Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту. В настоящее время в нашем обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. В связи с таким положением особо актуальным является не только развитие и воспитание у детей с раннего детства гуманного отношения к "другому", но одновременно и выявление их уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка. Следовательно, поднимается вопрос диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическое изучение проблемы диагностики уровня воспитанности дошкольников ………………….5
1.1. Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема……………………………………………………………………………...5
1.2. Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника….8
1.3. Характеристика методов диагностики воспитанности дошкольников…….16
2. Практическая работа по диагностике уровня воспитанности дошкольника...22
2.1. Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..22
2.2. Определение уровня воспитанности дошкольников на практике………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33

Файлы: 1 файл

к.р. пед диагностика.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Наблюдение  предполагает так же создание искусственным  образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Повседневные  наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед

особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот что важно:

· Наблюдают  отношения - не действия;

· Наблюдают  в ситуации свободного проявления - без давления со стороны;

· Наблюдают  ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события  или действия скрытое ценностное отношение;

· Наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует  характеристики, а если предоставляется  возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный  детьми поведенческий выбор в  его количественных показателях  и наглядной, удобной для анализа форме;

· Наблюдают  не только за тем, что проявляется, но и за тем в какой мере под  благотворным влиянием изменяется проявленное  сейчас отношение, скорректированное  тоже сейчас, ибо педагог находится  рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры.

Беседа

Беседа - метод  установления в ходе непосредственного  общения психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью  предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также  можно проводить с группой, когда  воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах  присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может  быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к

преподавателю.[12;77]

Существуют  также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу  должен тщательно продумать все  аспекты той проблемы, о которой  он собирается говорить, подобрать  те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен  определить, в какой последовательности  будет поднимать темы или задавать  вопросы.

3. Важно правильно  выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует  придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение  следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые  могут оказаться неприятными  для собеседника или вызвать  ощущение проверки, не должны  быть сосредоточены в одном  месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен  вызывать обсуждение, развертывание  мысли.

4. Вопросы должны  учитывать возрастные и индивидуальные  особенности собеседника.

5. Искренний  интерес и уважение мнения  собеседника, доброжелательное 

отношение в  разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель  должен быть внимательным и  гибким в беседе,

предпочитать  косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки  зрения результативности беседы  лучше задать несколько мелких  вопросов, чем один крупный.

8. В беседе  с воспитанниками следует широко  использовать косвенные вопросы.  Именно с их помощью воспитатель  может получить интересующую  его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем  случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь  таким образом приблизиться к  уровню своего собеседника - это  шокирует.

10. Для большей  достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует  злоупотреблять терпением и временем  собеседника. Беседа не должна  длиться более 30-40 минут.

К несомненным  достоинствам беседы следует отнести:

· Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать  его ответные реакции, оценивать  его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

· На устный ответ  затрачивается меньше времени, чем  на письменный.

· Заметно сокращается  количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с  письменными методами).

· Учащиеся более  серьезно относятся к вопросам.

В то же время  следует учитывать, что в беседе мы получаем не

объективный факт, а мнение человека. Может случиться  так, что он произвольно или непроизвольно  искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опросник

Опросник принадлежит  к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения  направленного интереса ребенка, его  желаний, стремлений, сомнений и в  итоге личных проблем жизни, а  также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Анкетирование

Анкетирование - опросник, составленный как система  вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.

Проведение  анкеты выявляет многие детали общей  картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную  деятельность без целенаправленного  анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет  большое значение для целенаправленного  и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая  работа по диагностике уровня воспитанности дошкольника

 

2.1 Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста

 

Очень популярными  являются диагностики детей, предусматривающие  проведение аналитических стандартизованных  наблюдений за ребенком и последующее  сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих диагностик требует специального опыта и должно выполняться специалистами-психологами. Но так как психолог имеет гораздо меньше возможности наблюдать ребенка в естественной обстановке, чем воспитатель, то целесообразно организовать сотрудничество психолога с воспитателем - путем перекрестного сравнения собственных оценок и наблюдений психолога с оценками и наблюдениями воспитателя.

Поскольку дошкольники  уже овладевают речью, реагируют  на личность экспериментатора, то становится возможным осуществление общения с ребенком и в ходе его проведение диагностики развития. Однако речь дошкольника еще находится в стадии становления, и иногда это ограничивает возможности применения вербальных тестов, поэтому исследователи отдают предпочтение невербальным методикам.

При проведении и оценке результатов диагностики  развития дошкольника следует учитывать  особенности личностного развития в этом возрасте. Отсутствие мотивации, интереса к заданиям может свести все усилия экспериментатора на нет, поскольку ребенок не примет их.

Эти особенности  следует учитывать как при  проведении тестов, так и при интерпретации  получаемых результатов.

Следует учитывать  и время, которое потребуется  для проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ребенком

(Й. Шванцара, 1978).

При проведении обследований дошкольников установление контакта между испытуемым и экспериментатором  превращается в специальную задачу, от успешного решения которой будет зависеть надежность получаемых данных. Как правило, опытный психолог для налаживания такого контакта проводит обследование в знакомой ребенку обстановке в присутствии матери или какого-то близкого родственника, воспитателя и т. д. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком (страха, неуверенности и т. д.), для чего работу с ребенком можно начать с игры и лишь постепенно, незаметно для ребенка включать требуемые тестом задания.

Особое значение имеет осуществление постоянного  наблюдения за поведением ребенка во время обследования - его функциональным и эмоциональным состоянием, проявлениями интереса или безразличия к предлагаемой деятельности и т. д. Эти наблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребенка, сформированности его познавательной и мотивационной сфер. Многое в поведении ребенка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важно организовать сотрудничество всех трех сторон в процессе интерпретации результатов обследования ребенка.

Все диагностические  методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально  или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).

Н.Е. Щуркова  предлагает следующие методики диагностики воспитанности:

Опросник «Что люблю - что ненавижу»

Содержание  опросника самое разнообразное, оно определяется

обстоятельствами  развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Например:

· Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

· Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что  тебе неприятно в лесу?

· Что ты любишь в садике? Что не любишь?

· Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

Тематический  апперцептивный тест

Информация о работе Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста