Дневник педагогической практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:08, отчет по практике

Краткое описание

Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин, в реальных условиях преподавания в школе.

Файлы: 1 файл

практика окончательный вариант.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

11. Показателем  подготовленности к уроку служит  выполнение домашней работы учеником. 
 
 

  1. Типы уроков

Все уроки можно  делить на уроки:

  • изучения нового материла (1 тип);
  • совершенствования знаний, умений , навыков (2 тип);
  • комбинированные (3 тип);
  • контроля и коррекции знаний, умений , навыков (4тип)
 

 Главное содержание  1-го типа- изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой  последовательное решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий,  формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности . 

     Основным  содержанием 2-го типа урока является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного  материала и совершенствования знаний, умении и  навыков. 

     Третий  тип урока —  комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков. 

     Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения  и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений  и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся. 

  1. Требование  к уроку

     Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

          - определение места в общей системе уроков;

     - определение оптимального содержания  урока в соответствии с требованием  учебной программы и целями  урока, с учетом уровня подготовки  и подготовленности учащихся;

     - прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

     - выбор наиболее рациональных  методов, приемов и средств  обучения, стимулирования и контроля  оптимального воздействия их  на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

     - реализация на уроке всех дидактических  принципов;

     - создание условий успешного учения учащихся. 

  1. Методы  и средства, используемые на уроках
  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  • Методика формирования временных представлений;
  • Методика формирования локальных представлений;
  • Методика формирования исторических понятий;
  • Изобразительная наглядность и методика работы с ней на уроке истории.

Средства обеспечения освоения дисциплины

    1. Учебно-методические средства: программа дисциплины, методические рекомендации для учителей, вопросы, задания для самостоятельной работы.
    2. Материально-технические средства обучения дисциплине:

     Наглядные пособия (графические и печатные): а) демонстрационные пособия (таблицы, схемы, графики, диаграммы, меловые  чертежи); б) пособия на основе раздаточного материала (карточки с заданиями и задачами); в) учебные пособия, нормативные документы, и др.

     3. Информационно-технические средства обучения (компьютер).

     4. Аудиторное оснащение (доска, мел и т.д.). 

     5.  Материально-техническое обеспечение дисциплины

     Библиотечные  фонды и кабинет с мультимедийным оборудованием.  

  1. Формы уроков

Формы организации  учебного процесса :

  • Уроки;
  • Лекции, семинары, практикумы, консультации;
  • Занятие по выбору;
  • Олимпиады и конкурсы;
  • Предметные недели;
  • Открытые уроки;

     Проведение  нестандартных уроков по истории.      

     В настоящее время традиционные формы обучения истории немножко устарели. Чтобы заинтересовать учащихся чаще использую нестандартные уроки или включаю элемент на традиционном уроке.       

     Выбор формы нестандартных уроков зависит от возрастных особенностей учащихся, от уровня их подготовки, информированности, взаимопонимании учителя с учащимися.       

     Особое  место в системе организационных  форм и приемов обучения истории принадлежит учебным играм. Использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллектуальную и эмоциальную сферу учащихся. Для результативности игра важным элементном является создание обстановки, оформление, наглядность и т.д.       

     Форма игровых уроков:

  • Урок – соревнование
  • Брейн – ринг
  • Что? Где? Когда?
  • Угадает историческую личность
  • Проблемные игры
  • Сюжетно – ролевые игры и т.д.
  • Исторический аукцион.
 
 
  1. Учебно-методический комплекс
 
 

   В педагогической практике  встречаются  разные интерпретации понятий «учебно-методический комплект» и «учебно-методический комплекс».

   Учебно-методический комплект (УМК) – это набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенный единой содержательной композицией и предназначенный для разных целевых аудиторий (учитель, ученик). Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради,  дидактические  материалы,  учебно-наглядные  пособия и т. д.).

   Учебно-методический комплекс представляет собой  совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы. Можно высказать предположение, что целостный учебно-методический комплекс по истории представляет собой совокупность авторских учебно-методических комплектов, подготовленных разными издательствами.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

 

Программно-методическое обеспечение предмета истории и  обществознания УМК 

Кл Программа Учебники Методические

рекомендации

Рабочие тетради Атласы и  контурные карты Проектные образцы  стандартов
11 «История Отечества. XX – начало XXI века» (авторы С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина) «История  Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»), «Тематическое и поурочное планирование по истории России XX - начала XXI в. 11 класс. К учебнику Н.В. Загладина»

Информационная  поддержка на сайте http:// history.standart.edu.ru

Данилов, А.А. История России. 1945-2008: 11 класс: методическое пособие / А.А.Данилов. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.

Отечественная  история в схемах, таблицах, определениях: учебное пособие / Л.Н.Гончаренко и др. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-та, 2008. - 474 с.

- + +
11   «Человек  и общество: Обществознание: 10-11 классы: В 2 ч.»; (авторы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Аверьянов Ю.И.) пособия «Методические  рекомендации по курсу «Человек и  общество»: 10-11 классы: В 2 ч.».

пособия «Школьный  словарь по обществознанию: 10-11 классы»; сборник «Дидактические материалы  по курсу «Человек и общество»; 10 – 11 классы»; (авторы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Аверьянов Ю.И.)

+ - +

 

Разработка  урока Истории России

      «Гражданская война — величайшая трагедия в истории России ХХ века»

      Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”. В период Гражданской войны борьба принимает самые крайние формы, несёт с собой массовый террор, непримиримую злобу и ожесточение людей. Неслучайно в ней Россия потеряла 11,5 млн. своих граждан.

      Тип урока: совершенствования знаний, умений, навыков. урок анализа и синтеза.

      Форма урока: практическое занятие.

      Технологии: педагогическая мастерская.

      Цели:

      - систематизировать материал по теме “Характеристика социального строя России в начале XX века”;

      - обобщить материал по истории  России в 1914 –1917 гг.;

      - определить причины раскола российского  общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;

      - продолжить формирование навыков  анализа исторических документов;

      - понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

      Оборудование:

      - «История Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»),

      - Часть 1, 2 мультимедийного учебника  “История России. ХХ век”: М., Клио  Софт, 2000.

      Предварительная работа:

      Класс разделён на шесть групп по 4 человека. Деление на группы было проведено  с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация. 

      ХОД УРОКА 

      1. Индуктор. Для того чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово “судьба”. Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века (Приложение 1). Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей “судьбой”.

      2. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально-экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.

Информация о работе Дневник педагогической практики