Диагностика и анализ эффективности профессионально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:55, реферат

Краткое описание

Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Одной из основных является сфера образования и воспитания. Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в современных воспитательно-образовательных учреждениях.

Оглавление

Введение……………………………………………………...…….стр.2
1.Теоретико-методологические основы качества профессионально-педагогической подготовки………………………………..…….стр.3
2.Модель качества профессионально-педагогической подготовки учителя…………………………………………………………..... стр.6
3.Уровни качества профессионально-педагогической подготовки учителя……………………………………………………………..стр.8
4.Качество образовательного процесса -
«Педагогический мониторинг»………………………………… стр.10
5.Функции и виды педагогической диагностики………………стр.11
6.Методы педагогической диагностики…………………….…..стр.13
7.Тесты ,как вид педагогической диагностики……….…….….стр.14
Заключение…………………………………………………….…стр.16
Список применяемой литературы………

Файлы: 1 файл

Диагностика и анализ эффективности профессионально-педагогической деятельности.doc

— 517.50 Кб (Скачать)

  Главный смысл прогностической деятельности учителя заключается в том, чтобы предупредить или искоренить отклонение в образовании, развитии, формировании личности ребенка, в самом начале, чтобы ликвидировать возможность перерастания этих незначительных отклонений в педагогическую запущенность.

  В процессе обучения неоднократное возвращение к диагностическим методам. Контроль успеваемости предполагает наличие элементов диагностики - проверка (получение информации о степени освоения материала) и оценивание (документально фиксируется как отметки). Итоги проверки - основа для оценивания. Отметка - 5,4,3 - не число, но приписываемое к числу суждение (оценка всегда качественная - «хорошо», «отлично»). Отметка может быть в виде балла, %, в буквенном обозначении (А, В). количественное значение отметки может фиксироваться не только через 5 бальную шкалу, но и через 12-бальнуй, 10, 2-х или 100-бальную. До революции в России существовала 6-бальная система (от 0 до 5), в настоящее время положительные оценочные суждения - 3-бальная шкала.

В системе образования  России в 1998-2001 гг. проводилась экспериментальная  проверка новых оценочных шкал в  различных регионах, поиск оптимального варианта. Показано, что наиболее удобна в использовании на сегодняшний день 12-бальная шкала (10 + 2 экстремальные оценки: «1»- «спасайте», ребенок нуждается в интенсивной индивидуальной помощи либо переводе в специализированное учреждение; «12» - «ура», необходимость в переходе на специальную программу, повышенного уровня сложности. 
 
 

6.Методы педагогической диагностики 
 

Основные методы педагогической диагностики:

1. наблюдение (может быть включенным, «конспиративным»- когда наблюдатель участник совместной деятельности с объектом исследования; а может быть не включенным, «открытым» - в случае если объект знает что за ним ведется наблюдение. Примеры: включенное - наблюдение на экскурсии, занятия в творческой студии; не включенное - плановое посещение учебных занятий);

2. устный опрос (виды - диагностическая беседа (по заранее разработанному плану), свободный обмен мнениями (т.е. интервью), групповое собеседование.

3. письменный опрос (анкетирование, тестирование). При письменном опросе могут использоваться опросники закрытого типа (предлагается выбрать один вариант из многих), открытого типа (вопрос с пустым пространством для ответа), либо полузакрытого типа (предложены варианты ответов, но есть возможность собственного ответа). Тест является универсальным инструментом педагогического мониторинга.

Тест - инструмент, состоящий из выверенной системы  тестовых заданий, стандартизированной  процедуры проведения и заранее  спроектированной обработки и анализа  результатов. Предназначен для измерения  качеств и свойств личности, изменение которых возможно в ходе систематического изучения. Тесты как измерительный инструмент существуют уже около 120 лет. Преимущества тестов:

· Большой охват  учебного материала (устный опрос - 2-4 темы, письменный - 5-10, тест может охватить любой объем учебного материала)

· Большой интервал оценивания (не с 3 до 5, но по 100 %).

· Равные условия  для всех учащихся, как следствие, снижение количества стрессов.

· Наличие жесткой  процедуры проведения, отсутствие личных симпатий и т.д.

· Наличие права  на ошибки

· Экономически эффективны (чем больше тестируемых, тем ниже затраты)

В тесте присутствуют три основных элемента:

1. система заданий.

2. зафиксированная  документально технология предъявления.

3. система проверки, обработки и анализа результатов. 
 
 
 

7.Тесты ,как вид педагогической диагностики 

Классификации тестов:

1. по процедуре создания: стандартизированные (равные условия для испытуемых, минимум случайных ошибок и т.д.) и нестандартизированные (применяются при выявлении образовательных проблем конкретного ребенка)

2. по средствам предъявления: с использованием текстовых тетрадей (тестовые задания в тетради, пространство для ответов); бланковые (задание зачитывается), компьютерные (очень быстрые, но высока вероятность случайных ошибок, не оставляют результатов на случай апелляции)

3. по ведущей ориентации: тесты скорости (простые задачи, время ограничено), тесты мощности (трудные задачи, но время не ограничено или мягко лимитировано, оценка за успешность и способ решения задачи), смешанные тесты (много тестовых заданий, задачи разного уровня сложности, время ограничено, но достаточно. Оценка выставляется как с учетом скорости выполнения, так и с учетом правильности)

4. по виду нормирования: ориентированные на статистические нормы (основания для сравнения - контрольная выборка), критериально-ориентированные (определение индивидуальных достижений относительно какого-либо критерия, заранее известного (ЗУН), ненормированные)

5. по целям использования  (классификация Нормана  Гронлунда):

· Определяющий тест - проверки знаний в начале обучения; несложный, минимум базовых знаний

· Формирующий тест - выявление прогресса, достигнутого в процессе обучения; по ограниченному сегменту обучения (разделу, главе и т.д.). Выявляется степень владения материалом, выявляются ошибки и конкретизируются инструкции по их исправлению.

· Диагностический  тест - выявление трудностей обучения и их источников во время процесса обучения; большое количество вопросов, внимание сосредоточено на ответах по определенной группе вопросов. Общий средний балл - второстепенное значение, низкий уровень сложности заданий.

· Суммирующий тест - основные достижения в конце обучения, высокий уровень сложности заданий, для оценки широкого диапазона результатов.

Уровни усвоения учебного материала (Б.Блум):

1. Знание на  каждый из уровней

2. Понимание  в тест должны входить

3. Применение  свои задания

4. Анализ

5. Синтез

6. Оценка 

Требования к  тестам:

· составлены с  учетом соответствующих правил (возраст, время выполнения и т.д.)

· соответствуют содержанию УМ

· проверены  на практике (апробированы)

· рассчитаны показатели эффективности задания (сложность, дискриминативность)

· максимально  разнообразны по форме

· имеют однозначный  правильный ответ на каждое тестовое задание

Трудность - % детей в контрольной группе, ответивших правильно (больше 80 или меньше 20, иначе задание не пригодно)

Дискриминативность - дифференцирующая способность заданий. Подсчет дискриминативности по 27% наиболее хорошо и наиболее плохо выполнивших  тесты, считают индекс

Д=Nр верх/N-Nр  ниж/N,

где N- 27% от общего количества учащихся, Nр верхN- выполнили  задание в лучшей группе,Nр ниж - выполнили задание в худшей группе

Если индекс Д =0 или Д<0, значит задание должно быть пересмотрено. Подсчет Д необходим  при отборе учащихся, вступительных экзаменах и итоговой аттестации.

Существуют мировые  стандарты анализа качества в  образовании: TIMSS, ISO и др. 
 
 

Заключение 

 Изучение личности и «пополнение» общей теории личности возможно как путем теоретических, так и путем психодиагностических, экспериментальных и прочих исследований.

 Личность требует от специалиста-психолога бережного отношения. Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов приводят требования к специалисту-пользователю психодиагностической методики:

  1)Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в области исследования личности, о том, какие именно методики могут быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими;

  2)Если психологи предупреждают о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще;

  3)Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам личности, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны;

  4)Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;

  5)Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами не психологами;

  6)Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

  Психолодиагностика личности решает в наши дни практические задачи, так как на этой области знания, во многом, построена психотерапия различных направлений, практическая педагогика, управление и менеджмент и т.д.  
 
 
 
 
 

                                                         

                   Список применяемой литературы 
 

1. Батаршев А.В.  Базовые психологические свойства  и профессиональное самоопределение  личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005. –  С. 7-14; 19-42.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник  по психодиагностике. - М,1999;

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб.. – М.: Логос, 2005. – С. 286-304.

4.Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепции до технологии. – Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2001.

5. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:. Издательский центр «Академия», 2005. – С. 321-348.

6.Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания// Педагогика. – 1998. – № 5.

7.Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для пед. вузов - Издание 4. - М. Просвещение, 2005 г.

9. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - Санкт Петербург: Питер, 2004. - 316 с.

10.Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М., 1998.

11. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ //Педагогика. - 2004. - №5. - С.61-66

2. Пидкасистый  П.И. Педагогика: Учебное пособие  -5 изд. и допол. - М.: Педагогическое  общество России, 2003 г. - 640 с.

3. Подласый И.П.  Педагогика. Новый курс: Учебник  для студентов пед. вузов - М.: Гуманитарный издательский центр  ВЛАДОС, 2002.

11. Педагогическая  психология: Методики и тесты  / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И.  Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. –  144 с.

12. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 3. – С. 88-95. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Метод  исследования личности (тест  «Мотивация педагогической  деятельности»)

Тест «Мотивация педагогической деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана) представляет собой одну из многочисленных методик, применяемых для изучения мотивационной сферы профессионального педагога. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются в данной методике на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Информация о работе Диагностика и анализ эффективности профессионально-педагогической деятельности