Диагностика и анализ эффективности профессионально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:55, реферат

Краткое описание

Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Одной из основных является сфера образования и воспитания. Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в современных воспитательно-образовательных учреждениях.

Оглавление

Введение……………………………………………………...…….стр.2
1.Теоретико-методологические основы качества профессионально-педагогической подготовки………………………………..…….стр.3
2.Модель качества профессионально-педагогической подготовки учителя…………………………………………………………..... стр.6
3.Уровни качества профессионально-педагогической подготовки учителя……………………………………………………………..стр.8
4.Качество образовательного процесса -
«Педагогический мониторинг»………………………………… стр.10
5.Функции и виды педагогической диагностики………………стр.11
6.Методы педагогической диагностики…………………….…..стр.13
7.Тесты ,как вид педагогической диагностики……….…….….стр.14
Заключение…………………………………………………….…стр.16
Список применяемой литературы………

Файлы: 1 файл

Диагностика и анализ эффективности профессионально-педагогической деятельности.doc

— 517.50 Кб (Скачать)

Испытуемым предлагается вынести оценку перечисленных мотивов профессиональной деятельности по пятибалльной шкале (1- в очень незначительной мере; 2 - в достаточно незначительной мере; 3 - в небольшой и в немаленькой мере; 4 - в достаточно большой мере; 5 - в очень большой мере). Оценивается список из следующих мотивов: 1. Денежный заработок; 2. Стремление к продвижению по работе; 3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег; 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей; 5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других; 6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы; 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.

Подсчитываются  показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ). Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5.

На основании  полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный  комплекс представляет собой тип  соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует  относить следующие два типа сочетания:

1)ВМ>ВПМ>ВОМ  (внутренняя мотивация больше  внешней положительной, а внешняя  положительная больше внешней  отрицательной);

2)ВМ=ВПМ>ВОМ  (внутренняя мотивация равна внешней  положительной , которая больше  внешней отрицательной).

Между этими  комплексами заключены промежуточные  с точки зрения их эффективности  иные мотивационные комплексы. При  интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Данная методика дает возможность по структуре мотивационного комплекса сделать заключение об удовлетворенности педагога своей профессией. Между характером мотивации и удовлетворенностью, по данным А. Реана существует средней силы устойчивая связь. Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже его эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. 

2.Диагностика структуры учебной мотивации школьника 

   Инструкция к тесту

Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

  • 0 баллов - почти не имеет значения;
  • 1 балл - частично значимо;
  • 2 балла - заметно значимо;
  • 3 балла - очень значимо.

       Тестовый материал

  1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
  2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
  3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
  4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
  5. Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.
  6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
  7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
  8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
  9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
  10. Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
  11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
  12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
  13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
  14. Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
  15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
  16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
  17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
  18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
  19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
  20. Учеба в моем возрасте - самое главное дело.
  21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

Ключ  к тесту

Мотивы Номера  ответов 
Познавательные 2 9 15
Коммуникативные 3 10 16
Эмоциональные 1 8 21
Саморазвития 6 13 19
Позиция школьника  7 14 20
Достижения 5 12 18
Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17
 
 

3.Методика для диагностики учебной мотивации студентов

( А.А.Реан и В.А.Якунин,модификация  Н.Ц.Бадмаевой )

Назначение  теста

Диагностика учебной  мотивации студентов.

Описание  теста 

Методика разработана  на основе опросника А.А.Реана и  В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция  к тесту 

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной  деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тестовый  материал

  1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
  2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
  3. Хочу стать специалистом.
  4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
  5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
  6. Чтобы не отставать от друзей.
  7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
  8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
  9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.
  10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
  11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
  12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
  13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
  15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
  16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
  17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
  18. Просто нравится учиться.
  19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
  20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
  22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
  23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
  24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.
  25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.
  26. Стать высококвалифицированным специалистом.
  27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
  28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
  29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
  30. Добиться одобрения родителей и окружающих.
  31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
  32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.
  33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
  34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Ключ  к тесту и обработка  результатов теста

  • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
  • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
  • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
  • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
  • Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
  • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
  • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке  результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

  • Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. С.151-154.
 
 
 
 

4.Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой)

Назначение теста

Методика предназначена  для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и  ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция  к тесту 

Проводится три  серии испытаний.

Первая  серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое  значение для учения.

Вторая  серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья  серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых  написаны особенно важные для испытуемого  суждения.

Тестовый  материал

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  19. Люблю решать задачи разными способами.
  20. Люблю все новое и необычное.
  21. Хочу учиться только на «4» и «5».
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ  к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
  • благополучия: 5 - 6;
  • аффилиации: 7 -8;
  • престижа: 9 - 10;
  • избегания неудачи: 11 - 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
  • коммуникативные: 17 - 18;
  • творческой самореализации: 19 - 20;
  • достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста 

При обработке  результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого  наблюдались одинаковые ответы, в  противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Источники

  • Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диагностика учебной мотивации студентов , согласно методике

( А.А.Реан и В.А.Якунин,модификация  Н.Ц.Бадмаевой )

Согласно разработанной  методике ( А.А.Реан и В.А.Якунин ,модификация Н.Ц.Бадмаевой ) диагностируются учебные мотивации студентов.

 Это коммуникативные,  профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а  также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

   Тестируемый молодой человек Игорь В., в возрасте 21год, учащийся колледжа .

Ему необходимо оценить по 5-балльной системе приведенные  мотивы учебной деятельности по значимости для него: 1 балл соответствует минимальной  значимости мотива, 5 баллов – максимальной.  После ответов на предложенные вопросы , подсчета набранных баллов обработки результатов, подсчитывается средний показатель по каждой шкале опросника.  

Ключ  к тесту и обработка  результатов теста

  • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. ( Набрано баллов19. Средний балл-4,75 )
  • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19. ( Набрано баллов13. Средний балл-2,6 )
  • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34. ( Набрано баллов19. Средний балл-3,8 )
  • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26. ( Набрано баллов26. Средний балл-4,33 )
  • Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28. ( Набрано баллов8. Средний балл-4)
  • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24. ( Набрано баллов25. Средний балл-3,56 )
  • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33. ( Набрано баллов26. Средний балл-5,2 )

Информация о работе Диагностика и анализ эффективности профессионально-педагогической деятельности