведения ежегодного районного конкурса детского творчества «Край, в котором я живу», межрайонного фестиваля конкурса детского творчества «Живая глина».

Ни одно важное мероприятие в городской жизни не обходится без участия юных художников и преподавателей: День города и фестиваль «Белый гриб», День пожилого человека, День Свирской победы, Весенняя и осенняя ярмарка мастеров, День Победы, Новогодние и рождественские праздники, День матери и 8-марта, и мн. др.

Основные цели работы школы это: создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал, как собственного педагогического коллектива, так и других образовательных учреждений, обеспечивающий уровневое развитие детей, активизацию их познавательных интересов, формирование творчески растущей личности, обладающей социальной устойчивостью. Для реализации всех этих задач предусмотрены различные формы учебно-методической, воспитательной, внеклассной, выставочной работы, многообразие которой позволяет привлекать к активному участию во всех мероприятиях всех преподавателей школы - как имеющих большой опыт работы, так и молодых.

Школа достигла неплохого уровня подготовки учащихся. Наши ученики стали больше участвовать в конкурсах и выставках. Подтверждением творческого развития наших детей могут служить награды на отечественных и международных конкурсах и выставках.

Занимаясь в художественной школе во внеучебное время, школьники не только приобретают глубокие знания по теории художественного творчества и овладевают практическими навыками изобразительного искусства, но и участвуя в подготовке к выставкам, конкурсам развивают личностные качества, необходимые в современном обществе. Более 55% от общего числа программ составляют профориентационные программы, что отражает основную воспитательную направленность ДСТТ – профессиональное самоопределение детей. 35% программ составляют типовые программы, 65% программ – модифицированные, адаптированные, авторские.

Творческий подход к определению индивидуального образовательного маршрута позволяют педагогам школы достигать значительных результатов в творческой созидательной деятельности, проявлении одного их компонентов (творческого) социальной активности детей (таблица 1).

Таблица 1 – Достижения учащихся

Категория конкурса

 

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Общее количество

школьный

дипломантов:

12

22

8

4

61

конкурсов:

3

2

2

1

2

16

участников:

67

78

74

60

72

424

Районный

дипломантов:

3

4

24

8

5

46

конкурсов:

2

1

2

2

2

11

участников:

22

60

67

97

94

355

Областной

дипломантов:

1

2

9

2

-

16

конкурсов:

4

3

6

2

2

18

участников:

30

18

37

2

6

96

Всероссийский

дипломантов:

-

-

-

1

-

1

конкурсов:

-

-

-

1

-

1

участников:

-

-

--

1

-

1

Региональ-ный

дипломантов:

лауреат:

2

1

2

1

3

-

10

1

конкурсов:

1

1

1

1

1

6

участников:

6

7

5

74

6

104

Междуна-родный

дипломантов:

1

-

-

-

-

1

конкурсов:

1

1

-

-

-

2

участников:

5

4

-

-

-

9

Общее количество

дипломантов:

лауреат:

19

1

17

56

22

9

137

конкурсов:

11

8

11

7

7

54

участников:

130

167

183

234

178

989


 

Воспитательно-образовательная деятельность, осуществляемая педагогами в сотворчестве с детьми, по целеполаганию направлена на развитие творческого мышления и творческого потенциала детей, на воспитание трудолюбия, интереса и любви к отечественному художественному творчеству. Огромное значение в организации воспитательной деятельности учреждения имеет творческое отношение педагогов дополнительного образования к сотрудничеству с детьми, проявляющееся не только в том, что педагоги проектируют образовательный маршрут детского объединения и отдельного ребенка, совместно с детьми создают уникальные проекты, но и в том, что педагоги сами принимают участие в художественных мероприятиях со своими собственными авторскими проектами. Безусловно, личный пример педагога, достигающего высоких результатов в своем профессионально-предметном росте, является убедительнее всех слов. Задачи воспитания социальной активности детей в данном учреждении дополнительного образования детей реализуются на основе проектирования содержания воспитания с учетом особенностей учреждения дополнительного образования детей; высокий уровень профессионализма педагогов, проявляющийся во владении воспитательными технологиями.

В муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Лодейнопольская детская художественная школа № 5» реализуются образовательные программы художественно-эстетической направленности. Содержание реализуемых программ дополнительного образования соответствует их направленности.

Так программа развития на 2010-2015 год разработана с учетом педагогических возможностей, организационных ресурсов, материальной и методической базы. Содержательный аспект программы не только не только расширяет область изобразительного познания, представления об окружающем мире, но и формирует социально активную позицию к проблемам города Лодейное Поле. Если для концептуального обоснования развития столичных школ социально-культурное окружение достаточно очевидно, то для разработки концепции развития школы "малого города" необходимо детальное представление того социума, в котором функционирует конкретная школа.

Концептуальное развитие школы опирается, во-первых, на: исторический контекст развития Лодейного Поля, его социально-экономические и социально-культурные особенности, традиции и возможности в современных условиях; во-вторых, учитывает состояние и перспективы развития региональной и местной среды, конкретной социально-образовательной ситуации, концепцию развития самой школы. Анализ этих позиций позволяет определить миссию школы для учащихся и окружающего пространства (региона, местности).

Информация о работе Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся