Дидактические упражнения по развитию практического экспериментирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 09:47, доклад

Краткое описание

Задача: формирование у детей представления о том в каких условиях снег тает быстрей
Используемые материалы: не глубокая пластиковая тарелка, снег
Характеристика деятельности педагога: во время зимней прогулки, дети заметили, что их варежки промокли. Детям стало интересно, почему же их варежки промокают, ведь на улице нет дождя.
-М.И, а почему мои варежки промокли? Ведь на улице зима, холодно и нет дождя, только снег.

Файлы: 1 файл

дидактические упражнения.docx

— 23.38 Кб (Скачать)

Дидактические упражнения по развитию практического экспериментирования

  1. Задача: формирование у детей представления о  том в каких условиях снег тает быстрей

Используемые материалы: не глубокая пластиковая тарелка, снег

Характеристика деятельности педагога: во время зимней прогулки, дети заметили, что их варежки промокли. Детям стало интересно, почему же их варежки промокают, ведь на улице нет дождя.

-М.И, а почему мои варежки  промокли? Ведь на улице зима, холодно и  нет дождя, только  снег.

Тогда воспитатель объяснила детям, когда они играют со снегом, он прилипает к их варежкам, а варежки на их ручках нагреваются и снег тает.

- ребята, а вы хотите  провести опыт?

-да, да , да… а какой? Как?

-так как наша прогулка  подходит к концу и нас ждут  повара, чтобы накормить вкусным  обедом. Давайте для опыта возьмем  с собой в группу немного  снега и положим его в тарелочку, а после тихого сна посмотрим, что с ним произошло.

Дети пришли, разделись, помыли ручки, пока младшие воспитатели накрывали на стол, дети с воспитателем положили в пластиковую тарелку немного снега и поставили на подоконник.

После тихого часа дети проснулись, и воспитатель загадочно спрашивает их:

- дети, а что же произошло  с нашим снежком?

Дети подбегают и смотрят, а снега нет, только вода в тарелке.

- он растаял!- догадался  один ребенок

- ребята, а почему у  нас в тарелочке снег растаял, а на улице нет? (дети смотрят  в окно)

-потому что на улице  холодно, а в группе тепло

 

 

  1. Задача: формирование представления у детей, о значимости зубчиков на расческе

Используемые материалы: расчески с зубчиками 5 штук, и без зубчиков 5 штук.

Характеристика деятельности педагога:  после полдника девочки и мальчики пошли играть, девочкам было предложено поиграть в парикмахера, все согласились, взяли куклы и начали расчесывать им волосы. А они не расчесывались, дети недоуменными глазами посмотрели на воспитателя.

-волосы не расчесываются…

-как вы думаете почему?

Кто-то сразу начал расчесывать волосы пальцами, кто-то подозревать, что что-то с расческой не ладное случилось

Тогда воспитатель девочкам дает другие расчески, уже с зубчиками.

- ой, что же такое случилось  с расческами?? Не переживайте  девочки, у меня есть еще для  вас расчески .

Дети попробовали расчесать волосы новыми расческами и у них все получилось.

-девочки, скажите, а почему  же у вас первый раз не  получилось расчесать кукол?

Дети посмотрели на расчески, сравнили их и сделали вывод, что расческами без зубчиков нельзя расчесывать волосы

 

  1. Задача: выявление умений у детей подбирать нужные предметы.

Используемые материалы: машинки без колес, разные пластиковые кубики, прямоугольники, цилиндры, шары, мячики, различные колеса от машин

Характеристика деятельности педагога: девочки с одним воспитателем проводили опыт с расческой, другой воспитатель проводит с мальчиками другой опыт, с машинкой.

Дети подходят к машинкам:

-мальчишки, а давайте  ка мы поиграем с вами в  машинки, у кого машинка быстрее  ездит?

Ребята берут машинки, но они плохо едут.

-они не едут.

-почему?

-у них нет колес.

- ах, куда же делись колеса  от наших машин?

Тут воспитатель как бы случайно замечает рядом стоящий мешок и говорит:

- ребята, смотрите, какой-то  мешочек стоит, может туда спрятались колесики.

Дети начинают рассматривать предметы, находящиеся в мешочке, отбрасывая в сторону те которые точно не подойдут.  Выбрав колеса из кучи предметов, дети начинают примерять их к своим машинам.

-мальчики, а почему бы  нам вместо колеса не поставить  мяч?

И тут ребята начинают объяснять воспитателю, почему нельзя мячик использовать вместо колеса.

 

  1. Задача: формирование навыков анализирования действий, с последующим решением проблемы

Используемые материалы: карандаши и листочки

Характеристика деятельности педагога: в свободное время воспитатель предложила детям порисовать, усадила их за столики, раздала листочки и карандаши. Но дети не смогли ничего нарисовать, как бы они не старались.

- у меня не рисует  карандаш

- и у меня

-и у меня…

- почему?  Что с ними  не так?

Дети начинают рассматривать карандаши, кто-то замечает, что они просто не поточены

- и что же мы будем  делать? Как нам теперь рисовать?

-карандаши нужно поточить!

Тогда воспитатель раздает детям точилку, они точат карандаши и пробуют нарисовать, вауля, у них все получается!

  1. Задача: формирование знаний у детей о том, что чем тоньше бумага, том быстрее она промокает.

Используемые материалы: ванночка с водой, бумажные и пластиковые кораблики

Характеристика деятельности педагога: воспитатель предлагает ребятам поиграть в кораблики, для этого на столе расставила кораблики из плотной бумаги, из салфеток и пластиковые.

- ребята, возьмите кораблики, которые вам больше всего понравились, и аккуратненько поставьте их на воду.

Дети стараются, ставит, но вдруг!  Кораблик из салфетки сразу же утонул. Ребенок расстроился, подумал, что он не правильно поставил.

-не расстраивайся, ты  все правильно сделал, возьми  еще один кораблик.

Ребенок берет другой кораблик, ставит его на воду, тот не тонет.

Воспитатель задает детям вопрос:

- ребята, а почему у  нас утонул кораблик? (показывает  остатки от кораблика)

-потому что он из  салфетки!

-все верно!

-а почему другие кораблики  не утонули?

-они не из салфеток

- а из чего они?

-из бумаги, и…. (воспитатель  подсказывает детям, что другие  кораблики из пластика)

Пока воспитатель с ребятами беседовали о корабликах, о том из чего они сделаны, бумажные кораблики тоже начали тонуть.

- ребята, а почему  у  нас кораблики опять потонули?

-потому что бумажные

- а почему кораблики  из салфеток потонули быстрее чем кораблики из бумаги?

- кораблики из салфеток  тоньше!

- а как вы думаете, пластиковые  кораблики потонут?

- нет! Они твердые, они  не впитывают воду!

-а, что у нас впитывает  воду?

Дети называют, то, что впитывает воду.

 

  1. Задача: формирование навыка наблюдения и анализирования ситуации

Используемые материалы: формочки для песочных куличиков

Характеристика деятельности педагога: во время совместной игры воспитателя с детьми в песочнице, воспитатель обратила внимание детей на то, что песок не везде лепится

-ребята, смотрите, почему  же здесь песок не лепится, рассыпчатый, а здесь лепится.

Дети начинают пробовать лепить песок со всех сторон песочницы.

- лепится потому что  сырой, не высох, а не лепится, потому что высох на солнышке

- почему же где то песок высок, а где-то нет?

- просто с одной стороны  солнышко грело, а с другой  не смогло, крышей прикрывало.

- ребята давайте поищем  на площадке места, где солнышко  не смогло высушить землю…

 

  1. Задача: формирование навыка наблюдения и анализирования ситуации

Используемые материалы: детская лопатка

Характеристика деятельности педагога: дети играют в песочнице, воспитатель берет лопатку, и пытается копать рядом с песочницей.

- ребятки, у вас получается  копать?

-да

-а у меня почему-то  не получается. Помогите мне, пожалуйста.

Дети берут лопатки, и начинают помогать воспитателю, у них естественно тоже ничего не получается.

-ребята, а давайте поищем  на площадке такие места где бы можно было бы покопать.

-Давайте!

Ребята бегают по площадке ищут места для копания, возвращаются к воспитателю и говорят:

-мы не нашли.

- как вы думаете,  почему  в песочнице копается, а рядом  нет?

- потому что песок красный, а земля черная

-еще какие версии будут

-в песочнице мягко, а  земля твердая

- а что у нас еще  твердое?

- дорога, тротуар, пол…

- давайте найдем с вами  все твердые поверхности

И дети побежали искать..

  1. Задача: развитие познавательной активности, развитие наблюдательности, формирование знаний детей о различных листьях

Используемые материалы: природные материалы - листья

Характеристика деятельности педагога: во время прогулки осенью ребенок принес воспитателю красивый листочек

- от какого дерева этот  лист?

- от клена. Ребята, смотрите, какой красивый листочек нашел  Миша. Это листочек от клена, кленовый  лист, давайте с вами поищем  красивые листочки и попробуем  узнать от какого они дерева.

Дети бегают по  площадке в поиске красивых листочков, потом все вместе отгадывали от какого они дерева.

 

 


Информация о работе Дидактические упражнения по развитию практического экспериментирования