Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту. В настоящее время в нашем обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. В связи с таким положением особо актуальным является не только развитие и воспитание у детей с раннего детства гуманного отношения к "другому", но одновременно и выявление их уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка. Следовательно, поднимается вопрос диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическое изучение проблемы диагностики уровня воспитанности дошкольников ………………….5
1.1. Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема……………………………………………………………………………...5
1.2. Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника….8
1.3. Характеристика методов диагностики воспитанности дошкольников…….16
2. Практическая работа по диагностике уровня воспитанности дошкольника...22
2.1. Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..22
2.2. Определение уровня воспитанности дошкольников на практике………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33

Файлы: 1 файл

к.р. пед диагностика.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Экспонируются сюжетные рисунки из палочных человечков (пиктограммы): их движения многозначны  и могут быть прочитаны по разному. Испытуемые сообщают, что происходит между героями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачу, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что ты видишь и что слышишь глядя на картинку?»

Представленная  иллюстрация вариантов ТАТ своим  назначением имеет выявление  этических отношений к другому  человеку. [14, 41]

Тест «Фантастический  выбор»

Метод фантастического  выбора - один из самых любимых детьми. Производится апелляция к воображению  ребенка, и на фоне воображаемой волшебной  ситуации актуализируются и вербально  оформляются ценностные предпочтения. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:

· Приплыла к  тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего  тебе надобно?» Чего попросишь у  рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.

· У тебя в  руках цветик - семицветик. Отрывай лепестки - чего просишь для себя?

· Ты отправляешься  на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой  можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти

пять слов.

Индивидуальная  беседа с ребенком

Индивидуальная  беседа с ребенком позволяет выявить  отношение воспитанника к моральным  ценностям, нормам поведения и присутствие  этих норм и ценностей в его  жизни.

Любую беседу с  ребенком рекомендуется начинать с общих и понятных ребенку вопросов ( Нравится ли тебе в детском саду? Много ли у тебя друзей? И т. д.) После установления контакта с ребенком и заручениея его доверием можно переходить к интересующим темам. Вопросы для обсуждения лучше подготовить заранее. Например:

· Если тебе предлагают принести игрушку, чтобы подарить ребятам  из младшей группы, что ты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты подарить другу самую лучшую свою игрушку? Попросил бы что-нибудь взамен?

· Если во дворе  ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли ты помогаешь младшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно помогать другим людям? Что такое Добро?

· Кто наводит  порядок в твоих игрушках? Как  ты думаешь, должен ли человек быть аккуратным? Почему? И др. [14, 65]

Как производятся анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала? Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые  диктовали избранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится на свободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо-действенном), а выбор есть ни что иное, как выявленное предпочтение определенной ценности, то обсчет материала производится через группирование высказанных и выявленных разных предпочтений.

Например можно выделить группы противоположных предпочтений: ориентация на духовные ценности (…% - ?) и на материальные(…% - ?), на потребление (…% - ?) и на созидание (…% - ?), на индивидуальные блага (…% - ?) и на общественные (…% - ?). Процентное соотношение этих групп становится характеристикой, то есть результатом данной диагностики.

Результаты  диагностик можно фиксировать в  виде сводных таблиц, различных графиков и диаграмм.

 

2.2 Определение  уровня воспитанности дошкольников  на практике

 

На базе МДОУ СОШ «Малышок» г. Советский нами была проведена диагностика уровня воспитанности учащихся подготовительной группы. Для диагностики использовалась методика анкетирования родителей и самих детей, представленная в виде сводной диагностической карты воспитанности, а так же была проведена индивидуальная беседа с детьми, приведенная в параграфе 2.1.

Цель беседы заключалась в выявлении у  ребенка отношения к такой  ценности как Добро, которое проявляется  в отзывчивости, доброжелательности, дружелюбии. А также выявление  наличия у воспитанника таких качеств как аккуратность, щедрость и бескорыстие.

Результаты  показали, что 40% детей осознают значимость такой ценности как Добро, достаточно часто совершают добрые, на их взгляд, поступки, помогают взрослым и малышам. Соответственно 60% детей понимают значимость доброты, но сами совершают добрые поступки не часто. 40% детей активно рассуждают на тему аккуратности человека, считают себя очень аккуратными и прилежными, понимают значимость этого качества личности. 40% детей не выделяют значимости этого качество, и 20% отказываются рассуждать на данную тему. Все дети высказывают мнение о том, что человек должен быть щедрым и бескорыстным, готовы отдать уже ненужные им игрушки малышам, но только 20% согласились пожертвовать любимой игрушкой ради друга.

Таким образом, большинство детей понимают значимость ценностей, раскрываемых в ходе беседы, но далеко не все ведут себя согласно этим

ценностям.

Сводная диагностическая  карта воспитанности (Приложение 1) [6] была разработана педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Начальная школа - детский сад № 1” города Ангарска Иркутской области.

Цель сводной  диагностической карты воспитанности - это определение уровня воспитанности каждого ребенка для выявления проблем в воспитании и нахождения путей их решения.

Карта состоит  из двух таблиц: “Внутренняя культура личности” и “Внешняя культура личности”. Каждая таблица разделена  на колонки, содержащие определенные интегрированные  качества личности и раскрывающие их содержание.

Внешняя культура личности:

· культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

· культура поведения (дисциплинированность) - способность  ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

· культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания  в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

Внутренняя  культура личности:

· отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;

· дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

· самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных  решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

· любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

· честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

· эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния  другого человека, проникновение, вчувствование в его переживания;

При определении  количества интегративных качеств  внутренней культуры личности обязательно  были учтены возрастные особенности  возраста: в подготовительной группе - 6 качеств (в младшей группе - 3 качества, в средней группе - 4 качества, в старшей группе - 5 качеств).

Интегративные качества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различно только их содержание.

В процессе заполнения карты воспитанности участвуют  все субъекты воспитательного процесса:

- предлагается оценить каждое качество личности своего ребенка родителю;

- ставит самооценку  ребенок;

- оценивает  качества личности педагог (последим).

Детям дошкольного  возраста в игровой форме предлагается нарисовать себя на одной из трех ступенек лесенки определенного качества, вспомнить литературного героя, обладающего данным качеством и ответить на вопрос педагога: “Хотел бы ты быть еще добрее (вежливее, самостоятельнее и т. д.). Положительный его ответ предполагает наличие у ребенка мотивации, отрицательный - ее отсутствие.

Критерии оценивания интегративных качеств личности:

· 1 балл - данное качество присутствует у ребенка, всегда является устойчивой чертой его личности;

· 0,5 балла - поведение  ребенка соответствует данному  качеству чаще всего, есть потребность у ребенка вести себя именно так, но оно неустойчиво.

· 0 баллов - иногда поведение ребенка может соответствовать  данному качеству, но редко.

По итогам заполнения сводной диагностической карты  воспитанности всеми субъектами педагог подсчитывает средний балл и определяет уровень воспитанности ребенка:

· от 1 до 0,8 - 1 уровень  воспитанности;

· 0,8 до 0,6 - 2 уровень  воспитанности;

· 0,6 до 0,4 - 3 уровень  воспитанности.

При проведении данной диагностики были получены результаты, приведенные в таблице (Приложение 2). Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы. У 20 % детей подготовительной группы хорошо развиты такие интегративные качества личности, как общительность, дисциплинированность, аккуратность (1 уровень воспитанности). У 40% детей данные качества неустойчивы (2 уровень воспитанности). И у 40% развиты слабо (3 уровень воспитанности).

У 40 % детей отзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность и честность являются устойчивыми  качествами личности (1 уровень). У 20 % данные качества присутствуют, но еще не устойчивы (2 уровень). У 40% детей развиты слабо.

У 100% детей присутствует мотивация к повышению внутренней культуры личности. У 60% детей присутствует мотивация к повышению внешней  культуры личности, у 40% - отсутствует.

В среднем группу можно охарактеризовать 3 уровнем  воспитанности.

Для систематического отслеживания состояния воспитанности  группы, рекомендуется проводить  данную диагностику 2 раза в год:

· декабрь - промежуточная  диагностика,

· май - итоговая диагностика.

Проведение  данной диагностики позволяет педагогу построить индивидуальные направления  воспитания ребенка, наметить перспективы  развития качеств личности. Участие  самого ребенка в процессе диагностики  позволяет провести сравнение между  его самооценкой и оценкой взрослого (возможно несовпадение).

Привлечение родителей  к данной диагностике помогает сделать  его активным участником воспитательной системы, а процесс заполнения им диагностической карты может  быть использован опытным педагогом  в индивидуальных встречах с родителем для обсуждения проблем и перспектив развития ребенка.

Анализируя  диагностическую карту по вертикали, педагог сможет выявить проблемы воспитания детского коллектива и спланировать целенаправленную работу по устранению проблем воспитательного процесса.

Диагностика воспитательного  процесса является самым трудным  компонентом воспитательной системы. Но без этой работы невозможно организовать обоснованный и эффективный процесс  развития личности ребенка и проанализировать качество воспитательной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

При написании контрольной работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили критерии воспитанности детей дошкольного возраста, выделили основные методы диагностики воспитанности дошкольников и дали им теоретическое обоснование, применили на практике одну из методик диагностики воспитанности детей дошкольного возраста.

Обобщая изученный  материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели воспитанности:

показателем воспитанности  является направленность внимания ребенка  «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение;

показателем воспитанности  является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств  может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

показателями  являются мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

Для диагностики  воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др.

Многие из методов  не только позволяют педагогу выявить  особенности проявления того или  иного качества, но и оказывают  воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

Регистрация результатов  диагностики осуществляется в различных  формах. Очень осторожно и корректно  могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

Диагностические методики должны подбираться педагогом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня воспитанности дошкольников целесообразно будет использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Информация о работе Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста